Статья из журнала "Декоративное искусство" №4 (апрель 1965 года).
К. Кантор
начатки дизайнерского образования
Это только начало, пробы. Самостоятельные и чуть ли не ощупью найденные тесты, приемы, способы, позволяющие обнаружить дизайнерские задатки у абитуриента, а затем, уже в процессе обучения,— активизировать продуктивное воображение будущего художника-конструктора. Упражнения, кажущиеся головоломками, иногда почти детской забавой, таят в себе цепко схваченную методику, по-дизайнерски ориентирующую способности студента.
Поступающему на кафедру художественного конструирования ЛГХИ предлагается наряду с обычным экзаменом по рисунку выполнить еще ряд заданий.
1. Сделать из листа бумаги при помощи ножниц (но без клея) объемную фигуру животного.
Как показала проверка, не всегда именно отличник по рисунку наилучшим образом выполняет это задание. Тут требуются не только наблюдательность, острота глаза, репродукционные качества воображения, но и пространственное мышление, способности к обобщению, конструктивному построению формы.
Экзаменующийся не должен ставить перед собой чисто художественную задачу — добиться определенной эмоциональной выразительности, хотя она и возникает (как это можно видеть по результатам) из логики конструкции. Простое задание синтетично. На нем проверяется и собственно художественная и конструктивная — репродуктивная и продуктивная—способность воображения в их единстве.
2. Задание на проверку способности творчества в области функции —например, спроектировать уличный переход для слепого.
Все наши переходы спроектированы в расчете на зрительное восприятие (светофоры, указатели, ограничительные линии). Абитуриент должен разработать проектное предложение по конструкции перехода, опираясь на другие органы чувств (слух, осязание).
Проектное предложение оформляется в виде эскиза с минимальным количеством слов пояснительного текста. Учитывается функциональная эффективность, надежность проектного предложения. На качество рисунка внимание не обращается.
На экзаменах было предложено много интересных и разнообразных решений. Кстати замечу, что это задание полезно использовать как тему не только учебную. Для гарантии безопасности перехода на улицах следовало бы применить дополнительные средства, дублирующие те, что опираются лишь на зрительное восприятие.
Значение новых экзаменационных заданий, как мне кажется, не только в том, что они позволяют более точно выявить дизайнерские наклонности будущего студента,— они сразу же вводят его в атмосферу новой специальности.
Обучение на первом курсе преследует цель развить у студентов дизайнерское мышление.
Перечислю здесь основные упражнения формирующегося сейчас на кафедре «предварительного курса» в той последовательности, в какой они выполнялись студентами в этом учебном году.
1. Графическое деление плоскости подобными элементами (без остатка):
а) правильными (треугольники, квадраты и т. п.)
— с использованием одного элемента,
— с использованием двух и более элементов,
б) свободными (произвольно выбранными фигурами)
— с использованием одного элемента,
— с использованием двух и более элементов,
в) тематическими фигурами (изображения чертежного пера, вилки и т. д.).
Расположение фигур на плоскости (а также на сфере и в пространстве) изучается специальным разделом математики — дискретной геометрией. Существуют математические законы и формулы, обеспечивающие решение многочисленных задач на «наилучшее» расположение дискретной системы фигур (или точек). Например, типическая задача дискретной геометрии — разместить внутри плоскости наибольшее число непересекающихся фигур или же полностью покрыть плоскость наименьшим количеством фигур.
Но студенты-дизайнеры решают подобные задачи без математики, не имея ни малейшего представления о дискретной геометрии.
Можно, правда, возразить: зачем нужны эмпирические способы решения там, где существуют научные?
Но, во-первых, смысл задания не столько в получении конечного результата, сколько в развитии интуиции и других дизайнерских качеств.
И, во-вторых, далеко не все задачи на расположение имеют математическое решение. Например, как пишет И. Яглом, «одна из основных (и самых старых) задач дискретной геометрии—задача о плотнейшем расположении в в пространстве равных материальных шаров -
не решена еще до сих пор с полной строгостью».
Что дают студенту-дизайнеру задачи на «расположение»?
Студент приучается заботиться об экономии материала, получает представление о широких возможностях комбинаций. У него развиваются необходимые для работы в массовом производстве черты дизайнерского мышления, воспитывается композиционное и эстетическое чувство. Одновременно и как бы походя вырабатываются графические навыки.
2. Превращение плоскости (бумаги) в рельеф при помощи врезов и сгибов.
