«Зеркало».
Хм-м… Неловко даже как-то признаваться в том, что фильм Андрея Тарковского «Зеркало» сыграл… и так далее. Так и вижу нагло-снисходительную ителлигентскую рожу (это она, «рожа», себя почитает «интеллигентной»; на деле же – обычная скотина, нахватавшаяся знаний, как корова – травы); слышу вяло-насмешливое:
- Ещё-о-о бы! Тарковский – это…
Плевать! Скорей отвернуться от неё и – бегом дальше! Только не фиксировать внимание на сытой морде «специалиста»! Итак… Да, этот фильм Тарковского раздвинул для меня пределы мироздания. Точнее, очень ясно, с потрясающей убедительностью, показал, что мироздание в принципе беспредельно… Как трудно писать!..
Мне было лет 15-16… И, знаете, что тогда, что сейчас, а всё же предпочтительней для меня фильмы не отстранённо-философские, а с сюжетом, с характерами. С хорошими диалогами. И чтобы крупные планы были! И эффектные сцены. И красивые интерьеры с блеском, бархатом, золотом. Короче, хочется «красивой жизни».
Красота повседневного мне (увы!) не так интересна. Могу, конечно, оценить. Даже могу понять того, кто, ахнув, присаживается на корточки перед «таким чудесным синеньким цветочком!»… Однако, тот же цветок гораздо больше смысла имеет (с моей точки зрения) в петлице элегантного пиджака. Или в волосах хорошенькой барышни. Сам по себе он просто хорош. Став украшением, он приобретает смысл. Его роль в жизни человека становится понятной. Он служит эстетике, чувству прекрасного.
В траве он ничей. Он сам по себе. Он лишь радует глаз.
В петлице же он бесповоротно связан с человеком, становится его частью. И тогда торжествует Истина и Справедливость!
Вне человека любой предмет – неполноценен и необязателен.
Дикая природа оттого дикая, что слишком изолирована от человека.
Да-да-да, не возражаю: человек уничтожает природу! Это страшно.
НО! Природа, защищённая от человека, природа «заповедная» - это ещё страшней.
Человек в пустыне, в опустошённом им мире – горестная фигура.
Великолепные леса в обезлюдевшем мире – кощунство!
Смысл - в Гармонии между человеком любящим, человеком, проникающим в совершенство мира – и миром совершенным, миром, служащим этому человеку.
О, если бы человек умел, подчиняя, не унижать! Не уничтожать, любя!..
Если бы он мог не бродить по лесу, а медленно проплывать сквозь него! Если бы дуновение ветра не было для человека сквозняком и только! Если бы лицо улыбающейся женщины воспринималось, как свет восходящего солнца…
Стоит ли вдаваться в подробности? Стоит ли что-то пояснять? Мой сбивчивый и такой важный (пусть только для меня…) монолог не возник бы, если бы я не посмотрел в 15-16 лет «Зеркало» Андрея Тарковского.