Предыдущая запись:
http://www.liveinternet.ru/users/bonikid/post329627385/
Куда направишься после Леди?
(4/14)
Фильм «Леди поёт блюз» изменил представление людей о Дайане Росс; и действительно она удивила своих критиков, а так же саму себя. Момент, когда она стала играть как актриса, стал для неё поворотным как в личном, так и в профессиональном плане. Её начинание придало ей чувство самоудовлетворения , которое, по её словам, она не испытывала, записывая пластинки. Играя перед камерой на съёмочной площадке «Леди поёт блюз», она почувствовала себя более свободной в проявлении своего творческого потенциала, чем когда записывалась в студии. В течение многих лет она пела, как того требовали продюсеры, записывая песню при необходимости много раз, пока её не признают удовлетворительной. Конечно, у неё всегда была возможность привнести свою индивидуальность и свой образ в свою музыку, но Мотаун была жестко структурированной организацией, в которой артисты были не вольны делать, что им хотелось, что касается записи пластинок. В фильме же, если Дайану и просили сыграть сцену определённым образом, у неё всё же была свобода применить свой личный взгляд для более тонкого изображения и сделать свой выбор – у неё было больше контроля. Как актриса, ей пришлось наконец-то сломать тот хрупкий, хорошо продуманный фасад, что был ранее создан Берри и пиар отделом Мотаун много лет назад, и при этом освоить широкий спектр человеческих эмоций и чувств.
Глубокая печаль, возмущение и чувство безысходности, связанные с историей Билли Холидей стали причиной для более глубокого взгляда Дайаны на свою личность. Она начала больше заниматься самоанализом вместо того, чтобы вести себя импульсивно. Разумеется, была и обратная сторона такой проницательности. Она стала больше осознавать , чем когда-либо, в частности, что Берри всё ещё осуществляет над ней контроль, что она по-прежнему позволяет ему это и что её негодование растёт … с каждым днём.
Многие критики почувствовали, что фильм «Леди поёт блюз» станет трамплином для долгой и плодотворной карьеры Дайаны как актрисы. Учитывая успех своего первого фильма и теперь уже явную популярность у зрителей, Дайана также была совершенно уверена, что у неё будет ещё больше возможностей как у актрисы. К сожалению, её возможности , казалось, были отчасти ограничены Берри. «Её контролировали сверх меры, и всякого рода материал, представленный на рассмотрение Дайаной, не принимался во внимание», - рассказала Джей Уэстон, продюсер фильма «Леди поёт блюз».
Берри не хотел работать с продюсерами со стороны. Например, после фильма «Леди поёт блюз» я хотел, переделать фильм «Сабрину» (романтичекая кинокомедия 1954 года, вариация на сюжет «Золушки» с участием Одри Хепбёрн, Хамфри Богарта и Уильяма Холдена; в 1995 году был снят ремейк – прим. перев.), права на него принадлежали студии Парамонт, в мюзикл для Дайаны. Я хотел внести межрасовые изменения и снять её с Джеком Лэммоном (американский актёр, отличавшийся необычайно широким диапазоном исполняемых ролей — от острохарактерных до трагических; восемь раз номинировался на «Оскар»; тут я думаю, Уэстон имел в виду то, что Дайана черная , а Лэммон белый – прим. перев.). Лэммон был в полном восторге. Но Берри сказал : «Забудь». Уверен, он даже не проконсультировался с Дайаной. Это было бы отличным приобретением для неё, но к этому времени у меня не было к ней доступа, как и у других заинтересованных продюсеров Голливуда. Он хотел, чтобы она работала единственно с ним в рамках его компании, или, как минимум, с другими из Мотаун. Могу поспорить, что она вообще не знала, что Берри отказывает от её имени.
