С ростом количества наименований рекламно-коммерческие цели вызвали появление специальной упаковки-конверта как средства зрительной информации и одновременно начала художественно-образного. С целью более четкой ориентации потребителя в многоголосом хоре продукции были разработаны типовые конверты, возникшие как компромисс между жесткими требованиями производства и желанием оформителей эстетизировать упаковку. В них вкладывались различные по названию, но одинаковые по жанру грампластинки. В чем-то перекликаясь с приемами оформления книжной графики, такие конверты тем не менее не решали основной задачи оформления грампластинки — создания графического эквивалента музыкально-исполнительскому искусству, адекватного музыке и звучащему слову пластического зрительного образа. Современный советский конверт для грампластинки, вначале имевший явное сходство с суперобложкой, с одной, и плакатом — с другой стороны, постепенно обретает самостоятельность изобразительного языка. Если до недавнего времени сравнения с изданиями зарубежных фирм — «Дойче граммофон», «Коламбия», «Супрафон» и др. — были не в пользу наших конвертов, то сейчас продукция «Мелодии» вполне может конкурировать с лучшими иностранными работами. Международное сотрудничество в этой области, совершенствование советской полиграфии, использование зарубежной полиграфической базы не только повысили техническое качество оформления упаковки для грампластинок, но и дали возможность сделать более выразительным художественный облик конверта. Наиболее полно проблемы оформления упаковки для грамзаписей проявились после состоявшейся летом 1974 г. выставки «Дни грампластинки», приуроченной к десятилетию всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия». Сейчас уже довольно сложно отличить конверты грампластинок разных стран: графический язык унифицируется. Достаточная п доступная информация (в каталогах, журналах, специальных изданиях) дает возможность нетребовательному художнику достичь стабильного «среднего уровня» без особых усилий и творческих затрат. Внутренняя дисциплина и добросовестность работающих над упаковкой для грампластинок художников заставляет, изучая лучшее в этой области, не сводить творчество лишь к формальной виртуозности. Забота о ясности зрительного образа, соответствующего музыке, композиционной логике, эстетической гармонии остается главным в оформлении упаковки. Художники стремятся найти свой графический язык для каждого вида, жанра записанного на пластинку произведения. Определяющим направлением является разработка динамичных стереотипов решения упаковки грампластинок определенных жанров: общественно-политического, музыкально-драматического, симфонического, оперного, эстрадного п т. д. Жанр должен ясно проступать в оформлении упаковки, всесторонне ориентируя потребителя.
Грампластинки общественно-политической тематики наиболее сложны для оформления. Используя накопленный опыт в политическом плакате и книге, в конвертах на эту тему художники стремятся к строгости выражения, лаконизму графического языка, ясности цветовой символики. При оформлении обычно составляется точное проектное задание: определяется фотоматериал, ведутся поиски в музеях и архивах редких документов, часто используются репродукции картин и гравюр из собраний музеев. Преодолевая инертность мышления, робость в работе со сложным материалом, в решении даже традиционных, выверенных временем тем, художнп-ки стараются добиться остроты п ясности зрительного образа, музыки. Наибольший опыт накоплен «Мелодией» в оформлении упаковки классической п современной музыки. Проектное задание па оформление конвертов для многих записей разрабатывается совместно художниками, музыковедами, а часто и композиторами. Теспый контакт с композиторами, дирижерами, исполнителями помогает художнику найти верное решение темы. Используя различные средства оформления — документальное фото, монтаж, различные виды графики, репродукции произведений искусства,— оформители стремятся к адекватному выражению содержания музыкального произведения, избегая произвола, утверждая право на самостоятельную графическую интерпретацию.
Важнейшим моментом в оформлении упаковки грампластинок становится пропаганда живописных, графических, скульптурных, декоративных работ. Тем самым музыкальное произведение в восприятии конкретного слушателя обогащается зрительными образами. С этой целью привлекается экспозицпонпый п фондовый материал музеев, хранилищ, библиотек. В оформлении комплектов грампластппок (симфонической, камерной музыки, различных циклов, литературно-музыкальных композиций) , включающих не только конверты, по п альбомы, коробки различных конструкций для нескольких пластинок, буклеты, представляется возможность познакомить любителей музыки с редкими рисунками, факсимиле нотных записей, первыми изданиями музыкальных произведений, иконографическим материалом, документальными фотографиями. Отдельные работы представляют собой сложные комплексные решения и до известной сте-пепп образную реконструкцию, которая сродни принципам воссоздаппя музыкального произведения в повой дирижерской или исполнительской трактовке. Работ такого типа, конечно, сравнительно немного: дело усложняется сроками производства, экономическими соображениями, недоступностью материалов, особенностями полиграфического воспроизведения, которое должно быть здесь особенно качественным, близким к оригиналу, поскольку художественный оригинал воспроизводится многотысячными тиражами. Но именно в этом напровлении появляются наиболее интересные творческие решения.
Усиливающаяся в оформительском искусстве тенденция к ассоциативности образного языка повысила интерес художников к фотомонтажу. В оформлении концертов записей современной симфонической музыки резкая контрастность, широкая ассоциативность, заостренность музыкального языка находит в фотомонтаже графический эквивалент, в основе которого лежттт строгая документальность. Восприятие музыки тем самым обогащается эффектом сопричастности любителя музыки к концерту, па котором оп пе смог побывать, зрительным «контактом» с композитором и исполнителем. Границы восприятия музыкального произведения расширяются, приобретают болееиндивидуальный характер.
