• Авторизация


Любовь как прорыв к неповторимости человека 03-10-2012 18:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения С_ДОВЕРИЕМ Оригинальное сообщение

Любовь как прорыв к неповторимости человека
 

20-09-2008 01:44 (cсылка)   Добавить в избранное  Редактировать Удалить

Н.Хамитов «Философия человека. От метафизики к метаантропологии»

Виктор Франкл
Любовь как прорыв к неповторимости человека


«Любовь можно определить как возможность сказать кому-то «ты» и еще сказать ему «да». Иными словами: это способность понять человека в его сути, его конкретности, его уникальности и неповторимости…» (Франкл В. «Человек в поисках смысла.»)
Так просто и вместе с тем глубоко говорит о сущности любви Виктор Франкл. Любовь для него является проникновением в глубины человеческого Я – собственного Я и Я другого. Любовь – высшая форма познания и самопознания человека.
«Абсолютно неправы те, кто утверждает, что любовь ослепляет, пишет Франкл. – Наоборот, любовь дает зрение, она как раз делает человека зрячим. Ведь ценность другого человека, которую она позволяет увидеть и подчеркнуть, еще не является действительностью, а лишь простой возможностью: тем, чего еще нет, но что находится лишь в становлении, что может стать и что должно стать» (Франкл В. «Человек в поисках смысла.»)
Для Франкла исключительно важно увидеть в любви переживание человека как возможности. Возможности выхода за пределы здесь-и-теперь-бытия. Это позволяет Франклу говорить о любви как об открытии перспективы. Любовь для философа не замкнута в сегодняшнем дне человека с его недостоинствами и достатками.
Поэтому любовь не есть обожествление наличного и обыденного бытия в любимом и любимой. Напротив, «любовь видит и раскрывает возможную ценностную перспективу в любимом. Она.. своим духовным взором предвосхищает нечто; те еще нереализованные личностные возможности, которые кроются в любимом человеке» (Франкл В. «Человек в поисках смысла.»)

Эрих Фромм: любовь как забота, ответственность, уважение и знание

Эрих Фромм определяет любовь как способность давать, а не получать. Отдавать – не значит жертвовать и страдать, - говорит Фромм. Отдавать – значит жить. Если человек вносит что-то в жизнь другого, то это «что-то» так или иначе возвращается к нему. А значит, когда человек отдает, он все-таки получает. Фромм пишет, что самый богатый человек – это тот, кто способен отдавать, и что бедность доводит до разложения личности не только из-за непосредственных страданий нищеты, «но и из-за того, что бедняк лишается радости отдавать» (Фромм Э. «Искусство любить//Душа человека»). Плодотворный подход к любви – способность отдавать – вызывает ощущение глубинной полноты и радости. «Отдавать много радостнее, чем получать, - не потому, что это лишнее, а потому, что отдавая, я ощущаю, что живу»
Говоря о любви, Фромм развивает мысль о том, что любовь – это также и забота. «Любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим».
«Тесно связан с заботой еще один аспект любви – ответственность», - говорит Фромм. Но ответственность для него не есть некая обязанность, навязанная извне. Это абсолютно добровольный акт, ответ на потребности другого человека. Как пример безответственного человека Фромм приводит пример Каина, который на вопрос Бога об Авеле говорит» «Разве я сторож брату моему?» Тот, кто любит, всегда в добровольном ответе за любимого.
Однако ответственность могла бы превратиться в отношение человеку как к собственности, стать ограничением его свободы.  Для того, чтобы этого не произошло, необходима третья составляющая любви – уважение. «Уважать человека, - говорит Фромм, - значит быть заинтересованным в том, чтобы он развивался по своему собственному пути».
Но любовь для Фромма не только забота, ответственность и уважение. Любовь – это еще и глубинное знание о человеке. В любви скрыта потребность постичь тайну человека. Познание тайны человека в любви противоположно познанию тайны человека во власти. Первое плодотворно, второе – нет. В любви жажда познания человека утоляется путем соединения, соединения с неповторимой индивидуальностью. Власть есть познание человека, которое превращает его в вещь, собственность.
Итак, для Фромма любовь есть сила, дающая человеку возможность быть собой, это единственная форма, в которой может реализоваться проникновение в глубины человеческого «Я».
Любовь для Фромма – это чувство, рожденное в самых глубинах существования. Благодаря ему все остальное в человеческой жизни наполняется светом и обретает смысл.
Фромм пишет: «Любовь возможна лишь в том случае, когда двое общаются друг с другом на самом глубоком уровне существования, и поэтому каждый из них переживает себя на этом уровне. Только здесь, в этом «глубинном» переживании, заложена основа любви. Любовь, переживаемая таким образом, - это постоянный вызов; это не место отдыха, а движение, развитие, совместная работа; и даже то, царит ли гармония или конфликт, радость или печать в отношениях двоих, имеет второстепенное значение по сравнению с тем главным, что двое переживают себя из самой глубины своего существования, что они едины друг с другом благодаря тому, что они едины с самими собой, а не убегают от себя.» (Фромм Э. Искусство любить//Душа человека)
 

