"Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен".
Упоминание о волхвах заставляет нас обратиться к истории рождения Иисуса Христа. Однако, в Библии об этих странниках сказано немного. Рождество описывали два евангелиста Лука и Матфей. Но Лука, вообще, не упоминает о волхвах ни слова. А Матфей посвящает им лишь 12 строф, в которых сведения о путешественниках весьма скупы: автор не указывает их числа, и даже не называет имён.
Однако, мы узнаём, что волхвы прибыли в Иерусалим с Востока, ведомые Новой звездой (знак рождения царя). Желая получить помощь, странники отправляются ко дворцу Ирода (правитель Иудеи 37-34г. до н. э) Ирод, видя в новом царе соперника, решает погубить Его, для этого приказывает волхвам доставить найденного Младенца во дворец, якобы для того, чтобы сам Ирод смог отдать будущему царю почести. И странники, получив приказ правителя Иудеи, отправились в дальнейший путь.
Волхвы встретили Христа в месте, над которым остановилась Новая звезда. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Получив во сне предостережение, волхвы не стали возвращаться к Ироду.
Вот такую историю доносит до нас Матфей. Однако, как выясняется, это не единственное упоминание в Библии о волхвах. Ещё в «Ветхом Завете» можно найти пророчество о их появлении. Так в Пророчестве Исайи (60:6) говориться «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа». И псалом (71:10 -11) «Цари Фарсиа и островов принесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклоняться Ему все цари, все народы будут служить Ему». Так образы волхвов получили царские титулы.
Вообще, волхвы были хорошо известны в древнем мире. Они стояли в одном ряду с магами, жрецами, астрологами. Были, скорее всего, членами жреческой касты, предположительно, зороастризма – религии Древней Персии. После завоевания Персией Вавилона (6 в до н. э.) религии их смешались, и преклонение перед волхвами сменилось на недоверие: народ прировнял их к жуликам и шарлатанам. В «Деяниях апостолов» (8:9-24) упоминается волхв Симон, который пытается купить у Святого Петра дар «позволяющий подавать людям Дух Святой, возлагая на них руки», то есть Дар Божий.
В 8 в н.э. три волхва кроме царственного сана приобрели и имена, и земли. Битхисарея (Бальтазар или Вальтасар) стал царём Аравии; Мелихиор (Мельхиор) – Персии; Гатхаспа (Гаспар или Каспар) – Индии.
Христианские историки средневековья рассказывают легенду о встрече волхвов. В Турецком городе Шева, спустя более чем полвека с их первой встречи, собрались волхвы последний раз поклониться Христу, будучи в то время глубочайшими старцами (более 150 лет).
Дальнейшая история повествует лишь о трёх телах, которые были перенесены из Шевы в Милан, а от туда в 12 веке выкрадены Фридрихом Барбароссой, и перенесены а Кёльн. Так волхвы получили имя Кёльнских царей. Их предполагаемые останки так и хранятся в Соборе.
Однако, в записях Марко Поло (1254-1324) также есть описания захоронений библейских волхвов. Так будучи в Савве (город, расположенный к юго-западу от Тегерана) путешественник видел три отдельных украшенных гробницы, тела в которых не были тронуты разложением «совсем целые с волосами и бородами». Во времена Марко Поло в Саве ещё бытовало множество легенд о трёх странниках, одна из которых гласит о том, что каждый из царей, видя Младенца, находил в Иисусе разительное сходство с самим собой.
Вот так сюжет 12 строф Библии разлетелся на множество историй дополняющих или опровергающих друг друга. А тема «Поклонение волхвов» стала мотивом для творчества мастеров Средневековья, Возрождения и последующих эпох.
Интересны три картины.
Питер Брейгель Старший (Мужицкий) к библейскому сюжету поклонения волхвов в своих картинах обращался за свою жизнь дважды: в 1564 году - широко известная картина "Поклонение волхвов", хранящаяся в коллекции Лондонской национальной галереи, и в 1567 году - менее известная картина "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже", принадлежащая Фонду Оскара Райнхарда.
