• Авторизация


«ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА» ЮВЕЛИРА ДИНГЛИНГЕРА 15-06-2018 19:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

«Восточная сказка» ювелира Динглингера
 

 

 

Иоганн Мельхиор Динглингер - самый прославленный немецкий мастер-ювелир начала XVIII столетия. Одно из его творений, посвященное сказочно богатой Индии, признано настоящим сокровищем, подобного которому не создавалось ни до него, ни после. Отличительной особенностью работ этого знаменитого мастера, помимо утонченного, изысканного стиля и умелого сочетания самых разных материалов - драгоценных металлов, камней, кости, эмалей, является поражающая воображение тончайшая виртуозная проработка всех деталей.

 

Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера.

Иоганн Мельхиор Динглингер (26 декабря 1664, Биберах-ан-дер-Рис — 6 марта 1731, Дрезден) — немецкий ювелир эпохи барокко, придворный мастер курфюрста Саксонии и короля Речи Посполитой Августа II.

Дом мастера

Родился в городке Биберах-ан-дер-Рис. Учился ювелирному делу в Ульме. После этого он совершенствовал свою технику работы в качестве подмастерья в Аугсбурге, Нюрнберге и Вене. В 1693 году стал членом гильдии ювелиров.Имел мастерскую. Для него выполнял заказ, вошедших в комнату «Зелёный свод». Он работал до своей смерти в 1731 году в Дрездене.

Brunnen am Gewandhaus Dresden

К слову, он был женат 5 раз, у него было 23 потомка, из которых до совершеннолетия дожили только 11.

Будучи родом из семьи ювелиров, Динглингер (1664-1731) с детских лет приобщился к фамильному ремеслу. Освоив азы профессии, он продолжил оттачивать свое мастерство в таких традиционных центрах, как Аугсбург, Нюрнберг и Вена.

В начале 18 века в моду вошла «галантерея» (Galanterien) — инкрустированные драгоценными камнями статуэтки небольшого размера. Их делал Балтазар Пермосер, а Иоганн вставлял камушки, делал мелкие детали (лук, стрелы и пр.), эмалировал. В итоге у Августа Сильного таких фигурок накопилось заметное количество

После этого отправился в Дрезден, где в 1693 году вместе с двумя младшими братьями открыл собственную ювелирную мастерскую, и дела у них пошли неплохо.



Творческие годы Динглингера пришлись на период расцвета стиля барокко, отличающегося необычайной пышностью. Правители разных мастей соревновались в роскоши и богатстве, стремились окружить себя весьма дорогостоящими и затейливыми вещицами. Многие знаменитые ювелиры того времени, в том числе и Динглингер, трудились над украшением жилищ богатых особ, изготавливая для них всевозможные сервизы, вазы, табакерки, статуэтки… 



В 1698 году Динглингера, к тому времени уже довольно успешного мастера, пригласил в качестве придворного ювелира курфюст Саксонии и король Польши Август II Сильный (1670–1733). 

На протяжении многих лет Динглингер, пользующийся благосклонностью короля, создавал для него настоящие шедевры.



Август II жил в одно время с Петром Великим, был его союзником в Северной войне и не без помощи Петра стал королем Польши. Оба эти правителя славились необычайной физической силой, за что Август и получил прозвище «Сильный». Король обожал красивую жизнь, его двор отличался необычайной роскошью, а творения Динглингера идеально вписывались в интерьер, придавая ему еще большее великолепие.

Золотой кофейный сервиз

В 1697 году Август поручил Динглингеру изготовить для саксонского двора золотой кофейный сервиз. Четыре года спустя готовый сервиз, состоявший из 45 предметов, был тщательно упакован в ящики, и вместе с ними Динглингер отправился в длительную и утомительную поездку из Дрездена в Варшаву: король строго-настрого приказал мастеру показать сервиз «прежде всего ему, где бы он ни находился».

 

Золотой кофейный сервиз

 

Золотой кофейный сервиз

Золотой кофейный сервиз был изготовлен в 1697—1701 годы. Для его создания использовались такие материалы, как золото, серебро, эмаль, слоновая кость и около 5600 бриллиантов. Сервиз оценивался в 50 000 талеров — эквивалент дворца.