Именно тогда – весной 1973 года – Берри привёл в фирму Роба Коэна, 23 летнего белого вундеркинда, чтобы возглавить подразделение, занимающееся фильмами. Коэн, кто ранее работал на кинобъединение «Двадцатый век Фокс», будет отвечать за поиск сценариев для Дайаны. Берри будет их рассматривать, давать или не давать добро, а затем эти проекты шли на разработку внутри Мотаун. Роб вспоминал:
Как и многие белые я задумался о влиятельных людях вроде Кеннеди. Я всегда думал, что настоящие лидеры, смелые, прогрессивные люди идут в Гарвард. Вот почему я пошёл в Гарвард. Я заразился мыслью об умении руководить людьми и мужественности после братьев Кеннеди и в свою очередь рассчитывал, что в мире индустрии развлечений есть люди, подобные им. Таким образом, когда я встретил Берри , этого черного человека в теннисной форме, кто создавал вокруг себя подобную сумасшедшую энергию, кто окружил себя обалденными инициативными людьми, я был потрясён. Он был одним из реальных магнатов в шоу бизнесе, но что он из себя представляет?
Когда он услышал, что я хочу уйти с прежнего места и работать на него – эдакий железный контракт, большие деньги и уважение, где я не буду окружён неким ореолом белого мальчика, вещающего перед микрофоном – он не смог сдержать смех. Я представился ему дерзким и этим понравился. «Я очень богатый человек, - сказал он, - и если это то, что ты хочешь заполучить, ты получишь это».
Таким образом, от 24 до 29 лет в моей жизни Берри был главным мужским авторитетом. В некотором роде мы были как день и ночь: я – белый из среднего слоя общества, еврей, выпускник Гарварда и он – чёрный чемпион «Золотой перчатки», выбывший из средней школы. Он установил сам свои правила. Он смотрел иначе на этот мир, и через некоторое время я также стал смотреть иначе. Он пробудил во не желание убить себя с тем, чтобы все силы отдать ему.
Как-то вечером на коктейль-приёме у себя в поместье Берри представил этого человека. Дайана была недовольна наймом Роба Коэна. Она считала, что Сюзанн де Пасс более достойная кандидатура для этой работы, чем какой-то белый юнец вундеркинд. Де Пасс также была расстроена. «Работа, которую ты проделывал и степень доверия , которую ты получал долгое время, были несоизмеримы, по моему мнению, - сказал она о более ранних днях Мотаун . - Я реально хотела играть роль в кино бизнесе, а были другие , проходящие…белые со стороны, у кого не было ощущения, кто мы и чем нам следует заниматься».
В первую нашу встречу с Дайаной, мы не стали закадычными друзьями», - рассказал Роб Коэн.
Она не была любезной. Была холодной. Она уже была связана волей и намерениями Берри, а теперь тут я – один из мальчиков Берри – приглядывающий за ней. Ей больше бы хотелось иметь дело с Сюзанн, женщиной, с которой у неё уже установился контакт, с женщиной, которую в некотором смысле можно было контролировать. «Куда направишься после «Леди поёт блюз»? – спросила Дайана Роба, подняв бровь. Я сказал: «Ну, планы такие». Все хотели снимать Дайану в биографических фильмах. Каждый день мне названивали: «Мы хотим сделать из неё Бесси Смит (американская певица, одна из наиболее известных и влиятельных исполнительниц блюза 1920-30-х годов; в 1937 году погибла в автокатастрофе - прим. перев.). Мы хотим, чтобы она сыграла Дину Вашингтон (одна из самых талантливых и знаменитых исполнительниц джаза и блюза в США; также известна под псевдонимом «Королева Блюза» - прим. перев.)».
Роб и Берри определённо были ориентированы на новое поле действий в попытке выдвинуть роли для основной чёрной актрисы в белом Голливуде. Это мало когда делалось прежде, и их выбор и впрямь был ограничен, в особенности в виду того, что Берри хотел иметь контроль. «Придумай что-нибудь, - сказал как-то на встрече Берри Робу. «Что ты предполагаешь для Дайаны?»
