• Авторизация


Без заголовка 27-09-2020 14:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Roman_FRF Оригинальное сообщение

Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 2

Продолжение. Далее на каждой странице дневника  публикуется рассматрение в книге различных  школ композиции, и первой из них стала программа

Основы пространственной композиции Московского архитектурного института


 

После длительного перерыва в учебные программы Московского архитектурного института, Московского и Ленинградского высших художественно-промышленных училищ, Вильнюсского, Рижского, Львовского художественных институтов и других вузов страны были включены в той или иной форме курсы композиции.

Каждый из них построен по-своему, и эти особенности — результат как учебной традиции института, в котором курс преподается, так и творческой индивидуальности педагога — автора курса.

Начать анализ курсов нужно, пожалуй, с курса основ пространственной композиции Московского архитектурного института — одного из старейших вузов страны, праздновавшего в 1967 году свой столетний юбилей. Свое нынешнее название институт получил в 1933 году, после слияния архитектурных отделений Вхутеина (Вхутемаса) и Московского высшего технического училища. Методика преподавания МАИ еще раз получила высокую оценку на IV Всесоюзном съезде архитекторов и на VIII Конгрессе Международного союза архитекторов, состоявшемся в Париже в 1965 году и специально посвященном вопросам обучения.

Курс основ пространственной композиции, излагаемый в МАИ, был создан более сорока лет назад группой преподавателей и студентов 2-го архитектурного отделения Вхутемаса, работавших под руководством профессора И. Ладовского. Назначение курса состояло в том, чтобы выработать у будущих архитекторов навыки пространственного мышления. Впоследствии к их опыту так или иначе обращались авторы курсов композиции в различных странах. Таким образом, перед нами проверенная и отшлифованная временем программа. В 1934 году В. Кринский, И. Ламцов и М. Туркус — бывшие члены этой группы — издали учебное пособие «Элсменты архитектурно-пространственной композиции», обобщавшее опыт работы под руководством профессора И. Ладовского, а в 1968 году переиздали его снова ( В. К р и п с к и и, И. Ламцов, М. Туркус, Элементы архитектурно-пространственной композиции, М., Стройиздат, 1968.).
Примечательно, что новое издание почти не потребовало переделки книги: идеи и принципы обучения, сформулированные в 1934 году, современны и сейчас. В текст книги добавили только один раздел, включающий те новые задания, которые сложились в практике четырех-пяти последних лет. Это обстоятельство, казалось бы, противоречит нашему утверждению о том, что композиция не может оставаться такой, какой она была пятьдесят или даже двадцать пять лет назад. Поэтому мы хотим его специально разобрать и пояснить.

Когда в 50-х годах архитектуру торжественно провозгласили ‘«неискусством», естественно, возникло пренебрежение к эстетическим закономерностям архитектурной формы. Новое строительство каждый день множило ряды безликих домов. Возвращение архитектуры «к музам» стало неизбежным. В 1968 году «Новый Артек» отметили Ленинской премией по разделу литературы и искусства, и все последние годы не прекращались дискуссии о собственно художественных задачах архитектора.

Архитектура, отлученная от искусства, не новость. Голландский архитектор группы «Стиль» Тео ван Дусбург, читавший лекции в Баухаузе, писал: «Уже довольно давно (примерно в 1918 году) я назвал эту архитектуру, поскольку она имеет дело лишь с голой структурой, анатомической. В Германии действительно говорили об архитектуре «кожа да кости» и ничего не желали знать ни об эстетических проблемах, ни о проблемах формы. Ядром этого движения была борьба с главенством формы в архитектуре. Новое определение архитектуры гласило: архитектура — это функциональная организация материала. Форма становилась чем-то второстепенным, производным…» («Рогт», 1929, № 2.).

Дальше ван Дусбург писал, что русские, пожалуй, были первыми, кто вернул архитектуру в лоно искусства.

Действительно, в те годы многие русские архитекторы считали, что «задача настоящего момента — установление ряда необходимейших в художественном построении законов. Чрезвычайно полезны законы:’пространственных положений и соотношений архитектурных масс, пропорциональной зависимости объемов, художественного восприятия, выражения психологического воздействия архитектурно-художественных масс и форм» (Н. А. Голосов, Новые пути в архитектуре. Доклад в Московском архитектурном обществе.— См: «Из истории советской архитектуры», ОМ, 1909, стр. 29.).

Наиболее полно все эти веяния выразились тогда в художественной практике Вхутемаса и Вхутеина. Зародившийся па архитектурном отделении курс композиции через некоторое время был введен и на всех остальных факультетах (в том числе и художественных), а потом стал частью «основного отделения», призванного дать студентам общую художественную и научную подготовку.

Таким образом, курс композиции, созданный во Вхутемасе около сорока лет назад, близок нашему времени прежде всего теми проблемами и задачами, которые он должен был решать: шла борьба за ту архитектуру, которая могла бы снова называться «трехмерным пластически-пространственным искусством».


 

3291865_img388 (700x542, 233Kb)

Курс представляет собой последовательность практических занятий (См. таблицу XVI.).

Первая группа упражнений включает в себя три задания. Студент должен построить несколько фронтальных, объемных и глубинно-пространственных композиций (с симметричным и асимметричным распо ложепием частей), которые дадут ему понятие о специфических особенностях и взаимосвязях построения плоскости, объема и пространства. Задания выполняются из нескольких одинаковых элементов; вся группа упражнений дается сразу, что заставляет студента анализировать все модели в их общих и частных закономерностях.

Первое упражнение — фронтальная композиция — характеризуется преобладанием протяженности по горизонтальной и вертикальной координатам над глубинной координатой.

