1. ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС (ЮЖНОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ) Такой вид одежды считается более древним по сравнению с сарафанным комплексом.
Панева - это прабабушка современной юбки. Овальный силуэт поневного комплекса, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи придавали женской фигуре подчеркнутую массивность. Вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уборов изначально это выступало в качестве своеобразной маскировки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега.
ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС (ЮЖНОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ)
КУШАК (пояс) САПОГИ (чеботы) В конце XIX в. деревенские щеголихи по праздникам ходили в кожаных сапогах с высокими каблуками и тупыми носами, с высокими голенищами, собранными в мелкие поперечные складки "морщины".
РУБАХА ПОНЕВА Разновидность юбки (встречается уже в X-XIII вв. ), состояла из нескольких сшитых или частично сшитых между собой полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Шилась из клетчатой шерстяной домоткани черного, темно-синего, реже красного цвета. Клетчатый рисунок ткани понев являлся крайне упрощенным заменителем магических изображений круга солярного знака.
НАГРУДНИК Туникообразная/распашная накидка наподобие укороченной рубахи с длинными или короткими рукавами. Входила в состав праздничного костюма, надевалась поверх рубахи. Для декора нагрудников характерно сочетание горизонтальных и вертикальных полос отделки, контрастирующих по цвету с фоном.
ПЕРЕДНИК Поверх рубахи с поневой надевали передник ("запан", "занавеска"). Он предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Интенсивность декора передников ритмично нарастала от верхней части к подолу (преимущественно растительные и зооморфные узоры). Покрой передников, как и рубах, был прямым.
КОТЫ Кожаные туфли, украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками. Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах. Коты надевали на белые, узорчатые или полосатые вязаные чулки, собранные на ногах "гармошкой".
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
СОРОКА Род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
КИЧКА («кика») – старинный головной убор замужней женщины представляла собой мягкую холщовую шапочку цилиндрический головной убор с плоским верхом и «ушками» , на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Кичка могла иметь вид лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх— назад (рогатые кички), а также круга или полукруга (котелкообразные кички).
ГРИБАТКИ ГАЙТАНЫ
САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС (СЕВЕРОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ)
Северорусский костюм сохранял плавность и текучесть линий, имел лаконичный, мало-расчлененный силуэт, создавал эффект плавного движения при ходьбе. Силуэт косоклинного сарафана приближается к форме трапеции, форма душегреи повторяет его силуэтные линии, только в меньших пропорциях.
ЕПАНЕЧКА, ДУШЕГРЕЯ Шелковый и парчовый сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов - епанечкой (душегрея, „коротена", „перышки"), также сшитой из шелковых и парчовых фабричных тканей. Епанечка обычно имела гладкий перед, а сзади украшалась крупными складками. По покрою и системе декора она близка к косоклинному сарафану и, повторяя его трапециевидный силуэт, создает дополнительный объем, поддерживающий ритм и строй народного костюма.
ЛАПТИ
РУБАХА-ДОЛГОРУКАВКА и САРАФАН С XVI в. этим термином стали определять женскую цельносшитую или распашную (на сквозной застежке спереди) одежду. Его носили как девушки, так и замужние женщины. В XVII веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20 -х годов XX века. ПОЯС ВАЛЕНКИ