• Авторизация


Без заголовка 17-05-2021 12:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Оформление ,,звучащего диска"

Меня спросили: "как грамотно, с точки зрения композиции, оформить cd-диск (или грампластинку)?? Или может Вы подскажете литературу, связанную с оформлением музыкальной продукции."

 

Предлагаю статью В. Дудакова  из журнала "Декоративное искусство" №11 1975 года. Время давнее, но ничего другого у меня пока нет. 

3291865_ (700x696, 296Kb)
 
3291865_f02 (697x700, 320Kb)
 
 
Художественное творчество постоянно стремится расширить границы своего влияния, ввести в сферу эстетического предметы традиционные и возникающие вновь. Сравнительно недавно грампластин­ка стала объектом художественного офор­мления, все более приобретая активные, действенные функции пропаганды явле­нии музыкального и изобразительного ис­кусства. Упаковка звучащих дисков пере­стает быть нейтральной, чисто информа­тивной, обретая постепенно художествен­ную выразительность.
С ростом количества наименований рекламно-коммерческие цели вызвали появле­ние специальной упаковки-конверта как средства зрительной информации и одно­временно начала художественно-образно­го. С целью более четкой ориентации пот­ребителя в многоголосом хоре продукции были разработаны типовые конверты, воз­никшие как компромисс между жесткими требованиями производства и желанием оформителей эстетизировать упаковку. В них вкладывались различные по назва­нию, но одинаковые по жанру грамплас­тинки. В чем-то перекликаясь с приемами оформления книжной  графики, такие кон­верты тем не менее не решали основной задачи оформления грампластинки — соз­дания графического эквивалента музы­кально-исполнительскому искусству, адек­ватного музыке и звучащему слову плас­тического зрительного образа. Современный советский конверт для грам­пластинки, вначале имевший явное сход­ство с суперобложкой, с одной, и плака­том — с другой стороны, постепенно об­ретает самостоятельность изобразитель­ного языка. Если до недавнего времени сравнения с изданиями зарубежных фирм — «Дойче граммофон», «Коламбия», «Супрафон» и др. — были не в пользу на­ших конвертов, то сейчас продукция «Ме­лодии» вполне может конкурировать с лучшими иностранными работами. Меж­дународное сотрудничество в этой облас­ти, совершенствование советской полигра­фии, использование зарубежной полигра­фической базы не только повысили техни­ческое качество оформления упаковки для грампластинок, но и дали возможность сделать более выразительным художест­венный облик конверта. Наиболее полно проблемы оформления упаковки для грамзаписей проявились после состоявшейся летом 1974 г. вы­ставки «Дни грампластинки», приурочен­ной к десятилетию всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия». Сейчас уже довольно сложно отличить конверты грампластинок разных стран: графический язык унифицируется. Доста­точная п доступная информация (в ката­логах, журналах, специальных изданиях) дает возможность нетребовательному ху­дожнику достичь стабильного «среднего уровня» без особых усилий и творческих затрат. Внутренняя дисциплина и добро­совестность работающих над упаковкой для грампластинок художников заставля­ет, изучая лучшее в этой области, не сво­дить творчество лишь к формальной вир­туозности. Забота о ясности зрительного образа, соответствующего музыке, компо­зиционной логике, эстетической гармонии остается главным в оформлении упаков­ки. Художники стремятся найти свой графический язык для каждого вида, жанра записанного на пластинку произведения. Определяющим направлением яв­ляется разработка динамичных стереоти­пов решения упаковки грампластинок оп­ределенных жанров: общественно-полити­ческого, музыкально-драматического, сим­фонического, оперного, эстрадного п т. д. Жанр должен ясно проступать в оформле­нии упаковки, всесторонне ориентируя по­требителя.
Грампластинки общественно-политической тематики наиболее сложны для оформле­ния. Используя накопленный опыт в по­литическом плакате и книге, в конвертах на эту тему художники стремятся к стро­гости выражения, лаконизму графического языка, ясности цветовой символики. При оформлении обычно составляется точное проектное задание: определяется фотома­териал, ведутся поиски в музеях и архи­вах редких документов, часто использу­ются репродукции картин и гравюр из собраний музеев. Преодолевая инертность мышления, робость в работе со сложным материалом, в решении даже традицион­ных, выверенных временем тем, художнп-ки стараются добиться остроты п ясности зрительного образа, музыки. Наибольший опыт накоплен «Мелодией» в оформлении упаковки классической п современной музыки. Проектное задание па оформление конвертов для многих за­писей разрабатывается совместно худож­никами, музыковедами, а часто и компо­зиторами. Теспый контакт с композитора­ми, дирижерами, исполнителями помогает художнику найти верное решение темы. Используя различные средства оформле­ния — документальное фото, монтаж, раз­личные виды графики, репродукции про­изведений искусства,— оформители стре­мятся к адекватному выражению содержа­ния музыкального произведения, избегая произвола, утверждая право на самостоя­тельную графическую интерпретацию.