Второе упражнение — объемная композиция — характеризуется относительным равенством протяженности фронтальной и глубинной координат.

И, наконец, третье упражнение предлагает создать глубинно-пространственную композицию с преобладанием протяженности по глубинной координате.

При получении задания студент уже знает условную кубатуру будущей композиции. Это подсказывает ему, какой именно выразительности объемов нужно добиваться — в габаритах целого ансамбля с большим пространством и подходами или отдельного дома, интерьера или вещи. Соответствие характера выразительности форм особенностям восприятия — одно из основных условий архитектуры, которое решается здесь с самого начала как обязательный компонент творческой работы студента.
 

Создавая композиции, студенты начинают активно задумываться над сутью архитектуры как пространственного искусства: метод абстрагирования, выделения средств создания композиции из конкретной практики проектирования, позволяет им работать «сознательно». «Такое абстрагирование от конкретного должно снова приводить к чувственному моменту,— писали авторы курса,— к конкретному содержанию, являясь, таким образом, средством решения архитектонических задач» (А. Крин с кий, А. Ламцов, В. Тур кус, Элементы ар-хитектурно-прострапствониой композиции, М.— Л., 1934, стр. 5.)
.
После выполнения заданий первой группы студенты переходят к выявлению характеристики объёмно-пространственных форм.
Это одновременно и детализация полученных уже навыков и более сложная ступень пространственного мышления.


 


Упражнения второй группы, так же как и первой, включают три вида заданий.

Первые—на выявление характера заданной фронтальной поверхности: требуется решить ее как фронтальную композицию.

Вторые — учат закономерностям построения объема.

Третьи — построению пространства.
При этом даются и основные средства решения:

1) вертикальные и горизонтальные членения;

2) рельефные и конгррельефные формы;

3) контрасты и нюансы;

4) пропорции и ритмические соотношения элементов.


Это предельно краткое и схематическое описание курса композиции архитектурного института (Исчерпывающее изложение упражнений содержит новое издание книги.) дает некоторое представление об основных его идеях и принципах и позволяет критически обсудить одну его особенность. Закономерности, правила и средства решения композиционных задач даются в нем, в основном, как вневременные, не связанные с развитием художественной культуры.

Чтобы стал понятным смысл этого утверждения, .надо напомнить, что по традиции почти во всех курсах основ композиции изучение формы ведется методом анализа исторических памятников (начиная от Парфенона и кончая виллой «Савуа» Корбюзье). Такой анализ в духе исследований архитектуры XVIII—XIX веков, получивший оформление и у О. Шуази и в немецкой школе формалистического искусствоведения прошлого столетия, был также в теоретической части разбираемого курса 30-х годов. В этом, конечно, нет ничего плохого, но если ограничиваться только этим, то можно заставить студентов применять полученные ими знания определенных закономерностей как неделимую часть уже найденных в истории .эмпирических решений.

Правда, в предисловии к первому изданию книги авторы предупреждают студентов, что «в историческом развитии сами средства меняются вместе с изменением содержания, поэтому при проработке данного круга вопросов необходимо прежде всего иметь перед собой ваши практические задачи с их специфическими особенностями», но на практике, предлагая свой курс в качестве вводного и выводя законы композиции из анализа композиционных приемов прошлой архитектуры, они шли в те годы в русле общих представлений о том, что принципы построения композиции вечны и их надо только применять сознательно. При этом задача анализа самой механики исторической смены средств композиционного построения не ставилась вовсе.

В последние годы, при возобновлении курса в МАИ, отвлеченные задания по композиции чередуются с конкретными работами по архитектурному проектированию. Благодаря этому открывается возможность полнее выявлять влияния времени и практических задач архитектуры на характер создаваемых моделей. Чередование заданий заставляет студентов почувствовать в процессе работы, что понятия контраста и нюанса, пропорций, ритма и т. д. подвержены влиянию времени, что время диктует особенности формы, органичность которой зависит от характера конструкций, технологии и материалов, от представлений людей о целостности форм современного мира. В своих заданиях на композицию студенты стараются учитывать эти свойства и подчинять им свое пространственное мышление. Так происходит анализ не только наследия прошлого, но и современности. Студент учится постоянно проверять решения, которые он принимает как архитектор, абстрагируя их от конкретной задачи и анализируя средства, которыми он пользуется. Намечается подход к приему «двойного знания» (знания целей и знания средств), который мы выше охарактеризовали как специфический для художественного проектирования. К сожалению, эта часть курса недостаточно развита.


 

Композиционные упражнения из курса Московского архитектурного института.

3291865_img388_kopiya1 (572x700, 255Kb)


Упражнения на создание фронтальной композиции.
Упражнения на создание объемной композиции.


 

 

3291865_img388_kopiya3 (700x566, 251Kb)


Выявление характера фронтальной поверхности, объема и пространства. 
Простые и сложные ритмические ряды.


 


3291865_img388_kopiya2 (700x291, 101Kb)


Упражнения на создание пространственной композиции. 
Простые и сложные ритмические ряды.


От себя замечу, по архитектурной композиции имеется обширная литература, и данный материал книги можно рассматривать  кратким обзором темы.

Продолжение

Серия сообщений "Предмет - композиция":
Часть 1 - Парусник
Часть 2 - 3 - Дизайн маски (от общего к частному)
...
Часть 8 - Система управления головой дизайнера
Часть 9 - Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 1
Часть 10 - Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 2
Часть 11 - Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 3
Часть 12 - Композиция - средство язык и метод художественного проектирования - 4
...
Часть 41 - Азбучные истины - 08
Часть 42 - Азбучные истины - 09
Часть 43 - Методика рисования с детьми - 02
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Шибарова_Мария - Апельсиновый кот | Лента друзей Шибарова_Мария / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»