«Ладно, - ответил Роб. – Я вернусь к тебе»
«Нет, - сказал Берри. – Сейчас».
«Сейчас?»
«Сейчас, - скомандовал Берри. – Я плачу тебе за идеи. И лучше бы, черт подери, у тебя была идея». Это было так, как будто он разговаривал с авторами и продюсерами, чтобы они придумали хит для Дайаны… а «Сейчас» - только он не дал Робу даже недели, чтобы закрыться в гостиничном номере в Детройте для осуществления цели.
Роб в страхе потерпеть неудачу какой-то момент мешкал . Затем быстро почесал свою макушку, почти как музыкант разминает пальцы перед тем, чтобы сыграть что-то значительное, стал выдавать идеи. Он сказал Берри , что он считает, что Дайане следует сыграть тот же самый тип амбициозной женщины, какой она была в реальной жизни – личность, которая была образцом подражания для юных черных людей. «Я хочу, чтобы Дайана Росс снялась в фильме, который воодушевляет», - сказал он неопределённо. Одни чувства, но для начала было достаточно.
Роб продолжал – он недавно прочитал сценарий Боба Меррилла – поэта-песенника, автора «Смешной девчонки» - о девушке из Нью-Йорка, которая встречалась с неким политиком, кто заикался. Она помогла ему преодолеть этот дефект речи и в то же время стала известной моделью. На главную мужскую роль Меррилл избрал Ричарда Харриса, а на главную женскую – Барбру Стрейзанд. Однако Стрейзанд посчитала эту идею слишком уж импульсивной, что, учитывая её фильмы, это имело смысл. Тем не менее, Берри понравилась эта задумка и он подумал, что это мощная вещь. «Только сделай мне одолжение - не говори Дайане, что Стрейзанд отказалась, - сказал он Бобу, - потому что если она узнает, можешь забыть об этом. Она никогда не прикоснётся к тому, что отвергла Стрейзанд».
Затем Боб полетел в Нью-Йорк и встретился с Бобом Мерриллом. В результате ряда встреч эти двое решили внести радикальные изменения в первоначальный сценарий. «Я хочу сделать кино что-то навроде кино с Джоан Кроуфорд (американская актриса немого и звукового кино, в 1930-е годы по популярности соперничавшая с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо – прим. перев.), нечто, что вызывало бы слёзы, но с Дайаной Росс в главной роли», - сказал Роб Бобу. И тогда эти двое мужчин начали «наматывать клубок, нитку на нитку» - чем таким обладала Дайана, не музыкальной составляющей её натуры, а чертой, присущей ей как человеку. Разумеется, ответ был очевиден: ореолом романтизма. Собственно, было немного чёрных знаменитостей столь красивых, кто бы больше проявлял это качество, чем Дайана Росс в 70-х. Таким образом, эти двое мужчин решили развить историю вокруг подобного очарования – поднять ставки – где бы она не пропела ни одной ноты за целый фильм с тем, чтобы доказать всякого рода скептикам, что она на самом деле гениальная актриса, что её работа в фильме «Леди поёт блюз» не была случайностью.
Боб Коэн вспоминал:
Боб и я подумали, что следует сделать фильм о чёрной женщине, кто хотела быть дизайнером – модельером, кто работала на жалкой работе, чтобы только оплатить счета. При этом у неё был возлюбленный, политик. И это мог быть бы опять Билли Ди Уильямс …почему нет? Он хотел, чтобы она посвятила себя его делу. Но всё, что она хотела, это нарядно одеваться, несомненно, на фоне её невзгод и бедности. В конце в концов, она встречает фотографа, работающего в сфере моды, который хочет сделать из неё модель. С другой стороны, он стиляга в кожаном костюме, чокнутый на всю голову. И всё же она едет с ним в Европу. Оказавшись там, она становится важной персоной - моделью в сфере высокой моды. Но в итоге осознаёт, что тоскует по своему возлюбленному и чувствует внутреннюю пустоту. Тогда она приезжает и понимает, что её ничто не держит в Европе, что её корни более важная вещь, чем она думала ранее. Таким образом, что она делает? Она возвращается в трущобы, назад к своему мужчине … и с тех пор они счастливо живут. В том одном, единственном разговоре, у нас была практически полная экспозиция фильма. Тогда-то Боб Меррилл и решил, что фильм будет называться Mahogany/ «Махагон». И та базовая концепция ни на йоту не была изменена от того момента до дня премьеры фильма в кинотеатрах. У нас был фильм для Дайаны Росс. «Махагон».