 Современники так отзывались об этом сервизе: «исключительно дорогой, сделанный из золота и украшенный более чем 5600 бриллиантами и драгоценными камнями, состоящий из сорока пяти предметов, в том числе золотой кофейницы с фантастическими портретами на эмали и редкостной работой по украшению бриллиантами».

Сервиз в собранном виде представляет собой четырех-ярусную пирамиду высотой около метра. Возле каждой чашечки – фигура греческого бога или богини. Тщательным образом прорезаны их лица, волосы, складки одежды, а также все мельчайшие детали орнаментов – перышки у птичек, чешуйки у рыб, колоски в снопах. 

 

Золотой кофейный сервиз

 

Август был в восторге. Он с восхищением рассматривал каждое изделие и расточал хвалы в адрес ювелира. Но когда Динглингер предъявил своему царственному другу счет на 50 тысяч талеров, Август заметно погрустнел: государственная казна была пуста… Лишь в мае 1702 года было принято решение выплатить ювелиру причитающиеся ему деньги отдельными взносами по 10 тыс. талеров, но в итоге выплата долга растянулась на долгие пятнадцать лет.
 

Это, однако, не испортило отношений короля и его придворного ювелира. В те времена все столицы Европы будоражили известия о необыкновенной пышности двора Великих Моголов, привезенные из Индии французским путешественником Жаном Батистом Тавернье. Многие монархи, и прежде всего «король-солнце» Людовик XIV, были уязвлены: оказывается, есть кто-то, кто превосходит их по богатству и роскоши! Среди европейских королевских дворов началось настоящее соревнование: все стремились если не превзойти Великих Моголов, то по крайней мере сравняться с ними.

Не остался в стороне и Август Сильный. Подражая Людовику XIV, он превратил Дрезден в саксонский Версаль. Король был уверен, что за счет ввоза в страну ценных вещей он вносит живительную струю в экономику Саксонии и расширяет производство и торговлю. Еще во время пребывания Динглингера в Варшаве Август втайне обсуждал с ним возможность создания небывалого для Европы произведения ювелирного искусства: речь шла ни много ни мало как о… «Павлиньем троне», подобном тому, что украшал двор Великих Моголов!

Фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауранг-Зеба»

В 1701 году Динглингер приступил к работе. Но Саксония — не Индия. Поступление индийских алмазов в Европу во все времена было ограниченным. Потребовались многие десятилетия, чтобы собрать богатейшую коллекцию бриллиантов саксонской короны. Уже на картинах начала XVI века дочери саксонского герцога Георга Бородатого изображены в чрезвычайно богатых украшениях из золота, серебра и драгоценных камней, среди которых можно заметить и крупные бриллианты. Среди архивных материалов встречаются счета и сметы на приданое и подарки при бракосочетаниях членов княжеских или королевских семей. Они дают возможность судить о том, какие сокровища (золото, серебро, драгоценные камни) саксонский двор накопил на протяжении многих столетий. Несмотря на это, его богатства были далеки от богатств Великих Моголов, так что Динглингеру пришлось уменьшить размеры своего «Павлиньего трона» до миниатюрных — 142x114 см. Сам мастер назвал свое творение «Королевский двор в Дели в день рождения Великого Могола Аурангзеба». Целых семь лет он трудился над ним вместе с братьями Георгом Фридрихом и Георгом Кристофом и 14 подмастерьями. Расход материалов был огромен: золото, серебро, 4909 бриллиантов, 164 изумруда, 160 рубинов и один сапфир. Стоимость «Павлиньего трона» составила 58 485 талеров.

Фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Аурангзеба» отражает представление европейских монархов о великолепии дворца могул. Ни Август Сильный, ни Динглингер никогда не были в Индии, поэтому произведение создавалось исключительно на основе сказаний. 

Состояла из 3 отдельных комнат — серебряной, золотой, собственно с Аурангзебом. Этот шедевр обошелся саксонскому курфюрсту в 58485 рейхсталеров, что составляло по тем временам годовой доход целой тысячи чиновников. «Дворцовый прием» с 2004 года размещается в экспозиции новых залов «Зелёного свода».