Особенно важны эти моменты в оформлении записей опер и балетов. Как правило, их упаковка включает сложные пространственные формы (комплекты в коробках, альбомах, буклеты), что позволяет как бы компенсировать изобразительным материалом — фотографиями исполнителей, сцеп, декораций, зрительного зала -недостаток зрительных ощущений. В альбомах п сложных буклетах музыкальная тема в своей зрительной реализации находит пространственно-временное развитие.
В оформлении упаковки «серьезных» жанров — симфонической, вокалыю-оперпой, литературно-драматической и т. д.— образное истолкование, информационность титульного сообщения, документальная «сопричастность» доминируют над рекламными моментами. Задача нахождения «своего зрителя», столь важная для плаката и рекламы, здесь несколько облегчена, поскольку грампластинки этих жанров — предмет потребления в основном заинтересованного слушателя, серьезного любителя музыки. В решении конвертов эстрадной темы рекламные моменты возрастают. Тем не менее эстрадный конверт в настоящем его виде наиболее стереотипен. В основе его всегда лежпт фотография солиста ансамбля.
Это диктуется пе только желанием исполнителя иметь свой «персональный» конверт, отмеченный в пестром мире эстрадной грампластинки впимапием покупателя, но и желанием того же покупателя непременно иметь портрет своего «кумира». Крупное лицо исполнителя и броский шрифт, при всей остроте композиционного решения и хорошем качестве съемкп, примелькались в современных конвертах. Прием становится слишком банальным, качество цветной печати усугубляет впечатление.
В целом оформление эстрадных конвертов еще недостаточно интересно, порой подражательно. Слабо используются повые типографские шрифты (растровые, спгтте-товые), постаповочпые фотокомпозшшп, практически отсутствует цветной фотомонтаж с его эффектами взапмопаложе-ния кадров, симультапттостгг, рождающей сложные и неожиданные ассоциации. Поиск возможен не только в области цвето-красочпостп, по и конструкции, упаковки, вовлекающей зрителя-слушателя в сложную эстетическую игру. С этой целью возможно применение многосторонних копвертов-разверток, распечатка одного цельного изображения па нескольких конвертах одной серии, которые, сопоставленные вместе па степе пли книжной полке, могут дать неожиданный декоративный эффект в интерьере. Подобные конверты уже разрабатываются зарубежными фирмами.





В художественном решении современного конверта разработан ряд приемов изобразительной интерпретации музыкального произведения, характеризуемых широтой подхода, стремлением использовать достижении прикладной графики и оформительского искусства.
Характер изобразительного решения при этом ассоциирован с композиционной структурой музыкального произиедения: в эмблематическом использовании известных произведений графини («Мавра» И. Стравинского, «Балетные сюиты» Д. Шостаковича) и живописи («Каприччио па цыганские темы» С. Рахманинова); в декоративно-шрифтовом решении («Гимн Советского Союза», «Князь Игорь», «Мелодии и ритмы»); в документальном фотопортрете («Жизнь героя» Р. Штрауса); в стремлении изобразительным материалом создать эффект присутствия при исполнении (альбом «Анна Каренина» Р. Щедрина).
Необходимость разработки именно конструктивной стороны особенно очевидна при решении упаковки грампластинок для детей. «Детские» конверты оформляются с выдумкой, интересно, красочно, Однако оформители сосредоточили внимание исключительно на лицевой, реже оборотной стороне конверта, не используя конструктивные возможности в создании конвертов-игр, музыкальных книжек-картинок (что во многом объясняется традиционностью технологии производства). Заинтересованный «звучащей игрушкой», ребенок с удовольствием познакомится со зримыми персонажами грампластинки, поиграет с ними, тем самым более разнообразно познавая открывающийся ему мир. Зрительная, красочная сторона доминирует и в оформлении конвертов народной музыки. Стихия народного танца, песни находит отражение в красочности костюмов, орнаментике узоров, каллиграфии рукописных шрифтов. В оформлении конвертов этого жанра фотоматериал лежит в основе образного решения. Вещественная достоверность и красочность народного творчества в костюмах, изделиях декоративно-прикладного искусства могут стать основой решения в противовес стилизации «под народное». Любитель народной музыки с помощью конверта знакомится не только со своеобразием музыкальной культуры данного народа, по познает особенности национального художественного языка, его красочное многообразие.
Циклы и серии народной, эстрадной, классической музыки, рассчитанные на строго определенного покупателя, должны быть выделены в своем оформлении из общего потока продукции и, кроме того, представляют интерес для коллекционеров. Необходимо продолжить разработку таких серий, добиваясь ясного индивидуального отличия их друг от друга.
Одним из моментов, остающихся еще вне поля зрения оформителей, является отсутствие комплексных решений, связанных с оформлением, пропагандой и распространением определенных записей. Они могут включать в себя не только упаковку грампластинок, но и рекламный музыкальный плакат, информационный буклет о новых заппсях, связанные стилистически в один зрительный образ, запоминающийся потребителю.
Все еще недостаточно четко организованная пропаганда и реклама грампластинок новых записей, не всегда осознанная ориентация на определенную категорию потребителя часто заставляют применять в упаковке развернутые титульные наименования или поверхностные рекламные решения, бьющие на дешевый эффект. Многотысячно тиражированная продукция такого рода навязывает безвкусицу покупателям, дезориентируя в оценке современных художественно-культурных явлений. Сейчас трудно представить себе жилой интерьер без магнитофона, проигрывателя. Грампластинка в ее упаковке тем самым становится активным средством воздействия на художественные вкусы масс, помогая развитию восприятия музыки, изобразительного, декоративно-прикладного, оформительского искусств.



Понимаю, что пользы от статьи для неопытного художника нулевая, но и вы меня поймите, научить композиции так же сложно, как вам научить меня танцевать в балете. :)
Нужен опыт, или специалист-исполнитель ваших заказов.