У Роба и Боба, как они думали, был великолепный фильм, чтобы показать актерский талант Дайаны Росс. Теперь вопрос заключался в том, как лучше представить идею с фильмом Берри. За короткое время Роб узнал Берри, он понимал, что Берри не любит читать сценарии. Вместо того, чтобы сесть и прочесть, он перенаправлял такого рода материал одному из своих подсобников, кто мог наложить вето. Мало у кого в Мотаун была надобность читать, исключение составляли Сюзанн де Пасс и Крис Кларк. В принципе компанию составляли творческие люди, чьи лучшие идеи рождались коллективно за фаст-фудом и пивом – почти как у Роба Коэн и Боба Меррилла с фильмом «Махагон». Однако, тем не менее, кто-то должен был прочитать сценарий. Или, может, нет. Вместо того, чтобы попытаться заставить Берри читать, Роб решил, что лучше презентовать эту историю звуко – визуально. Боб Меррилл предложил прочитать сценарий Берри вслух. Они наймут художника- иллюстратора , чтобы тот нарисовал эскизы – различные сцены с Дайаной и Билли Ди из предлагаемого сценария. Меррилл напишет музыку к фильму и наймёт пианиста, чтобы сыграть её. Кто-то ещё будет перелистывать иллюстрации к сценарию. Это было немного похоже на детскую игру «покажи и назови» в начальной школе…но показывал и рассказывал автор, удостоенный премии Тони (ежегодно присуждается за достижения в области американского театра, включая музыкальный театр (прежде всего многочисленные постановки на Бродвее, Нью-Йорк) – прим. перев.). Это был несомненно неординарный способ презентации общего представления о фильме потенциальному продюсеру и звезде. Но Роб Коэн имел дело с неординарными людьми … и он очень хотел снять этот фильм.
Таким образом, в поместье Горди как-то вечером Дайана, Берри, Сюзан де Пасс и масса других мотаунцев сидели перед стендом в ожидании большой презентации. Боб Мерррилл начал читать. «Постепенно увеличивается чёткость изображения, - объявил он. - Трейси Чемберс – молодая девушка, проживающая в центре города, у кого есть большая мечта…» и далее. (Позже Роб объяснил: «Главную героиню я решил назвать Трейси Чамберс, поскольку мою няню звали Офелия Чамберс, и она была одной из самых светлых женщин, каких я когда-либо знал»). Играла тема любви, одна иллюстрация сменяла другую, звучала сага. Закончилось всё на мелодраматической ноте: «А затем она вернулась в гетто обратно к своему мужчине, и с тех пор они жили счастливо».
Тишина.
Берри повернулся к Дайане. «Ну, и что ты думаешь, Черныш?»
Она, казалось, была немного озадачена. «Ну, хм…не знаю, - сказал она, держа указательный палец во рту. – Что ты думаешь?»
«Я скажу, что я думаю, секунду», - ответил Берри. Он повернулся к своему исполнительному секретарю Эдне Андерсон. «Эдна, набери -ка мне Роберта Эванса». Она набрала номер президента Парамонт Пикчерз. «Боб, это Берри, - сказал Берри. – Я наконец получил фильм, который мы собираемся снять следующим. Это абсолютный бриллиант».
Перевод Bonikid,
13 июля 2014
(Убедительная просьба не копировать и не цитировать в виду того, что текст может редактироваться по ходу перевода всей книги, если таковой последует)