 


В распоряжении, отданном королем Августом камер-советнику Штайхойзеру 18 августа 1715 года, говорится: «Мы получили от нашего придворного ювелира Динглингера 28 марта 1709 г. трон Великого Могола, изготовленный из золота, бриллиантов и других драгоценностей, стоимостью 60 тыс. талеров; кроме того, 7 января 1710 г. различные драгоценности стоимостью 10 404 талера; 9 августа 1710 г. тринадцать орденских крестов и шесть табакерок вместе с прочими драгоценностями за 8840 талеров; после этого 10 мая 1711 г. Ессе Homo вместе с различными драгоценностями за 3502 талера и, наконец, 6 февраля 1714 г. картины и драгоценности стоимостью 8216 талеров. Все вместе составляет сумму 90 962 талера». Из этой суммы мастеру было уплачено 60 608 талеров. Остальные деньги вместе с процентами Динглингер получал частями вплоть до 1718 года.

Во всех творениях Иоганна Мельхиора Динглингера поражает кажущееся почти невероятным количество бриллиантов, затраченных на изготовление его произведений искусства, хотя в большинстве случаев речь идет о небольших камнях, вес которых намного меньше одного карата. Не только кофейный сервиз и «Павлиний трон», но и другие шедевры мастера украшены тысячами ограненных алмазов. Для работы под рукой у Динглингера постоянно имелись наборы одинаковых по размеру и форме драгоценных камней, однако мы не знаем, откуда он получал их. Вероятно, отчасти речь может идти об отходах обработки драгоценных камней, не подходивших по размеру для использования в престижных украшениях. Поэтому они были относительно дешевы. Правда, Динглингер обработал также значительное число крупных алмазов.



Для создания задуманного небывалого для Европы произведения за основу было взято торжество при дворе в честь дня рождения Великого Могола, длившееся обычно пять дней. Создавалось это чудо в течение семи лет, и трудился над ним не только сам Динглингер, но также двое его братьев и еще 14 подмастерьев. И, наконец, перед изумленными зрителями предстал сказочный ансамбль во всем своем великолепии - в блеске золота и серебра, украшенный эмалями и усыпанный драгоценными камнями. Работа невероятной красоты и размаха, ничего подобного не было создано ни до, ни после нее. У каждой фигурки на этой композиции – свое лицо, своя поза и даже свой уникальный рисунок на халате. Но поскольку богатства саксонского двора значительно уступали богатству Великих Моголов,

 

«Купальня Дианы»

При создании этой вазы Динглингер использовал сюжет известного мифа. Купающаяся богиня расположена наверху, а в основании вазы - голова оленя и собаки. В оленя стыдливая Диана превратила охотника Актеона, случайно увидевшего, как она купается, после чего собственные собаки его растерзали.

 

 

Купальня Дианы. 1705 г. Высота 38 см Мастер И. М. Динглингер, фигуры из слоновой кости — Б. Пермозера. Золото, серебро, эмаль, алмазы, халцедон. Дрезден. 1704 г. Высота 38 см.Германия, Дрезден. Музей «Грюнес Гевёльбе» - «Зелёные Своды»

«Купальня Дианы» — декоративная чаша со скульптурным изображением римской богини. Чаша из халцедона в золотой оправе высотой 38 см была создана в 1705 году и украшена жемчугом, бриллиантами, эмалью, орнаментом на серебре и стали и скульптурными изображениями животных. Основание вазы выполнено в форме эмалированной головы оленя.

 

Купальня Дианы. Деталь

 

Купальня Дианы. Деталь

«Обелиск Августа»

Очень сложная по обилию деталей работа высотой около 2,3 м. 

 

«Обелиск Августа» работы И. М. Динглингера. 1721 г. Высота 2,3 м, Дрезден

 

«Обелиск Августа» работы И. М. Динглингера. 1721 г. Высота 2,3 м, Дрезден

«Обелиск Августа» создан в период с 1719 по 1721 годы. Это сложный в исполнении картуш высотой около 2,3 м с овальным изображением Августа Сильного в центре. В его композиции насчитывается 240 гем и камей, обработанных камней и скульптур, покрытых золотой эмалью. Его стоимость на момент изготовления приравнивалась к стоимости барочного дворца.

