• Авторизация


Четыре комплекса русской национальной одежды - поневы и сарафаны, андарак и кубилек 07-07-2024 19:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято разделять на 4 типа (комплекса). Эти комплексы заметно отличаются друг от друга количеством и покроем входивших в них предметов одежды, временем возникновения и географией распространения.

1. ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС (ЮЖНОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ) Такой вид одежды считается более древним по сравнению с сарафанным комплексом.

Панева - это прабабушка современной юбки. Овальный силуэт поневного комплекса, горизонтальность расположения декора, намеренное сокрытие талии и шеи придавали женской фигуре подчеркнутую массивность. Вместе с подражанием животным и птицам в формах головных уборов изначально это выступало в качестве своеобразной маскировки, родственной ритуальным маскам, и выполняло роль оберега.     

В древнерусской миниатюре и иконописи изображение поневы встречается уже в X веке. Но слово "понева" в смысле "набедренная одежда" стало использоваться с XV века, а до этого оно означало (и означает сейчас в некоторых славянских языках) одеяло, полотняную ткань или покрывало. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других,но начиная с XIV века он начал постепенно вытесняться другой одеждой (о чем речь ниже), и к XVII веку понева стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к XIX веку даже в южных губерниях поневу носили лишь замужние крестьянские женщины. Девушки надевали поневу всего на один день для обряда инициации ("вскакивание в поневу").     
 
В поневный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понева, передник, нагрудник (мог быть двух типов: вроде знакомого нам халата - с длинным рукавом и застежкой спереди, или надевающийся через голову, с коротким рукавом), сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).

Picture background

ПОНЕВНЫЙ КОМПЛЕКС (ЮЖНОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ)   

КУШАК (пояс) САПОГИ (чеботы) В конце XIX в. деревенские щеголихи по праздникам ходили в кожаных сапогах с высокими каблуками и тупыми носами, с высокими голенищами, собранными в мелкие поперечные складки "морщины".

РУБАХА ПОНЕВА Разновидность юбки (встречается уже в X-XIII вв. ), состояла из нескольких сшитых или частично сшитых между собой полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Шилась из клетчатой шерстяной домоткани черного, темно-синего, реже красного цвета. Клетчатый рисунок ткани понев являлся крайне упрощенным заменителем магических изображений круга солярного знака.

НАГРУДНИК Туникообразная/распашная накидка наподобие укороченной рубахи с длинными или короткими рукавами. Входила в состав праздничного костюма, надевалась поверх рубахи. Для декора нагрудников характерно сочетание горизонтальных и вертикальных полос отделки, контрастирующих по цвету с фоном.

ПЕРЕДНИК Поверх рубахи с поневой надевали передник ("запан", "занавеска"). Он предохранял одежду от загрязнения, служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Интенсивность декора передников ритмично нарастала от верхней части к подолу (преимущественно растительные и зооморфные узоры). Покрой передников, как и рубах, был прямым.

КОТЫ Кожаные туфли, украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками. Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах. Коты надевали на белые, узорчатые или полосатые вязаные чулки, собранные на ногах "гармошкой".

 

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

СОРОКА Род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.

КИЧКА («кика») – старинный головной убор замужней женщины представляла собой мягкую холщовую шапочку цилиндрический головной убор с плоским верхом и «ушками» , на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Кичка могла иметь вид лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх— назад (рогатые кички), а также круга или полукруга (котелкообразные кички).

ГРИБАТКИ ГАЙТАНЫ

2. Сарафанный комплекс.
 
Сарафан появляется на северо-западе России начиная с XIV века, причем как мужская одежда (род кафтана). Женской одеждой он становится примерно с XVI века. Само слово "сарафан" для обозначения женской одежды использовалось редко. Чаще употреблялись слова, отражающие особенности конструкции или материала: клинник, глухарь, ситцевик, крашенинник. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к XVIII-XIX веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране. На юге же сарафан стал одеждой молодых девушек, и вообще воспринимался там как "модная" и "городская" вещь.
 