Pieter Bruegel. Питер Брейгель Старший (1525-1569)
Поклонение волхвов
1564. Национальная галерея, Лондон.
Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Поклонение волхвов» датируется 1564 годом, в основе создания картины лежит мировой библейский сюжет. В картине «Поклонение волхвов» художник Питер Брейгель в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией – трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника – все это включается в тесные рамки одного произведения. Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение. Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине «Поклонение волхвов» глубочайший смысл.
Поклонение волхвов в зимнем пейзаже
1567. Собрание Оскара Райнхарда.
Питер Брейгель Старший
Картина Питера Брейгеля «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» создана на известный библейский сюжет, популярный в западноевропейском искусстве. В творчестве Брейгеля зимний пейзаж картины восходит к реалиям нидерландской живописи. У Питера Брейгеля в картине «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» внимание зрителя приковано к зимнему пейзажу и к людям, спасающимся от зимнего холода. Вся площадь картины Питера Брейгеля Старшего заполнена зимним пейзажем со снегом и четкими силуэтами голых деревьев, со множеством фигурок суетящихся людей, и только где-то в нижнем левом углу - волхвы, поклоняющиеся Младенцу. Если не знать названия картины, то увидеть в этом заснеженном нидерландском пейзаже евангельский сюжет довольно трудно. Картина «Перепись в Вифлееме» также подробно рассказывает о мире нидерландских крестьян 16-го века: о детях, играющих на льду, о деревенской архитектуре, а согнувшийся под тяжестью плотницких инструментов Иосиф и Мария, укутанная плотным серым покрывалом, ничем не отличаются от людей, собравшихся на площади, и не сразу заметны.
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ (1564- 1638)
Нидерландская школа
Поклонение волхвов
Повторение картины Питера Брейгеля Старшего
Государственный Эрмитаж
Питер Брейгель Младший - сын великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569), не обладая дарованием отца, часто варьировал его мотивы или же, напротив, с большой тщательностью повторял его картины.
Маленькая площадь маленького северного городка. Зима, пасмурное утро, идет снег. Люди заняты своими будничными делами: обрубают ветки деревьев, таскают воду из проруби, куда-то торопятся. Зрителю на первый взгляд не может прийти в голову, что здесь происходит какое-то важное событие. Только присутствие на площади мулов в драгоценных красных попонах, затканных золотом, заставляет его обратить внимание на толпу, осаждающую здание слева. Так изобразил библейскую сцену поклонения волхвов Питер Брейгель Старший.
В интерпретации Брейгеля волхвы в их роскошных одеждах почти не выделяются из многолюдной толпы, Мария и младенец превращаются в маленькие, еле заметные фигурки. Главное значение в картине приобретает повседневная жизнь: деятельная, суетливая, будничная, но необходимая, ни на минуту не останавливающаяся, связывающая в единое целое отдельного человека, общество и природу. Картины библейских событий Брейгель трактовал как сцены, которые он видел в действительности.
Младшенький Питер Брейгель оставил потомкам копию первой картины своего отца о поклонении волхвов. Эта копия находится в Эрмитаже. Если присмотреться к копии сына и сравнить ее с работой отца, то станут заметны мелкие различия, которые внесены в картину копиистом. Принципиального ничего в них нет, но сравнение любопытно.
Самый известный вариант "Поклонения волхвов" Питера Брейгеля Старшего совсем не похож на вариант в "зимнем пейзаже". Это совсем другая картина: другая композиция, другие краски, другой свет, другой смысловой фон. Это совсем другой, не традиционный Брейгель. Есть мнение, что этой работой Питер признался в любви к своей жене Майкен.
Менее известный вариант - "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже", на мой взгляд, более классичен для манеры Брейгеля и может быть поставлена в один ряд с такими его работами как "Избиение младенцев" и "Перепись в Вифлееме". И она мне больше нравится.