 

Картуш с портретом Августа Сильного на медальоне. Часть «Обелиска Августа» работы И. М. Динглингера Высота 22,5 см. Дрезден

 

Картуш с портретом Августа Сильного на медальоне. Часть «Обелиска Августа» работы И. М. Динглингера Высота 22,5 см. Дрезден

«Мавры»

В начале XVIII века в моду вошли небольшие статуэтки, инкрустированные драгоценными камнями, так называемая «галантерея» (Galanterien). Несколько таких статуэток изготовил и Динглингер. Называл он их маврами, однако, это не совсем верно. Судя по одежде и украшениям, они больше похожи на американских индейцев, нежели на африканских мавров. Но под такими названиями эти работы уже вошли в различные каталоги и поэтому менять названия не стали.

 

 

«Мавр с изумрудным штуфом». Грушевое дерево, высота 64 см, изумруды, рубины, сапфиры, топазы, гранаты, альмандины с использованием деталей из черепахового панциря. 1724 год. Иоганн Динглингер и Бальтазар Пермозер

«Мавр с изумрудным штуфов» — скульптура из грушевого дерева высотой 64 см, украшенная изумрудами, рубинами, сапфирами, топазами, гранатами, альмандинами с использованием деталей из черепахового панциря. «Мавр» был создан в сотрудничестве с Бальтазаром Пермозером, он датируется примерно 1724 годом. Мавр, то есть африканец, судя по его украшениям, имел оригинальным замыслом олицетворять индейца.

 

Два мавра с верблюдом. Мастера Б. Пермозер и И. М. Динглингер. Золото, эмаль, алмазы, рубины, эбеновое дерево, слоновая кость

 

Два мавра с верблюдом. Мастера Б. Пермозер и И. М. Динглингер. Золото, эмаль, алмазы, рубины, эбеновое дерево, слоновая кость

 

Барка на Ниле со священным быком Аписом. Часть алтаря Аписа.

 

Барка на Ниле со священным быком Аписом. Часть алтаря Аписа.
 
«Детская вакханалия». Высота 33 см, верх 24х17 см, основание 12х10 см, агат, золото, эмаль, жемчужины, бриллианты
Декоративная чаша с фантастической сценой под названием «Детская вакханалия». Это изделие получило свое название из-за карикатурных фигур, которые скорее похожи на гномов, чем на детей. Налицо все признаки вакханалии: козел, собаки, полуобнаженные фигурки. Тот, кто слева, видимо, поет, а пес перед ним — подвывает. На заднем плане — какое-то фантастическое рогатое существо.
 
 
Gothaer Elefant (um 1720), Schloss Friedenstein

 

Чаша в виде дракона с Медеей на крышке. Мастер И. М. Динглингер. Дрезден. До 1709 г. Сардоникс, золото, алмазы, эмаль

 

Чаша в виде дракона с Медеей на крышке. Мастер И. М. Динглингер. Дрезден. До 1709 г. Сардоникс, золото, алмазы, эмаль

 

Эгрет для шляпы из карнеолового гарнитура. Около 1719 г.

 

Эгрет для шляпы из карнеолового гарнитура. Около 1719 г.

Динглингер отличался особым утонченным стилем изготовления, проработкой мельчайших деталей и сочетанием разных металлов, камней, эмали, кости. Ювелир прославился далеко за пределами Германии. Ради того, чтобы побыть дольше в обществе этого человека Петр I во время своего «великого посольства» пренебрег гостеприимством курфюрста Саксонии и посилился у прославленного ювелира
, чтобы лично побеседовать с ним об интересовавших его тонкостях ювелирного дела. Возможно, именно под влиянием этой встречи Петр пригласил в Россию для работы именно немецких мастеров, которые в немалой степени способствовали расцвету русского ювелирного искусства.

В наши дни великолепные работы Динглингера хранятся в знаменитом музее Дрездена «Грюнес Гевёльбе» - «Зеленые своды.

 

[показать]

 
Музей «Грюнес Гевёльбе»

 

 

Самая знаменитая работа Динглингера в музее-«Двор великого Могола Ауренг-Зеба» центральное произведение не только в творчестве Динглингера, но и во всем ювелирном искусстве эпохи барокко. Это единственное в своем роде сокровище, подобного которому не создавалось ни до, ни после Динглингера.