Важнейшим моментом в оформлении упа­ковки грампластинок становится пропа­ганда живописных, графических, скульп­турных, декоративных работ. Тем самым музыкальное произведение в восприятии конкретного слушателя обогащается зри­тельными образами. С этой целью привле­кается экспозицпонпый п фондовый мате­риал музеев, хранилищ, библиотек. В офор­млении комплектов грампластппок (сим­фонической, камерной музыки, различных циклов, литературно-музыкальных компо­зиций) , включающих не только конверты, по п альбомы, коробки различных конст­рукций для нескольких пластинок, букле­ты, представляется возможность познако­мить любителей музыки с редкими рисун­ками, факсимиле нотных записей, первы­ми изданиями музыкальных произведе­ний, иконографическим материалом, доку­ментальными фотографиями. Отдельные работы представляют собой сложные ком­плексные решения и до известной сте-пепп образную реконструкцию, которая сродни принципам воссоздаппя музыкаль­ного произведения в повой дирижерской или исполнительской трактовке. Работ та­кого типа, конечно, сравнительно немно­го: дело усложняется сроками производ­ства, экономическими соображениями, не­доступностью материалов, особенностями полиграфического воспроизведения, которое должно быть здесь особенно качественным, близким к оригиналу, поскольку художественный оригинал воспроизводится многотысячными тиражами. Но именно в этом напровлении появляются наиболее интересные творческие решения.
 
Усиливающаяся в оформительском искус­стве тенденция к ассоциативности образ­ного языка повысила интерес художников к фотомонтажу. В оформлении концертов записей современной симфонической му­зыки резкая контрастность, широкая ассо­циативность, заостренность музыкального языка находит в фотомонтаже графиче­ский эквивалент, в основе которого лежттт строгая документальность. Восприятие му­зыки тем самым обогащается эффектом сопричастности любителя музыки к кон­церту, па котором оп пе смог побывать, зрительным «контактом» с композитором и исполнителем. Границы восприятия му­зыкального произведения расширяются, приобретают болееиндивидуальный ха­рактер.
 
Особенно важны эти моменты в оформле­нии записей опер и балетов. Как прави­ло, их упаковка включает сложные пространственные формы (комплекты в короб­ках, альбомах, буклеты), что позволяет как бы компенсировать изобразительным материалом — фотографиями исполните­лей, сцеп, декораций, зрительного зала -недостаток зрительных ощущений. В аль­бомах п сложных буклетах музыкальная тема в своей зрительной реализации на­ходит пространственно-временное разви­тие.
 
В оформлении упаковки «серьезных» жан­ров — симфонической, вокалыю-оперпой, литературно-драматической и т. д.— об­разное истолкование, информационность титульного сообщения, документальная «сопричастность» доминируют над реклам­ными моментами. Задача нахождения «своего зрителя», столь важная для пла­ката и рекламы, здесь несколько облег­чена, поскольку грампластинки этих жан­ров — предмет потребления в основном за­интересованного слушателя, серьезного любителя музыки. В решении конвертов эстрадной темы рекламные моменты воз­растают. Тем не менее эстрадный конверт в настоящем его виде наиболее стереоти­пен. В основе его всегда лежпт фотогра­фия солиста ансамбля.
 
Это диктуется пе только желанием испол­нителя иметь свой «персональный» кон­верт, отмеченный в пестром мире эстрад­ной грампластинки впимапием покупате­ля, но и желанием того же покупателя не­пременно иметь портрет своего «кумира». Крупное лицо исполнителя и броский шрифт, при всей остроте композиционно­го решения и хорошем качестве съемкп, примелькались в современных конвертах. Прием становится слишком банальным, качество цветной печати усугубляет впе­чатление.
 
В целом оформление эстрадных конвертов еще недостаточно интересно, порой под­ражательно. Слабо используются повые типографские шрифты (растровые, спгтте-товые), постаповочпые фотокомпозшшп, практически отсутствует цветной фото­монтаж с его эффектами взапмопаложе-ния кадров, симультапттостгг, рождающей сложные и неожиданные ассоциации. По­иск возможен не только в области цвето-красочпостп, по и конструкции, упаков­ки, вовлекающей зрителя-слушателя в сложную эстетическую игру. С этой целью возможно применение многосторонних копвертов-разверток, распечат­ка одного цельного изображения па не­скольких конвертах одной серии, кото­рые, сопоставленные вместе па степе пли книжной полке, могут дать неожиданный декоративный эффект в интерьере. Подобные конверты уже разрабатываются зару­бежными фирмами. 
 