Сарафанный комплекс включает в себя: рубаху с прямыми паликами или без паликов, сарафан, передник, нагрудную одежду (душегрею, шугай), кокошник (для женщин) или венец (для девушек), кожаную или лыковую обувь.
Picture background
Picture background
 
Picture background
 

САРАФАННЫЙ КОМПЛЕКС (СЕВЕРОРУССКИЕ ГУБЕРНИИ)

Малороссийские плахты

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Северорусский костюм сохранял плавность и текучесть линий, имел лаконичный, мало-расчлененный силуэт, создавал эффект плавного движения при ходьбе. Силуэт косоклинного сарафана приближается к форме трапеции, форма душегреи повторяет его силуэтные линии, только в меньших пропорциях.

ЕПАНЕЧКА, ДУШЕГРЕЯ Шелковый и парчовый сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов - епанечкой (душегрея, „коротена", „перышки"), также сшитой из шелковых и парчовых фабричных тканей. Епанечка обычно имела гладкий перед, а сзади украшалась крупными складками. По покрою и системе декора она близка к косоклинному сарафану и, повторяя его трапециевидный силуэт, создает дополнительный объем, поддерживающий ритм и строй народного костюма.

ЛАПТИ

РУБАХА-ДОЛГОРУКАВКА и САРАФАН С XVI в. этим термином стали определять женскую цельносшитую или распашную (на сквозной застежке спереди) одежду. Его носили как девушки, так и замужние женщины. В XVII веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20 -х годов XX века. ПОЯС ВАЛЕНКИ

Picture background

Юбка АндаракЮбка Андарак
 
Юбка фольклорного стиляЛетняя Лоскутная юбка
 
3. Комплекс с андараком.
Этот комплекс, в отличие от двух предыдущих, имел очень ограниченное распространение. Его носили так называемые однодворцы: потомки завербованных в Литве служилых людей, присланных в XVI-XVII веках на юг России для защиты границ. Отдельные села однодворцев располагались в Рязанской, Тамбовской, Курской, Орловской и Смоленской губерниях.
 
Андарак - женская поясная одежда типа юбки. Шился из 5-7 полотнищ синего, красного, зеленого полосатого сукна домашнего изготовления. 
Верхний край собирался складками разной глубины и обшивался основной тканью, холстом или фабричной тканью. Андарак застегивался спереди или на левом боку на пуговицу, или при помощи продернутого в поясную обшивку плетеного самодельного шнура. 
Как правило, андараки не имели украшений и только на некоторые из них нашивалась по краю подола полоса плиса, кружева или тесьмы.
Белорусская понева
 
Юбка Андарак
 
Picture backgroundPicture background
 
Юбка однодворцев Тамбовской губернии
 
Picture background
 
Picture backgroundДлинные юбки для мусульманок
 
Андарак надевался с рубахой и передником.
Название андарак применительно к полосатой шерстяной юбке было распространено в Смоленской губернии.
Украшением костюма являлся передник, на Смоленщине его называли "хвартук".  Передники были сплошными, то есть одевались через голову и поясными. Передник был своеобразной визитной карточкой женщины, посчитав красные полосы внизу передника можно определить, что у этой женщины было трое детей.
 
Юбку-андарак надевали вместе с рубахой с прямыми паликами и отложным воротником, корсеткой или жилеткой на шнуровке, широким поясом и головным убором, напоминающим либо колпак, либо литовские женские шапочки.
 
Picture background
 
Picture background
 
Picture background
 
Picture background
 
Picture background
 
Шугай епанча
 
Юбка АндаракТрадиционный костюм Курской губернии понева
 
Понева Рязанской губернии
 
Picture background
 
Picture background
 
Picture background
 
4. Комплекс с кубильком.
А этот тип одежды был вообще узколокальным: он бытовал в казачьих станицах Дона и Терека. Считается, что он был заимствован казачками у женщин Северного Кавказа в XVII веке.
 
Кубилек - это приталеное платье с длинными рукавами. Его носили с металлическим поясом, рубахой, длинными штанами, вязаным колпаком и наброшенным на него тонким покрывалом.  

(c)

 
Picture background
 
Picture background
Picture background
Picture background
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
daizyLeningrad 08-07-2024-10:51 удалить
Капочка_Капа, Благодарю за интересную информацию!
Ответ на комментарий daizyLeningrad # Я всегда восхищаюсь - какая яркая, красивая одежда, сколько трудоемкой, кропотливой ручной работы!!!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Четыре комплекса русской национальной одежды - поневы и сарафаны, андарак и кубилек | Капочка_Капа - Дневник Капочка_Капа "Жизнь удивительна!!" | Лента друзей Капочка_Капа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»