 
Benjamin Thomae, Johann Melchior Dinglinger, Pokal mit der Mohrin, Dresden, um 1709
 
by Henkeldose Dinglinger, Johann Melchior (1664-1731)| Goldsmith Green Vaults Dresden

[показать]

6 марта 1713 года Иоганн Мельхиор Динглингер, которого современники называли «немецким Челлини», скончался. Его сын Иоганн Фридрих Динглингер (1702–1767 гг.) в 1733 году был назначен придворным ювелиром. Из многочисленных работ Динглингера-младшего в первую очередь следует назвать аграфы-застежки на поля шляп, богато украшенные шпаги, орден Белого орла, представляющего собой изумительную композицию из бриллиантов и изумрудов, вырезанный на ониксе портрет Августа III в бриллиантовой оправе и, наконец, пуговицы рубинового гарнитура.

Johann Melchior Dinglinger school, German, circa 1720. Magnificent and extremely rare gold and enamel, ruby- and diamond-set obelisk clock

«Green Vault Treasures & Dinglinger Bros»
Four centuries old Dinglinger Workshop Treasures at the Green Vault Dresden!

Flache ovale Dose mit Henkeln ( Flat oval box with handles LOL ) Dinglinger, Johann Melchior (1664-1731)| Goldsmith Jeweller

Shoe Buckles before 1733 by Johann Melchior Dinglinger and brothers (jewelers), Dresden Green Vault

Small buckle from the baldric (sapphire set) Dinglinger, Johann Melchior (jeweler) Dresden, 1710

By Dinglinger, Johann Melchior (1664-1731) Permoser, Balthasar (1651-1732)

by the Johann Melchior Dinglinger & Brothers workshop Late 1600s early 1700s for more see Ann Wardley's musuem

Король Август III, занявший в 1733 году польско-саксонский трон, не в меньшей степени, чем его предшественник, любил искусство и роскошь. Придворному ювелиру всегда находилась работа, целью которой было удовлетворение любыми способами страстных желаний короля в приобретении дорогих художественных произведений из золота, бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Однако расплачивался Август III за сделанную работу еще более туго, чем его отец. В результате новый придворный ювелир впал в такую бедность, что в 1749 году саксонский премьер-министр граф Брюль был вынужден лично позаботиться об урегулировании проблемы с долгами Динглингера.

Large decorative pendant Dinglingerhaus, Johann Melchior (jeweler) Dresden, before 1727

From the Workshop of Johann Melchior Dinglinger and his brothers in Dresden, late 1600 to early 1700s. Their Artistry can be seen at the Green Vaults Museum in Dresden

С уходом Августа III блестящая эпоха «Саксонского Версаля» завершилась. Запросы последующих правителей были более скромны. Новых бриллиантов в числе драгоценностей саксонской короны почти не появлялось, хотя они стали дешевле после открытия алмазных месторождений в Бразилии. Драгоценные камни изымались из старых работ мастеров ювелирных дел и использовались при создании новых ювелирных изделий.

Blumenkorb (1697–1701) im Braith-Mali-Museum in Biberach an der Riß

Предметы из изумрудного гарнитура: охотничий нож (работы И. М. Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы И. Ф. Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден. Первая треть XVIII в.

«Johann Melchior Dinglinger»
Prunkschale mit der Zauberin Medea byJohann Melchior Dinglinger (1664-1731)| Jeweler Goldsmith & by Werkstatt der|Saracchi, Werkstatt der| Steinschnitt: Mailand, made1590; Onyx Enamel Gold Damonds

[показать]


Источники:

Martin Eberle: Johann Melchior Dinglinger in Dresden. Mitteldeutscher Verlag, Halle (Saale) 2014,

https://www.e-reading.club/chapter.php/1020117/39/..._imperii_germanskoy_nacii.html

 https://kulturologia.ru/blogs/140618/39310/

 

Серия сообщений "Ювелирные бренды":
Часть 1 - Ювелирное Art Nouveau: Luis Masriera y Roses и другие...
Часть 2 - Ювелирные фантазии Сальвадора Дали
...
Часть 30 - Утонченные эмали знаменитого российского ювелира Густава Клингерта
Часть 31 - Мастер Чан: От подмастерья в буддийском храме до знаменитого ювелирного дизайнера
Часть 32 - «Восточная сказка» ювелира Динглингера
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «ВОСТОЧНАЯ СКАЗКА» ЮВЕЛИРА ДИНГЛИНГЕРА | зинаида65 - Дневник зинаида65 | Лента друзей зинаида65 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»