Южный павильон Малого Эрмитажа
Малый Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.
![]()
Ю. Фельтен. Продольный разрез Малого Эрмитажа. 1767 г.
В 1762 году даётся указание разобрать ветхие дома Головина и Крюйса, а на их месте возвести конюшни для рейторских лошадей, сараи для карет и дровяной двор. Однако, согласно проекту Франческо Растрелли Зимний дворец должен был иметь широкий обзор в том числе и с восточной стороны. Зодчий всё же представил свой проект новых сооружений, но его реализация затянулась.
![]()
Возведение здания будущего Малого Эрмитажа, а также параллельно расположенных корпусов конюшни и Манежа с флигелем началось лишь в 1764 году под руководством Ю. М. Фельтена. Ядром композиции должен был стать «Оранжерейный дом» — павильон, выходящий на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висячим садом.
Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу («Южный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот), причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения «Эрмитажей» (от фр. ermitage — место уединения). Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.
Северный павильон
![]()
Вид с Дворцовой набережной
История создания Малого Эрмитажа началась с задумки так называемого «Оранжерейного дома» с Зимним садом внутри с экзотическими растениями, где жили птицы и небольшие зверушки.
![]()
Павильонный зал
![]()
![]()
![]()
римская мозаика
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Однако, проект этого павильона долго не был утверждён и поэтому первой начали строительство южной части Висячего сада. Лишь в марте 1768 года в Москву, где тогда находилась Екатерина II, была отправлена деревянная модель «каменной оранжереи» на апробацию и возвращена с замечаниями для архитектора Фельтена
![]()
Восточная галереяГау.
![]()
Галерея представлений Санкт-Петербурга.Гау.
![]()
Северная часть галереи Романовых.Гау
![]()
Студия.Гау.
![]()
Спальня наследного принца Николая Александровича
![]()
Кабинет наследного принца Николая Александровича
С видом на Неву разместились зал и два кабинетика по сторонам его. Именном в восточном находился подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания и посредством подъёмного механизма оказывался в зале (наподобие сохранившегося механизма в царскосельском Эрмитаже).
![]()
2-й уровень - Комната 255 - Комната немецкого искусства XVI-XIX веков
Отдел античного мира. Галерея № 102. Проходит Малый Эрмитаж насквозь от Зимнего дворца до Нового Эрмитажа.
Античные барельефы в галерее № 102.
Несколько позднее название «Эрмитаж» и утвердилось именно за этим зданием (от фр. ermitage — место уединения). Здесь после дневных забот в кругу немногих близких людей (не более 15 человек) императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. Но самым большим сокровищем Эрмитажа стали картины и скульптура, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой коллекции будущего музея. Стены всех помещений были украшены картинами в несколько ярусов.
В южной части павильона, где теперь в полу размещена копия античной мозаики, находился зимний сад, в центре которого стояла статуя. На балюстраде верхнего яруса сада в декоративных кадках красовались померанцевые и миртовые деревья. Наличием зимнего сада и объясняется первоначальное название павильона — «Оранжерея», как значится в архивных документах. Убранство интерьеров дополняли хрустальные люстры.
Фасад, запроектированный архитектором Валлен-Деламотом, отличает богатство и утончённость архитектурных форм раннего классицизма. Два верхних этажа украшает портик из шести коринфских колонн и двух скульптур — статуй Флоры и Помоны. Завершает здание аттик с скульптурной группой. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал, созданный в 1850-х годах А. И. Штакеншнейдером. Там же сейчас находятся знаменитые часы «Павлин».
![]()
Э. Гау. Северный кабинет
Второй этаж. Северный кабинет, к.203.сейчас
Кабинет Кваренги
он же сейчас...к.205
переход
галерея 255
256
257
258
259
259
261
262
Южный павильон
![]()
Вид с Дворцовой площади
Выходящий на Миллионную улицу Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошлое барокко и нарождающийся классицизм. Отделка первого этажа повторяет мотивы обработка фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно. В 1840—1843 годах В.П. Стасов надстроил четвёртый этаж.
![]()
Висячий сад
![]()
![]()
Ещё до возвращения из Москвы императрицы Екатерины II в 1763 году было дано указание о постройке при новом дворце Висячего сада. В 1764 году начались в спешном порядке работы по возведению этого уникального сооружения и уже в 1766 году в построенной южной части были высажены деревья и кустарники. С 1769 года по бокам сада начинают возводить картинные галереи. Планировка сада определялась конфигурацией нижележащих помещений - сараев для хранения дров. В 1841 году эти сараи и сам сад были перестроены Василием Стасовым
![]()
Hau. Interiors of the Small Hermitage. The Winter Garden. 1865.
Манеж и конюшни
В 1840-х годах в период реконструкции Малого Эрмитажа архитектор Василий Стасов перестраивает помещения, находящиеся под Висячим садом. Здесь, между Южным и Северным павильонами появляются Манеж, конюшни и каретный сарай. Заново возводятся опорные каменные аркады на мощных столбах, совершенствуются своды перекрытий над залами.
В Манеже большепролётные своды опираются на мощные столбы, по периметру в уровне антресольного этажа устроена галерея. В конюшнях своды опираются на гранитные колонны. Во вновь устроенных подвалах размещают прогрессивную систему отопления - Аммосовские печи. Тёплый воздух также поступал в шанцевые своды, которые были запроектированы между сводами перекрытий первого этажа и Висячим садом. Строится оригинальная система канализации, которая в 1870-х годах совершенствуется Штакеншнейдером. В конюшнях были установлены поилки для лошадей по проекту Монферрана.
![]()
Проект переустройства Манежа и конюшен. 1940 г.
В 1931 году администрация Эрмитажа, пытаясь решить финансовые затруднения, сдала в аренду конюшни и Манеж Кавалерийской школе Осоавиахима. В период 1938 - 1940-х гг. главным архитектором Эрмитажа А. В. Сивковым ведётся реконструкция Манежа и конюшен под выставочные залы.
Также в центре устраивается сквозной проход на уровне антресоли первого этажа, который через новые галереи-переходы позволил связать первые этажи Зимнего дворца (через зал Древнего Египта) и Нового Эрмитажа. Переходы между зданиями имеют сплошное остекление с двух сторон и достаточно нарядный классицизированный облик.
Тёмная галерея-переход в Малом Эрмитаже оформлена весьма лаконично. Пол перехода набран из цементных плиток двух цветов, гладкие стены с лёгким карнизом, на котоый опираются своды, покрыты краплаком. Двери сделаны из красного дерева и ведут на балконы, откуда открывается вид на вновь устроенные залы. Пол в этих залах был сделан наливным, мозаичным. Ворота конюшен были демонтированы, также частично изменены сами проёмы первого этажа. До 2014 года здесь размещалось хранилище музея, в декабре 2014 год залы приняли первых посетителей, а хранение переехало в Старую Деревню.
С 2016 года со стороны Шуваловского проезда устроен дополнительный вход в музей для посетителей с интернет-билетами
Источники:
http://www.citywalls.ru/house806.html?s=4f8rodih7757n0f1a0o5ad6pf2
В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского /. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. — С. 313.
А. Н. Петров, Е. А. Борисова, А. П. Науменко и др.; Гл. ред. Г. Н. Булдаков 4-е изд. /. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1976. — С. 62. — 574 с.
Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 43 - Экспозиции Нового Эрмитажа(2)
Часть 44 - Государственный Эрмитаж.Экспозиции Зимнего дворца
Часть 45 - Малый Эрмитаж.История и экспозиции