• Авторизация


ПОРТРЕТ ОСВАЛЬДА КРЕЛЯ 01-10-2011 23:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

 

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
(1471-1528)
ПОРТРЕТ ОСВАЛЬДА КРЕЛЯ
1499
 

 

 В то время, когда Дюрер писал этот портрет, Освальд Крелъ представлял в Нюрнберге интересы одной из крупнейших торговых компаний. Он родился в Линдау, почти на самой границе со Швейцарией, и в 1503 году возвратился в свой родной город, став там позже городским головой. Но, вообще говоря, судьба не всегда благоволила Крелю. За два года до создания этого портрета его ненадолго заключили в нюрнбергскую тюрьму за непристойное поведение во время карнавала. Дюреру удалось выразить на полотне вспыльчивый характер этого человека, способного неадекватно отреагировать на неудачное подшучивание над собой. Немецкий искусствовед Эрнст Бюхнер, бывший одно время директором Старой Пинакотеки, писал об этой картине следующее: "Портрет Освальда Креля поражает своей живостью, точностью композиции и достоверностью. Мы видим перед собой нетерпимого молодого человека, слишком рано познавшего, что такое власть над другими людьми"

С купцом Освальдом Крелем художник был знаком и раньше, но по - настоящему разглядел его, только когда Крелль появился у него в мастерской, желая заказать портрет. Дюрер увидел перед собой высокого худого человека с резкими чертами неправильного и необычно бледного лица. В изогнутых и сдвинутых бровях, в складке над переносицей чувствовалась огромная внутренняя напряженность, которую Крель стремился скрыть. Большая страсть горела в его душе - жажда богатства, быть может, неутоленное честолюбие. 

Дюрер написал Освальда Креля около отворенного окна, так что свет падает на него сбоку. День пасмурный. Когда Дюрер делал набросок, он сразу почувствовал, что его модель не умеет сидеть неподвижно. Ну что ж, он так и напишет Креля, пусть будет чувствоваться его внутреннее беспокойство. Как сжата рука, охватившая край одежды! Даже вены вздулись.

Дюрер не стал писать ни комнаты, ни мебели. Красное позади Креля - это не материальная стена, а просто красный фон. Он обрывается, открывая взгляду пейзаж. Пейзаж виден не через окно, а словно бы сквозь стену. Художник не видит его, а прозревает. Узкая извилистая речка, тонкие деревья с чуть колеблющимися ветвями. 

Нет спокойствия в духе человека, помещенного рядом с этим ясным пейзажем. Он противоречит всем своим внутренним напряжением спокойной тишине природы. Дюрер долго бился с глазами Креля, потом нашел. Они направлены в сторону, на что - то, чего мы не видим и во что пристально вглядывается этот человек - молодой, богатый, сильный, но томимый внутренней жаждой, палимый духовным пламенем. 

Портрет, когда он был готов, поразил Креля. Художник увидел в нем нечто такое, что сам он ощущал в себе лишь неясно. Заказчик похвалил сходство, изумился искусству, расплатился с художником и ушел, ощущая в душе тревогу. А Дюрер, перед тем как отдать портрет заказчику, написал сверху его имя и поставил дату: "1499". Знаменательная дата у этой работы! Дюрер писал портрет молодого немецкого купца, а написал портрет бурного века, который кончался, готовясь уступить место новому, еще более бурному; писал портрет Креля, а написал портрет времени, которому принадлежали они оба,- времени на переломе.


 



 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Мурка-78 02-10-2011-04:46 удалить
Такой взгляд необычный. И вообще, как живой...
iskuzi 02-10-2011-16:33 удалить
Ответ на комментарий Мурка-78 # Мне показалось, что очень напряженный.
Мурка-78 02-10-2011-17:08 удалить
Ну так в статье же написано, модель не могла сидеть неподвижно:)))))))))))


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПОРТРЕТ ОСВАЛЬДА КРЕЛЯ | iskuzi - Дневник iskuzi | Лента друзей iskuzi / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»