• Авторизация


Искусство Гжельской росписи 25-12-2018 02:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Искусство Гжельской росписи

 
 

 

Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики и фарфора
 
к е р а м и к а 
 


Гжель – один из самых популярных русских народных промыслов. Бело-синяя керамика известна по всему миру и всегда поражает своей невероятной красотой. По традиции большая часть продукции гжельских мастеров, как и 200 лет назад – это посуда. Однако фантазия современных гончаров и художников создает невероятные композиции. В этом обзоре – 20 примеров необычных изделий гжельского промысла. 

 
 

На самом деле, Гжель – это географический район под Москвой

 

 Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии, Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области, Россия. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

 
 

Так называемый Гжельский куст включает в себя 27 деревень. Сегодня это – Раменский район Московской области.

 

Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1812 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды».

 
 

Само слово Гжель имеет балтийские корни

 

Само слово Гжель имеет прибалтийские корни

Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

 
 

Район Гжели издревле известен своими глинами

 

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

 
 

Известен указ царя Алексея Михайловича от 1663 года: …во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам…

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

 

 
 

Ломоносов так писал о местной породе:  …Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…

 

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели
 
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.Гончарными промыслами в этих местах занимаются уже около 700 лет

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели.

Первые успехи в фарфоровом производстве в конце XVIII в. определили судьбу гжельского региона, подарившего впоследствии России династию крупнейших заводчиков Кузнецовых, прославивших российский фарфор на весь мир. Именно в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново в первой половине XIX века открыл свое первое предприятие местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов, дело которого продолжили его сыновья – Терентий и Анисим, а потомки расширили до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России. С того времени, а точнее, с 1818 года ведет свою историю фарфоровый завод в Ново-Харитоново.

Кузнецовы сразу наладили промышленное - мануфактурное производство керамических изделий, в отличие от остальных кустарных артелей Гжели, организовав его совсем по-новому. Деловая хватка и оборотистость, семейные черты Кузнецовых, позволили им быстро развить бизнес и расширить его далеко за пределы гжельского региона. При этом они никогда не забывали свои корни - в Ново-Харитоново с конца XIX века вплоть до 1917 года помещалась контора «Товарищества М.С. Кузнецова», гжельское отделение. В 50-е годы XIX века завод перешел от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии – братьям Акулиным и выпускал недорогие фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, масленки, вазы, кувшины, игрушки для массового пользования.

После революции кузнецовские заводы были национализированы.

 
 

 Первый завод по производству фарфора в Гжели был построен около 1800 года

 

 
 

К 1812 году в Гжели выпускали посуду уже 25 заводов

 

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

 
 

В те времена расписывали гжельские изделия  лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками

 

В те времена расписывали гжельские изделия лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками

 

 

С середины XIX примерно на 100 лет гжельский промысел приходит в упадок

 
 

 

 
 

 

К середине XX века здесь располагалась половина всех фарфорофаянсовых предприятий России

Сегодня в Гжели изготавливают фарфор (из белой глины) и майолику (из красной)

Технологический процесс производства гжельской посуды включает в себя около шести этапов и два обжига

 
 

Как и в старину, большая часть работы над изделием проделывается вручную

 

Как и в старину, большая часть работы над изделием проделывается вручную

 
 

Расписывая фарфор, мастер не видит цвета красок такими, как они станут после обжига

 

Расписывая фарфор, мастер не видит цвета красок такими, как они станут после обжига

 
 

Гжельская роспись бывает не только синей

 

Гжельская роспись бывает не только синей

 
 

Старинные образцы гжели XVIII века

 

Старинные образцы гжели XVIII века

 

Гжельские мастера стараются не отстать от времени и следят за современными тенденциями
 


Гжель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Гамелкин С. В., Капитин М. Г. Гжель и гжельцы: На родине русского фарфора. — М.: Московский рабочий, 1969. — 128,

Серия сообщений "Посуда":
Часть 1 - Французский антиквариат
Часть 2 - Антиквариат.Серебро
...
Часть 35 - Эмиль Галле – художник, соединивший стекло и ботанику
Часть 36 - Искусство китайского фарфора(1)
Часть 37 - Искусство Гжельской росписи
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Искусство Гжельской росписи | зинаида65 - Дневник зинаида65 | Лента друзей зинаида65 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»