Нашла в ЖЖ рецензию по поводу довольно старого фильма. И .. не могу пройти мимо. Сейчас многих действительно выдающихся личностей пытаются представить с исключительно частной и, по сути, совершенно не заслуживающей внимания стороны, хорошо, если при этом не ставят в пассивную позу. История заменяется мылодрамой. Мельниковский "шыдевр" о царевиче Алексее как раз из такой оперы, к сожалению, не единственный...
Посмотрел вчера очередное кино Свободной России - "Империя. Начало. Фильм 1-й Царевич Алексей". Примечательно, что кино снял Виталий Мельников, как пишит Википедия - "известный советский и российский режиссер".
К сожалению, переход от советского к российскому, произвел в Виталии некоторые последствия (хотел написать "необратимые", но подумал - а вдруг опять придется в советские переходить и последствия также благополучно рассосутся, как и появились?). Царевич Алексей очень смахивает на классического диссидента. Жалко, что фильм снят в 2007 году и тогда еще не появилось движение "синих ведерок" - синее ведерко на голове Царевича смотрелось бы весьма органично.
Весь фильм Царевич не может простить своему отцу, Петру Первому, ту самую знаменитую стрелецкуя казнь, которая произошла лет за 20 до показанных в фильме событий. Уже вроде и налаживается у него с папой, и выпивают вместе, и прощает папа проделки сына под зубовный скрежет Меньшикова-Меньшова и Царицы Екатерины, ан как выйдет Царевич с отцовским благословением - так не удержится и разболтает первому встречному про свое негативное отношение к антигуманным актам публичной казни. Мне вот лично непонятны мотивы встречных выслушивать откровения Царевича - им-то так или иначе кирдык, что история и подтвердила (было казнено много народу, даже те кто случайно что-то видел). Однако, гуманного Царевича эти издержки его положения абсолютно никак не смущают.
В принципе - фильм вполне себе основан на реальных событиях, документах, исторических исследованиях, однако, там, куда исследования не достигли - режиссер дал разгуляться собственной фантазии. С Царевичем Алексеем много таких мест - и режиссер не стесняется, вплоть до того, что история полностью теряется на фоне фантазий. Пытки инокини Елены - матери Царевича у него на глазах, например. Поведение графа П. А. Толстого. Роль Меньшикова в отношениях Царя и Наследника. Отношения того же Меньшикова и Императрицы. Все это вместе рождает тот дикий винегрет, который получился после монтажа и озвучки.
Показывать Царевича Алексея диссидентом - это также смешно, как, например, Лимонов и Шендерович в одной постели. Если Царевич и представлял собой внесистемную оппозицию - то, скорее, какого-нибудь ультраправого толка, типа сегодняшних полумифических монархистов-царебожников. Ибо интерес к нему проявляли (проявлял ли он ответный инетерс - так и осталось загадкой) как раз именно сторонники посконно-домотканной, допетровской Руси. Тогда и было-то две "партии" - сторонники Петра и его реформ и противники всего нового, выступающие за старинное благочестие. Либералы и сторонники демократических ценностей еще просто не успели народиться. Причем, надо заметить, во второй партии среди искренних людей было очень много тех, кого Петр по тем или иным причинам отверг (чаще всего это тупость и жадность, узкость кругозора, нежелание учиться новому) и они рассчитывали на некоторый реванш после воцарения Алексея.
Что делать - родился Царевичем, бузишь против Царя - терпи. Это как Путин и Медведев: выбрали Президентом: тут же вокруг Дмитрия Анатольевича сплотилось либеральное звено, в свое время вышвырнутое с теплых мест ради питерских интеллигентов. Он, может, и сам не хочет себе такого не очень хорошо пахнущего окружения, да что делать! Других нету! Вот и с Царевичем Алексеем также - единственно, тогда оппозицию представляли не либералы, а ультраправые, как уже говорилось выше. И ведь понятно было, что не оставят его в покое, что если он сам не захочет быть тем, кем родился - ему все равно придется быть им против воли, ну, притворись, потерпи - батюшке уж немного осталось! Тем более, что терпеть тебя заставляют не каленое железо, а учиться править страной, армией и т.п. - вполне себе нравственно нейтральные науки. Но - 20 лет назад отец лично казнил стрельцов! Такое, по мнению киношного Царевича не прощается. Не было во времена режиссера ОПК в школе, не мог он знать такую особенность русского менталитета, внедренную в него Церковью, как покаяние и прощение. Вот и получается, что верующий (!) Царевич не верит ни в одно, ни делает для себя усилия для другого. Ему б каяться в том, что он простить не может то, в чем он не пострадал даже, а он кается, что рядом стоял. Вобщем, краткий курс Православия по Л. Толстому (отлученному от Церкви, кстати, за этот курс).