Здесь тоже студент делит плоскость на подобные фигуры, но уже не графическим путем. Это, по существу, фактурная обработка поверхности. Студент сам выбирает (выдумывает, изобретает) фигуру-модуль. У него развивается изобретательность, он осваивает методы экспериментальной работы.
В этих, казалось бы, простых упражнениях обнаруживается действие многих факторов, с которыми имеет дело дизайнер. Студент выявляет зависимость физических свойств материала от приданной ему геометрической формы (геометрической структуры или, может быть, точнее, макроструктуры материала) — скажем, обнаруживает, как при определенной геометрической форме поверхности возникает конструктивная жесткость бумаги, несвойственная ей в естественном состоянии.
3. Превращение рельефной плоскости (бумаги) в пространственную форму.
Выполняя эти упражнения, студент убеждается в том, что определенная геометрическая форма материала позволяет получить пространственную форму с большей или меньшей легкостью. Работа, как и в предыдущем задании, начинается с поисков фигуры-модуля и превращения листа бумаги в рельефную поверхность при помощи сгибов и вырезов. Разница в том, что тут следует найти такую геометрическую форму поверхности, при которой бумага сама собой начинала бы принимать определенную пространственную форму. Иногда геометрическая форма плоскости дает различные варианты сферических тел, иногда — лишь какую-то одну пространственную фигуру.
В чем тонкость заключающейся в этих упражнениях методики, ее «секрет», что ли?
Не в том ли, что здесь замысел почти неотделим от воплощения, а «мозговой» расчет беспомощен без интуиции? Не в том ли еще, что студент здесь получает возможность не теоретически, а практически, руками и глазами «прощупать» законы безграничных, но ненарушимых соответствий материала и конструкции, конструкции и формы? Не в том ли, наконец, что «чувство производства» воспитывается таким способом лучше, чем в клаузурных имитациях всамделишных промышленных изделий?
Ведь смысл обучения дизайнера (на первом курсе особенно) не в том, чтобы научить его делать такие-то и такие-то вещи, а в том, чтобы развить его художественно-конструкторские способности, научить его по-дизайнерски мыслить.
Такой подход к обучению дизайнера — не открытие. «Предварительный курс», включающий если не такие, то подобные, а также и многие другие упражнения, преподавался в Баухаузе, во Вхутемасе. Существуют пособия «предварительного курса», написанные И. Иттеном, И. Аль-берсом, Л. Моголи-Наги. К сожалению, они не переведены на русский язык и неизвестны нашим преподавателям. «Предварительный курс», насколько мне известно, не преподается ни в бывшем Строгановском, ни в Мухинском училищах, ни в других наших художественно-промышленных учебных заведениях. Тем большего внимания заслуживает опыт обучения дизайнеров на кафедре художественного конструирования Литовского государственного художественного института. Введение этого курса, разработка упражнений — результат самостоятельных поисков, энтузиазма, настойчивости заведующего кафедрой талантливого художника и педагога Феликса Даукантаса. Непосредственно занятиями на первом курсе по новой программе руководит скульптор Йозас Бурнейка.
О качестве преподавания на этой кафедре может дать некоторое представление новый сварочный аппарат, выполненный для промышленности студенткой Р. Кунги (руководитель Ф. Даукантас). Это был всего-навсего курсовой проект. Сварочный преобразователь, который вы видите на снимке, не опытный образец. Это тиражный экземпляр, созданный на Вильнюсском заводе электросварочного оборудования.
Мне думается, что успешная работа кафедры художественного конструирования, такой молодой (существует всего третий год) и небольшой (в этом году — первые три дипломника), была бы немыслима без дружеской поддержки всего коллектива института, без участия, понимания и помощи ректора В. Мацкявичуса, проректора К. Бог-данаса.
Обучение дизайнеров — дело новое. Оно нуждается в поддержке. В поддержке экспериментирования, поисков неизведанных путей, в доверии к экспериментаторам, их смелости и надеждам.
Серия сообщений "Предмет - композиция":
Часть 1 - Парусник
Часть 2 - 3 - Дизайн маски (от общего к частному)
...
Часть 11 - Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 3
Часть 12 - Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 4
Часть 13 - начатки дизайнерского образования
Часть 14 - Оформление ,,звучащего диска"
Часть 15 - Школа созерцания и любования для всех
...
Часть 41 - Азбучные истины - 08
Часть 42 - Азбучные истины - 09
Часть 43 - Методика рисования с детьми - 02