Любовь: сексуальное и эротическое

Любовь и сексуальность. Понятие любви-страсти


Половое влечение как влечение к преодолению располовиненности мужчины и женщины предполагает их телесное воссоединение, называемое сексуальным. Такое соединение достаточно часто инстинктивно и отчужденно от любви. Стихия сексуального соединения сама по себе дает переживание бесконечного единства – на время сексуального акта. Но затем партнеров охватывает одиночество – вне стихии сексуальности-телесности они чужды друг другу.
Сексуальность как таковая не предполагает избирательности. Она является результатом инстинкта продления рода. Однако сексуальность может подчиниться избирательности – тогда мы говорим о любви. При этом происходит возрастание сексуальности, которая поднимается над инстинктом. Во влюбленности и любви сексуальное влечение возвышается до страсти.
Мы пришли к постижению любви-страсти.Любовь-страсть – это любовь, в которой сексуальное начало выступает основным при выраженной избирательности партнера. Любовь-страсть есть переживание, выводящее мужчину или женщину в запредельное бытие.
Однако любовь-страсть является очень неровной и, как правило, трагичной. Глубинная устремленность на обретение единства в сексуальном акте делает любовь-страсть серией вспышек со-единения и одиночества-отчуждения. Со временем периоды одиночества как скуки и тоски могут нарастать. И все же в любви-страсти есть привязанность мужчины и женщины, которая не покидает их в скуке и тоске.
Именно поэтому любовь-страсть часто может становиться неразделенной любовью при физической разделенности - она желает того, что не может быть разделено во всей полноте бытия. Любовь-страсть весьма эгоистически насыщенна и требовательна. Она уже освободилась от инстинктивной безличной сексуальности, но находится в плену сексуальности-страсти, которая устремляет к соединению не с личностью, а с ее физическим выражением.
Бесконечная сладость любви-страсти смешивается с неизбывной трагичностью. Оставаясь в рамках сексуальной страсти, она выступает неразвившейся любовью, первичным бытием любви. Она отличается от влюбленности- страсти лишь своей продолжительностью и еще большим нарастанием одиночества.
Углубление любви возможно через переход ее в сферу эротического.

Любовь-эрос. Понятие любви-дружбы


Сфера эротического – это сфера душевного общения между полами. Входя в пространство и время эротического, любовь-страсть наполняется ровной теплотой и ответственностью, которых она не знала раньше. Появляется забота, со-понимание и общение за пределами сексуального акта. Все это позволяет говорить о таком специфическом феномене, как любовь-дружба.
Любовь-дружба есть форма любви, которая основана на доминировании душевного и эротического общения над страстью. Любовь-дружба отличается от просто дружбы переживанием абсолютной незаменимости своего партнера и более полным соединением с ним. Любовь-дружба может стать результатом развития любви-страсти. В этом развитии страсть как вспышка, за которой следует еще большая темнота, превращается в ровное и спокойное горение.
Любовь-дружба очищается от эгоизма любви-страсти и становится менее трагической. Однако при этом происходит снижение яркости любви. В любви-дружбе всегда присутствует тайная тоска по любви-страсти. Ибо любовь-дружба есть шаг по направлению к обыденному бытию человека.

Противоречие любви-страсти и любви-дружбы и его разрешение.
Любовь-целостность


Итак, между любовью-страстью и любовью-дружбой существует противоречие, которое не разрешается окончательно, когда любовная страсть переплетается в дружбу. Это противоречие должно разрешаться не антагонистически – путем угасания одной из противоположностей, - а синтетически и плодотворно – через из взаимослияние.
В какой форме любви возможно плодотворное разрешение противоречия любви-страсти и любви-дружбы?
Эту форму мы могли бы назвать любовью-целостностью. В любви-целостности происходит соединение мужского и женского в новом качестве – том качестве, в котором побеждается непродолжительность и эгоизм страсти, а также равная бесполость дружбы.
Но для того, чтобы понять смысл любви-целостности, нужно начать с осознания смысла любви к себе.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Любовь как прорыв к неповторимости человека | Люминес - С ДОВЕРИЕМ | Лента друзей Люминес / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»