Из старого, а если быть абсолютно точным, - первого моего рукописного дневника (1999-го года).
«Иногда я задумываюсь над тем, какой художник мне больше нравится. Чьими полотнами я могу, так сказать, восхищаться. Выбрать одного мастера трудно, гораздо легче перечислить отдельные картины отдельных авторов. Например, у Рембрандта есть изумительное полотно «Христос в Эммаусе». Это эпизод из Евангелия, когда Иисус после воскресения Своего явился Клеопе и Луке, но те не могли узнать Его. В Эммаусе они возлежали с Ним за столом, и Христос взял хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам. И тогда они узнали Его.
У Рембрандта значительность и возвышенность момента, когда Иисус разламывает хлеб, подчёркивается строгой простотой интерьера. Тёмная ниша за Спасителем воспринимается не как углубление в стене, но как арка, ведущая в бесконечность. В этой арке завораживающая, медленно текущая вверх, пустота.
На первый взгляд, Христос у Рембрандта сильно очеловечен. В Его облике угадываются черты меланхолично-кротких голландских провинциалов. Но при длительном рассмотрении эти черты как бы растворяются, и мы видим лишь сияющее пятно лица и взгляд, точнее, глаза Спасителя, которые не смотрят, а возносятся вверх, повторяя вертикальное движение пространства в нише.
Это одна из немногих картин, где замечательно естественно смотрится ореол вокруг головы Спасителя. Вообще, на мой взгляд, «Христос в Эммаусе» - одна из лучших картин Голландца.»
[622x700]