[показать] Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини.
Ф. Пуленк
Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Жюля Массне. Главное достоинство его музыки в мелодиях, которые, по словам композитора Брюно, «узнаешь среди тысяч». Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность.
Жюль Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник Камиль Сен-Санс, "но это не имеет никакого значения. ...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей... У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент... В теории мне такой характер музыки не нравится... Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Гриё в ризнице Сен-Сюльпис? Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут"?
Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в Монто, тогда пригороде, сейчас часть города Сент-Этьен, департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж, где отец Жюля Алексис Массне, в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов, проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля. В возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию.
Массне был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери, но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.
Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863, когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию, после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом, по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка» (1867, Опера-комик).
Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.
В 1870—1871 Жюль Массне принимал участие во Франко-прусской войне. С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников — Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Джордже Энеску, Рейнальдо Ан, Шарль Кёклен. В 1876 он получил орден Почётного легиона, с 1899 — командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.
Вершина творчества Массне — оперы «Манон» (1884) и «Вертер» (1892)
Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.
Дебюсси
"Вертер" - по-настоящему выстраданное, выношенное и очень личное лирическое высказывание композитора. Посещение дома Гете в Вецларе, где был задуман великий роман, невероятно душевно тронуло Массне. После он «со слезами на глазах» перечитал «Страдания юного Вертера» (1774), в котором великий немецкий писатель отразил драматические судьбы целого поколения свободомыслящей молодежи, вступившей в столкновение с отсталым феодальным жизненным укладом старой Германии. и уже не сомневался, что напишет оперу на гетевский сюжет. Премьера оперы Жюль Массне «Вертер» состоялась в феврале 1892 в Императорском оперном театре в Вене.
[показать]— лирическая опера. Трогательная любовная драма о гибели иллюзий и надежд обрисована в музыке Массне выразительной, психологически чуткой и гибкой мелодикой, тонкими и изящными оркестровыми красками.
В России опера была впервые исполнена в 1895 в Киеве, затем 17 января 1896 на сцене Мариинского театра в Петербурге (Н. Фигнер — Вертер, М. Фигнер — Шарлотта, Яковлев — Альберт); в Москве — 19 декабря 1904 в Новом театре. Однако только после исполнения заглавной партии Собиновым (впервые — 16 октября 1907) «Вертер» захватил слушателей. Образ, созданный великим артистом, покорял сдержанным драматизмом, проникновенным лиризмом, высоким благородством и одухотворенностью. В традиции Собинова исполняли эту партию многие певцы.
В советский период «Вертер» был поставлен в Петрограде, в Театре комической оперы (премьера — 10 декабря 1920, режиссер Оленин), в Москве, на сцене Студии Станиславского (1921), затем в ленинградском Театре им. Кирова (премьера — 31 октября 1937, режиссер и исполнитель заглавной партии — Печковский). Значительным явлением было концертное исполнение в Москве (Козловский — Вертер в 1938, Максакова — Шарлотта). В 1957 была осуществлена постановка в московском Большом театре (Лемешев — Вертер), в 1963 — в Театре им. Кирова, в 1984 — там же (под управлением Колобова). Среди выдающихся зарубежных исполнителей партии Вертера в конце XX века — Краус, Гедда и Корелли.
Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт, ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.
Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.
Жюль Массне умер в Париже в возрасте 70 лет после тяжелой болезни. После его смерти стиль Массне вышел из моды, и большинство его опер были забыты и не ставились на сцене. Начиная с 1970-х интерес к наследию Массне восстановился, его оперы вновь заняли достойное место в репертуарах ведущих театров мира.
Жюль Массне никогда не разочаровывал свою публику, хотя бы благодаря только превосходно сработанному звуковому материалу. В любой его опере, даже не удавшейся в целом, есть памятная страница, живущая самостоятельной жизнью вне общего контекста.