Со времен потопления Кэмероном «Титаника» можно вспомнить не так уж много хороших эпос-мелодрам снятых с соблюдением чистоты жанра. Из просмотренного почему-то вспоминается только «Дневник памяти» (2004) Ника Кассаветиса, да пожалуй «Выбор капитана Корелли» (2001) Джона Мэддена. Теперь список хороших фильмов этого жанра можно расширить за счет картины Френсиса Лоуренса «Воды слонам!». В нем есть все, за что многие люди любят (или ненавидят) жанр эпос-мелодрамы: любовь, прошедшая через испытания и пронесенная через годы; неизменный «любовный треугольник» (в котором, как говорит Стас Янковский, «все углы тупые»); драма (они жили долго/ярко, счастливо и умерли не в один день); историческая эпоха в качестве естественных декораций; красивые актеры; душещипательная музыка; длительный хронометраж и т. д.
Фильм «Воды слонам!» действительно очень яркий (вполне может быть награжден кинокритиками за декорации и костюмы, а также за воссоздание эпохи), с отличной операторской и хорошей режиссерской работой. Можно считать, что Френсис Лоуренс, учитывая специфику предыдущих его картин, вполне справился с жанром мелодрамы, применив вечно действующие клише.
Есть небольшие пробелы в сценарии, в целом играющие на занижение оценки фильма. Во-первых, не до конца раскрыта линия со слонихой. Здесь явно не хватало эпизодов, позволяющих почувствовать связь между главным героем и животным («слоны отдельно, люди отдельно»).
Во-вторых, несколько «скомканной» оказалась концовка фильма. После нелогичного избиения амбалами Августа персонажа Паттинсона (а не убиения, что обоснованно напрашивается, учитывая характер поведения хозяина цирка, убивающего и за гораздо более мелкие проступки, чем покушение на честь жены), запускается цепь откровенно надуманных событий. Складывается впечатление жесткого монтажа всех сцен, последующих после сцены избиения, как будто из фильма вырезали какие-то важные, с точки зрения понимания логики происходящего, куски. В результате концовка получается несколько сумбурной и неестественной. Допускаю, что в книге, по которой снят фильм, все объяснено, поэтому те, кто ее читал, возможно этого просто не заметили.
Теперь относительно игры актеров. Впечатлила работа Кристофа Вальца. Так получилось, что единственный фильм с его участием, который я смотрел, был "Бесславные ублюдки". Из всего актерского состава Вальц наверное единственный, кто представил по-настоящему законченный образ героя. Не согласен с теми, кто считает что актер переигрывает. Он вполне вжился в образ холеричного истерика и играет его целенаправленно и осознанно. На его фоне Риз Уизерспун выглядит несколько аморфно и бесхарактерно. В её игре не хватает банальной женской стервозности, без которой она просто не могла бы стать примой цирка и женой Августа. Почему её нет, для меня остается загадкой, учитывая, что Уизерспун может отлично вживаться в роль стервы (для того, чтобы понять это, достаточно вспомнить ее игру в «Плезантвиле» и в тех же «Друзьях»).
Теперь самая щекотливая тема — Роберт Паттинсон. Признаться честно, что не являюсь активным поклонником его актерского таланта (подразумеваю, что в этом вопросе я вовсе не оригинален). На данный момент мое познание творчества Паттинсона ограничивается просмотром, прости господи, «Сумерек», «Помни меня» и«Гарри Поттера». Теперь вот, «Воды слонам!». Однако, исходя из уже просмотренного, могу отметить флегматичность игры актера, что подразумевает определенную ограниченность в выражении каких-либо сильных чувств и душевных переживаний. Участие Паттинсона в картинах, подразумевающих бурное и открытое проявление чувств, на этом этапе развития его актерского мастерства бесспорно будет давать объективную возможность заявить скептикам: «Не верю!». Пока же его «актерский талант» зиждется преимущественно на внутренней харизме и внешних данных.
В этом плане Паттинсона уместно сравнить с ДиКаприо, популярность которого после выхода «Титаника» просто зашкаливала преимущественно благодаря милой «мордашке» и умению красиво хмурить брови. Благодаря этому «таланту» Лео с экрана разбивал сердца женщин разных возрастов и служил своего рода «красной тряпкой» для мужского населения планеты. Такое признание «таланта» вполне могло оказать ДиКаприо медвежью услугу, превратить его в манекен, который достаточно вынести в фильмах про любовь, чтобы вызвать умиление женщин и прослыть в их глазах хорошим актером. И все бы шло хорошо, до тех пор, пока «мордашка» не покрылась бы морщинами, а брови не посеребрила седина. Благо ДиКаприо не пошел по этому пути и своим участием в разноплановых проектах реально сумел доказать свою актерскую первоклассность, а повзрослев и раздобрев на лишние килограммы, он окончательно разрушил ореол «актера-очаровашки», оголив настоящего актера. Соответственно, в основе оценки зрителями его актерского таланта стали преобладать рациональные мотивы, а не слепое обожание. Сможет ли этого добиться Роберт Паттисон, покажет время. Пока до этого далеко. Однозначно можно отметить, что, по сравнению с другими картинами, в фильме «Воды слонам!» эмоциональный диапазон Паттисона существенно расширился и это вселяет надежду.
В каждом фильме есть сцены, по которым можно оценить работу режиссера и оператора. Лично меня впечатлила сцена, в которой Якоб идет по поезду на свою первую встречу с Августом. Яркая, интересная, отлично снятая сцена, лаконично воссоздающая цирковую жизнь.
Цитаты из фильма:
Жизнь - это самое удивительное шоу на свете.
* * * *
Здесь я — звезда, а там я — никто.
* * * *
Не знаю, как мне это удалось, но я смог дать ей все, что обещал… Это была чудесная жизнь!
* * * *
Давайте выпьем за того, кто заставляет отчаявшихся людей убегать на поездах.
* * * *
— Обожаю эту песню!
— Я люблю тебя!
— Что?
— Это название песни.
— Ах, ну да, Луи Армстронг.
* * * *
Казалось, братья Бензини создали свой собственный рай на земле за один день, а потом снова его разобрали и увезли.
* * * *
Если женщина с вами была откровенна, не делайте вид, что ничего не помните.
* * * *
И почему дом престарелых называют домом? Ведь там все чужие.
* * * *
Мир держится на уловках. Играют все. И тут важен живой талант. Дар от рождения, то, чего не даст никакой диплом.
* * * *
Мне девяносто. Или девяносто три. Или так, или этак.
* * * *
- Вы попадете в книгу рекордов - «Старик, который сбежал из дома с цирком».
- Я? Нет, я не убежал. Я вернулся домой.
* * * *
То ли это я выбрал тот поезд, то ли это он выбрал меня, я не знаю. Я подумал, может, это мои родители послали его мне? Мне хотелось в это верить.
* * * *
Мы отменили представления в 3х городах, по слухам 4х скинули с поезда, чтобы прокормить остальных. 31 цирки были обречены: либо голодные люди поднимали бунт, либо владельцы сбегали, прихватив все деньги, бросив артистов и животных, как обглоданные кости. И мы нашли такой брошенный цирк, Август нанимал безработных артистов за гроши, а те, которым он отказал, понимали, что это конец. Я вглядывался в их лица - Август был прав, я ничего не знаю о страданиях людей.
Трейлер к фильму: