![]()
![]()

![]()
![]()
Новый Эрмитаж — первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.
![]()
Creator: Giuseppe Mazzuoli (ca. 1644-1725). Title: The Death of Adonis. Location: Hermitage, St. Petersburg. Notes: Taught by Bernini, this sculptor reportedly took 30 years to complete this group.
С начала XVIII века для европейских дворов национальное значение приобретает коллекционирование произведений выдающихся мастеров искусства. Екатерина Вторая приняла самое активное участие в этом предприятии и не жалела средств для пополнения своей коллекции. Начало ей положили картины голландских и фламандских мастеров, закупленных в Париже и различных городах Голландии.

Эдуард Петрович Гау - Виды залов Нового Эрмитажа. Парадная лестница. Площадка II этажа
Уже в 1764 году Екатерина инициирует строительство для своей коллекции Малого Эрмитажа. Но, ещё до окончания строительства эрмитажных галерей (1775), ей стало ясно, что это здание будет слишком мало для её постоянно увеличивающейся коллекции. Поэтому в 1771 году было решено приступить к постройке Большого Эрмитажа. Включая знаменитые Лоджии Рафаэля, это здание возводилось в течение многих десятилетий и было закончено только при Александре Первом.

Ухтомский Константин Андреевич.Парадная лестница и вестибюль
В 1835 году Шарлемань провёл инспекцию стройки и пришёл к заключению, что то, что было сделано, не подлежит санации. Только в 1836 году сформировалось убеждение, что необходимо начать стройку совершенно нового здания. В 1837 году пожар нанёс огромный ущерб стоявшему рядом Зимнему дворцу, и необходимость начала работ во всём дворцовом комплексе стала для всех очевидной.

Новый Эрмитаж.Луиджи Премацци
В 1837 году, при посещении Мюнхена, император Николай Первый, пришёл к мысли привлечь уже ставшего известным немецкого архитектора и строителя «Баварских Афин» Л. Кленце к руководству предстоящими работами.

Премацци Л.
Однако Кленце, познакомившийся с огромным городом, Невский проспект которого был в 5 раз длиннее мюнхенской Людвигштрассе, задумал создать нечто величественное. В течение четырёх месяцев своего пребывания он сделал наброски принципиально нового типа здания, предназначенного для экспонирования произведений искусства, названного Новым Эрмитажем.

Премацци Л.Новый Эрмитаж
Им было спроектировано двухэтажное здание, имевшее в плане форму четырёхугольника, с двумя внутренними дворами и четырьмя парадными фасадами, не повторяющимися по оформлению. Северный фасад, выходящий на Неву, должен был иметь два входа, оформленных портикам, поддерживаемыми кариатидами.

Виды залов Нового Эрмитажа.Луиджи Премацци
Выходящий на Зимнюю канавку восточный фасад должен был по идее Кленце быть остеклённым и повторять структуру станцев Рафаэля. Западный фасад должен был иметь первый этаж, напоминающий Глиптотеку, а верхний этаж — Пинакотеку в Мюнхене.
![]()
Интерьер Нового Эрмитажа на акварели Э. Гау (1856)
В целом здание должно было в деталях повторять нереализованные проекты архитектора. Ими было здание Пантехниона — Музейного здания для Афин (1834) и здание королевской резиденции.
![]()
Оба этих проекта отражали намерение архитектора, посетившего Афины, создать новый тип архитектуры, противоречащей, как он отмечал «сухой и, академической, подобно машине монотонной структуре групп зданий».
![]()
Сочетание групп архитектурных деталей, создающее живописные группы он рассматривал «как самую главную из задач, которую мог бы перед собой поставить архитектор». Впервые в современной архитектуре у Кленце появился мотив группы атлантов, несущих поперечные балки.
![]()
Antonio Canova-Paris
Хотя Николай I запретил уничтожение фельтеновского Старого Эрмитажа (именно так стали называть теперь здание Большого Эрмитажа), строительство началось в 1842 году, три года спустя после отъезда Кленце, под надзором В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова, возглавившего работы после смерти Стасова в 1848 году.
Антонио Канова, Амур и Психея
Архитекторы встали перед сложной задачей создать рабочие чертежи здания по эскизным наброскам Кленце. Однако работу к 1851 году оказалось возможным завершить. Огромную роль в создании облика здания играют изготовленные А. И. Теребеневым в 1846 году по моделям Кленце атланты, воодушевившие его при осмотре развалин храма Зевса в Агригенте.
![]()
Новый Эрмитаж в XIX веке, литография по рисунку И. Шарлеманя
5 (17) февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа для публики. На первом этаже были открыты два зала новейшей скульптуры.

Парадная лестница Нового Эрмитажа
Парадная лестница служила в царское время входом в императорский музей Новый Эрмитаж, открытый в 1852 г. Здание было возведено по заказу Николая I архитектором Лео фон Кленце. Интерьер отличают гармоничные пропорции и благородная цветовая гамма. Отполированный искусственный мрамор высоких стен напоминает по цвету сиенский мрамор.

Двадцать колонн серого гранита украшают верхнюю галерею. Ажурные чугунные решетки смягчают строгость архитектурного решения лестницы. На площадке размещены произведения европейской скульптуры XIX в., а также вазы и торшеры, созданные русскими камнерезами XVIII-XIX вв.



Рыцарский зал
Это один из больших парадных интерьеров императорского музея Нового Эрмитажа. Первоначально зал, богато украшенный росписями в стиле неогрек, предназначался для выставки монет. В зале находится часть богатейшей коллекции оружия Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов.

Экспозиция западно европейского художественного оружия XV-XVII вв.представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.

В центре зала выставлены фигуры рыцарей в доспехах XVI века на конях,покрытых броней.Эта кавалькада воссоздает вид средневекового войска,готового к поединку либо состязанию.



Малый Итальянский просвет
Малый Итальянский просвет в здании Нового Эрмитажа - один из трех огромных интерьеров с "верхним светом". Cводы зала богато украшены позолоченным лепным орнаментом. Представленные здесь картины XVI-XVII вв. являются частью экспозиции искусства Италии - одной из самых больших в Эрмитаже. Экспозиция занимает 29 залов и охватывает период XIII-XVIII вв

Самые крупные залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия и поэтому называются Просветами. В музее всего три таких зала – один Большой и два Малых, в них расположены самые крупные полотна императорской коллекции.




Рени Гвидо - Спор отцов церкви о христианском догмате непорочного зачатия

Станционе Массимо - Смерть Клеопатры
Эти залы украшают торшеры из порфира и родонита, напоминающие цветущие деревья, а также огромные вазы на пьедесталах в виде золоченных грифонов.
[показать]
Просторный прямоугольный зал с бледно-зелёными стенами с лепными медальонами с профилями Кановы, Микеланджело, Торвальдсена, Рауха и Мартоса предназначался для работ западноевропейских мастеров.Меньший зал, с медальонами Клодта, Витали, Пименова, Козловского, Демут-Малиновского и Орловского предназначался для русской скульптуры, которая, однако, не была здесь размещена — она была размещена в зале, предназначенном под одну из библиотек.Отбор статуй и групп был сделан лично императором Николаем I. В 1857 году произведения западноевропейских и русских скульпторов объединили в одном зале, а затем перевели в другие места: на площадку 2-го этажа Парадной лестницы, в Галерею истории древней живописи и в Зимний дворец
Большой Итальянский просвет
Своды зала декорированы лепным орнаментом, в котором преобладают ренессансные мотивы. Здесь, как и в других залах Нового Эрмитажа, можно видеть мебель, созданную в XIX в. по рисункам Кленце и Монферрана. Зал украшают изделия русских мастеров-камнерезов XIX в.









Строцци Бернардо - Аллегория искусств.

Строцци Бернардо - Исцеление Товита
Через среднюю дверь Лоджий Рафаэля проходят в высокие сводчатые залы Нового Эрмитажа - так называемые Малые и Большой просветы. По плану архитектора Л. Кленце второй этаж первого в России художественного музея предназначался для живописи. Чтобы свет равномерно падал на развешенные по стенам картины, в больших залах были устроены застекленные лотолки. Высокие своды украшают обильная золоченая лепка и медальоны с портретами знаменитых художников, скульпторов, архитекторов

Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа
Большая колыванская ваза - настоящее произведение искусства. Созданная из зеленой яшмы, весом 19 тонн, она по праву зовется "царицей ваз". Это действительно царица: утонченная, величественная и неповторимая.Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире. Работа над созданием вазы продолжалась около четырнадцати лет, и была закончена в 1843 году. Вытесывали ее из цельного монолита размером около пяти с половиной метров, найденного на каменоломнях Алтая еще 1819 году.
Богато обставлены внутренние помещения музея, там стоят огромные вазы и столы из разных пород цветного камня. Обращают на себя внимание изделия из уральского малахита и прибайкальского, а также памирского лазурита, выполненные в технике русской мозаики.

В залах расставлены специально сделанные для музея в дворцовых мастерских золоченые стулья, кресла и диваны, обитые красным бархатом. Но каменные вазы, высокие торшеры, тяжелая мебель, несмотря на свою пышность, не отвлекают внимания от главного - живописи. Кресла и диваны расположены так, чтобы посетитель, отдыхая, мог любоваться картинами.
Малый Испанский просвет
Экспозиция представляет живопись Испании XVII-XVIII вв.
Ваза и торшеры, выполненные из коргонского порфира, декорированы золоченой бронзой. Экспозиция представляет живопись Испании XVII-XVIII вв. В зале можно увидеть две картины великого испанского живописца Д. Веласкеса - "Завтрак" (около 1617) и "Портрет Оливареса" (1638); полотна прославленных мастеров XVII в. - Х. Риберы, Ф. де Сурбарана, А. Кано, большую коллекцию работ Б. Э. Мурильо.




Д. Веласкес - Завтрак (около 1617)

Д. Веласкес - Портрет Оливареса (1638)

Луиджи Премацци

Э.П.Гау.Виды залов Нового Эрмитажа. Зал итальянских школ

Гау, Эдуард Петрович - Виды залов Нового Эрмитажа. Зал испанской школы

Гау, Эдуард Петрович - Виды залов Нового Эрмитажа. Зал фламандской школы
Роскошная отделка и убранство залов Нового Эрмитажа, не свойственные музеям, вызваны тем, что "публичный музеум", как его называли в XIX веке, по существу являлся продолжением царского дворца.В Новом Эрмитаже устраивались даже придворные балы, маскарады и ужины. Это было варварством по отношению к произведениям искусства. После сборищ и пиршеств служителям музея приходилось немало потрудиться, чтобы привести в порядок помещения; реставраторы восстанавливали пострадавшие от жары и испарений картины.
Галерея истории древней живописи

Интерьер, задуманный Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея, призван напомнить историю античного искусства. Стены декорированы 80 картинами на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников. Художник Г. Хильтеншпергер выполнил их восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике энкаустики. На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа — Лео фон Кленце. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы (1757-1822) и его последователей.
Зал Юпитера


Лео фон Кленце предполагал разместить в этом зале скульптуру нового времени. Поэтому в его декор включены медальоны с профилями выдающихся скульпторов: Микеланджело, Кановы, Мартоса и др.Современное название залу дала огромная статуя Юпитера (кон. I в.), которая происходит из загородной виллы римского императора Домициана. В экспозиции искусства Древнего Рима I-IV вв. заслуживают особого внимания скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Шедеврами собрания являются «Портрет римлянки» (так называемая «Сириянка»), а также портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Галерея истории древней живописи
![]()
Амур и Психея . Эрмитаж, Санкт-Петербург Примечания: завершена скульптура 1808.
![]()
![]()
Танцовщица, положив руки на бедра. Антонио Канова Скульптура завершена 1812. По заказу Жозефины Богарне. Приобрел Александр I в 1816 году.
![]()
![]()
Бертель Торвальдсен (около (1770-1844)). Название: Ганимед с «чашей нектара».
.
скульптура Антонио Канова, «Три грации», сохранившаяся в музее Эрмитажа.
![]()
![]()
ГЕБА Антонио Канова
![]()
Мария Магдалина Эрмитаж 1764
![]()
![]()
Диана отдыхающая после охоты Эмиля Вольфа в Эрмитаже.
![]()
Бакчант танцует в Эрмитаже.
![]()
Antonio Canova-Orpheus
![]()
Пигмалион и Галатея Этьен Морис Фальконе
![]()
Пастух Бертель Торвальдсен, в Эрмитаже.
![]()



Античная скульптура Юпитера помещенная в Зале, названном в его честь, прибыла из Италии в 1861 году, когда строительство Нового Эрмитажа еще не было завершено. Статуя была установлена здесь на специальном фундаменте. Этот памятник уникален как по своим размерам, так и по художественным качествам. Эрмитажный Юпитер - одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Монумент достигает 3,5 метров в высоту, его вес не менее 16 тонн.
![]()
![]()
В здании Нового Эрмитажа откроют Античные залы, которые были недоступны для посетителей в течение нескольких десятилетий. Об этом рассказал директор музея Михаил Пиотровский.«Открывается Зал резных камней, уже с постоянной экспозицией, которая исторически там была, и большой Зал ваз. Экспозиция ваз в нем появится, правда, позже, в 2018 году, но сам зал уже будет открыт. Это зал потрясающей красоты», — рассказал он.Залы откроют в декабрьские дни Эрмитажа, которые традиционно отмечаются в начале декабря.
![]()
https://artchive.ru/artists/2743~Luidzhi_Prematstsi/works
https://philologist.livejournal.com/2765666.html
Пиотровский М. Б.. Эрмитаж. — М. : Слово, 2003. — 616 с. : ил. — (Великие музеи мира).
Sybille Rogait/ Leo von Klenze/ Die Neue Eremitage in St.Petersburg. в сб.:St/Petersburg-Leningrad. Universitet Karlsruhe (TH)/ Institut Für Baugeschichte Prof. Dr.Ing.Wulf Schimer. Wissenschaftliche Bearbeitung Dr.-Ing. Sergej G.Fedorov. Karlsruhe 2000
Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 41 - Экспозиции Большого(Старого)Эрмитажа.(1)
Часть 42 - Экспозиции Нового Эрмитажа(1):Лоджии Рафаэля
Часть 43 - Экспозиции Нового Эрмитажа(2)