3291865_f06 (700x685, 372Kb)
 
3291865_f07 (697x700, 353Kb)
 
3291865_f08 (700x685, 433Kb)
 
3291865_f010 (689x700, 400Kb)
 
3291865_f09 (700x687, 426Kb)

В художественном решении современного конверта разработан ряд приемов изобразительной интерпретации музыкального произведения, характеризуемых широтой подхода, стремлением использовать достижении при­кладной графики и оформитель­ского искусства.
 
Характер изобразительного ре­шения при этом ассоциирован с композиционной структурой музыкального произиедения: в эмблематическом использо­вании известных произведений графини («Мавра» И. Стравин­ского, «Балетные сюиты» Д. Шостаковича) и живописи («Каприччио па цыганские темы» С. Рахманинова); в декоративно-шрифтовом решении («Гимн Советского Союза», «Князь Игорь», «Мелодии и ритмы»); в документальном фотопортрете («Жизнь героя» Р. Штрауса); в стремлении изобразительным материалом создать эффект присутствия при исполнении (альбом «Анна Каренина»   Р. Щедрина).

 
Необходимость разработки именно конст­руктивной стороны особенно очевидна при решении упаковки грампластинок для де­тей. «Детские» конверты оформляются с выдумкой, интересно, красочно, Однако оформители сосредоточили внимание ис­ключительно на лицевой, реже оборотной стороне конверта, не используя конструк­тивные возможности в создании конвер­тов-игр, музыкальных книжек-картинок (что во многом объясняется традиционно­стью технологии производства). Заинте­ресованный «звучащей игрушкой», ребе­нок с удовольствием познакомится со зри­мыми персонажами грампластинки, поиг­рает с ними, тем самым более разнообраз­но познавая открывающийся ему мир. Зрительная, красочная сторона домини­рует и в оформлении конвертов народной музыки. Стихия народного танца, песни находит отражение в красочности костю­мов, орнаментике узоров, каллиграфии ру­кописных шрифтов. В оформлении кон­вертов этого жанра фотоматериал лежит в основе образного решения. Веществен­ная достоверность и красочность народ­ного творчества в костюмах, изделиях де­коративно-прикладного искусства могут стать основой решения в противовес сти­лизации «под народное». Любитель на­родной музыки с помощью конверта зна­комится не только со своеобразием музы­кальной культуры данного народа, по по­знает особенности национального художе­ственного языка, его  красочное многооб­разие.
 

Циклы и серии народной, эстрадной, клас­сической музыки, рассчитанные на строго определенного покупателя, должны быть выделены в своем оформлении из общего потока продукции и, кроме того, представ­ляют интерес для коллекционеров. Необ­ходимо продолжить разработку таких се­рий, добиваясь ясного индивидуального отличия их друг от друга. 

Одним из моментов, остающихся еще вне поля зрения оформителей, является от­сутствие комплексных решений, связан­ных с оформлением, пропагандой и рас­пространением определенных записей. Они могут включать в себя не только упа­ковку грампластинок, но и рекламный му­зыкальный плакат, информационный бук­лет о новых заппсях, связанные стилисти­чески в один зрительный образ, запоми­нающийся потребителю. 

Все еще недостаточно четко организован­ная пропаганда и реклама грампластинок новых записей, не всегда осознанная ори­ентация на определенную категорию по­требителя часто заставляют применять в упаковке развернутые титульные наиме­нования или поверхностные рекламные ре­шения, бьющие на дешевый эффект. Мно­готысячно тиражированная продукция такого рода навязывает безвкусицу поку­пателям, дезориентируя в оценке современ­ных художественно-культурных явлений. Сейчас трудно представить себе жилой интерьер без магнитофона, проигрывате­ля. Грампластинка в ее упаковке тем са­мым становится активным средством воз­действия на художественные вкусы масс, помогая развитию восприятия музыки, изобразительного, декоративно-прикладного, оформительского искусств. 


3291865_f03 (700x689, 331Kb)

 

3291865_f04 (700x699, 268Kb)

 

3291865_f05 (700x690, 324Kb)


Понимаю, что пользы от статьи для неопытного художника нулевая, но и вы меня поймите, научить композиции так же сложно, как вам научить меня танцевать в балете. :) 
Нужен опыт, или специалист-исполнитель ваших заказов.
 

 

Серия сообщений "Предмет - композиция":
Часть 1 - Парусник
Часть 2 - 3 - Дизайн маски (от общего к частному)
...
Часть 12 - Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 4
Часть 13 - начатки дизайнерского образования
Часть 14 - Оформление ,,звучащего диска"
Часть 15 - Школа созерцания и любования для всех
Часть 16 - Курс композиции на Сенеже
...
Часть 41 - Азбучные истины - 08
Часть 42 - Азбучные истины - 09
Часть 43 - Методика рисования с детьми - 02
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Шибарова_Мария - Апельсиновый кот | Лента друзей Шибарова_Мария / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»