По поводу вины Царевича. В фильме этот, так и не решенный толком историками вопрос, решается вполне однозначно - его подставили Толстой и Меньшиков. Заставили, понимаешь, любимую дворовую девку черновики писем достать, а вначале обманом заставили Царевича эти письма написать, а потом с помощью насилия и пыток заставили подписать признания. Глуповатый Петр, конечно, все это проглотил, хотя Царевич и опровергал, и объяснения давал. В принципе, по фильму получается, что Царевич и не виноват ни в чем, хотя лично у меня сложилось иное мнение, причем именно из фильма.
Например, как я уже писал, можно было и потерпеть, что из тебя Царя делают, а не толстовствовать. Ведь гниль и дичь, так или иначе тебя на своих знаменах писать будет!..
Есть еще один момент, после которого Царевича вполне можно было казнить и без сложных интриг с письмами. Сцена: он сидит с отцом. Спрашивает: "правда ли, что во время пытки такой-то такой-то сказал, что если ты казнишь Царевича, кровь его будет на всех последующих Романовых - от тебя до последнего?". "Правда" - отвечает Царь вместо того, чтобы поинтересоваться - а что это за "последний" Романов такой? Нет, мы-то знаем, что это Николай Второй, но если бы мы решили этим знанием поделиться в 17-м веке - на нас бы это отразилось не очень здорово. А подозреваемому Царевичу - ничего, как с гуся вода.
Вобщем, с Царевичем получилось современно, но, как всегда, неубедительно. Если из истории выбрасывать куски и, наоборот, добавлять от себя - ничего цельного не получится. У зрителя так и останется смутное ощущение, что кто-то из действующих лиц - форменный дебил. Правда, зритель привык это списывать на то, что времена тогда темные были - закон Ома даже не открыли и много другого, а посему даже Министры и Цари уступали интеллектом этому самому телезрителю. В данном фильме роли распределились так: Петр Первый - дебил, Царевич Алексей - дебил, Меньшиков - коварное чмо, Толстой - коварное чмо, Ефросинья (фавритка Царевича) - дебилка и меркантильное чмо, слаба на передок. А больше действующих лиц и не было, кроме Царицы, но ее роль - статиста.
Отдельно хотелось бы остановиться на том, как автор фильма видит Власть. Как-то удалось ему купировать часть мозга, отвечающую за воспоминания до 1991 года, поэтому Власть представляется автором примерно также, как она устроена сейчас. Есть Царь - который говорит правильные вещи, но делает то, что советует ему окружение. Есть окружение (тогда - дворяне, сейчас - олигархи) - которые просто живут в свое удовольствие. Живут себе и все - захотели поработали на Россию, захотели - отдохнули. Например, когда Петр отправляет Толстого на поиски Царевича, ему приходится прибегать к угрозам и шантажу - помню, мол, как ты против Петруши маленького выступал, а найдешь Царевича - забуду! Просто приказать подчиненному сделать то, что нужно, очевидно, было невозможно - могут ведь и послать Абсолютного монарха, казнившего не одну тысячу людей и любящего это делать лично.
Заканчивается фильм следующим текстом: "...Юный наследник вскоре скончался. Недолго прожил и Петр Великий. Власть в России досталась бывшей княжне Англьт-Цербской...".
Что ж, посмотрим сегодня продолжение сериала, как будет реализована Величайшая Правительница нашей России, при которой "ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без ее согласия". При которой Россия приобрела Крым и прилегающие степи, Краснодарский край, Кавказ, Молдавию. При которой были построены Одесса, Николаев, Днепропетровск, тот же Краснодар (тогда - Екатеринодар), Севастополь. При которой Швеция навсегда утратила активную роль в мировой политике и перстала быть великой державой. При которой раскрылись такое гении как Румянцев-Задунайский, Потемкин-Таврический, Суворов-Рымнинский, адмирал Ушаков. При которой, в конце концов, Польша перестала быть самостоятельным государством.
Тут еще юмор в том, что в фильме участвует какая-то польская студия, так что цирк ожидается просто классический. Если этот фильм и будет отличаться от знаменитой в начале 90-х немецкой порнухи "Екатерина", располагавшейся на одной видеокассете с "Распутиным", то только в сторону сокрытия пикантных сцен, чтобы можно было по Культуре показывать. Эпоху эту я знаю неплохо, страсно ее обожаю, поэтому, постараюсь также описать свои впечатления.
P.S. Ушедший рыдать в комнату Петр на праздновании 9-летия Полтавской битвы - неисторично. Красиво, Меньшиков с Екатериной и все такое, но неисторично. Веселился Петр и не было по нему заметно, чтобы он печалился как-то или грустил. Все современники это отметили как один. Впрочем, конец достойный содержания...