Дополнение
Пожалуй, никаких других «судьбоносных» фильмов в моей жизни не было. Да и эти не столько повлияли на судьбу, сколько… как сказать… М-м-м-м… Я увидел их в нужные моменты моей жизни. Они пришлись очень кстати…
Это сравнимо с чрезвычайно важной встречей, встречей с человеком, который становится для тебя «проводником». Тем, благодаря кому ты благополучно преодолеваешь препятствия на пути… к чему-то. Данные фильмы не просто «нравились», они указывали правильный путь.
Потрясли потом ещё несколько фильмов. Например, «Двадцатый век» Бертолуччи. И фильм Иоселиани «Истина в вине». Очень глубоко тронул, вызвал восторг своей изысканной эстетикой и виртуозностью «Прощай, друг!» по сценарию Жапризо. Ввёл в состояние благоговейного оцепенения фильм «Кружевница» с гениальной Юппер…
Или ещё экранизированная Мельниковым «Женитьба» - фильм, который (случай уникальнейший!) гораздо глубже первоисточника и ближе к Вечности, нежели первоисточник (а ведь автор пьесы – Гоголь!).
Но вот такого ощущения «полёта», как во время просмотра тех пяти фильмов, пожалуй больше не было никогда…
Один гениальный режиссёр снимал очередной свой фильм. И вот в перерыве между съёмками он сидит на площадке, курит, пьёт кофе. Листает свой блокнот с записями и набросками. Оператор подходит к нему, стреляет сигарету. Спрашивает:
- Как вы думаете, зритель поймёт то, что мы сейчас снимаем?
Режиссёр усмехнулся.
- Знаете, кому надо, те поймут…
- А кому не надо?
- Те попытаются ОБЪЯСНИТЬ то, что мы сняли…