Скульптура Последний вздох корабля".Бисквит. 1902 г.
Фарфор 1925 - 1953
Вслед за проведенными в стране индустриализацией и коллективизацией, в результате которых, как отмечалось в партийных документах, была "обеспечена победа социализма в СССР", в начале 1930-х гг. широким фронтом развернулось "культурное строительство". Ленинградский фарфоровый завод с его богатыми культурными традициями и профессиональными кадрами стал базой для создания нового стиля, созвучного социалистическому быту.
В 1931 г. здесь организовали первую в стране художественную лабораторию, которую через год возглавил Николай Суетин. В состав творческого коллектива, воплощавшего в фарфоре поставленные задачи, входили Алексей Воробьевский, Иван Ризнич, Михаил Мох, Анна Ефимова, Анна Яцкевич, Серафима Яковлева.
[показать]
Ваза "Бегенвилея". 1906 г. "Анютины глазки"1911 г.
Созданный фарфор отличался чистотой форм, белизной материала, сочностью красок и конкретностью образов в росписи. С большим вкусом воплощали художники современные темы в фарфоре, будь то аллегория социалистического строительства в росписи сервиза "От тайги до постройки", тема индустриализации, решенная декоративными приемами в сервизе "Индустриальный", прославление героики труда в сервизе "Металл". Нередко художники обращались к сказочным мотивам.
Пласт "Арктическая фантазия" 1936 г.
Создавая новый советский фарфор, скульпторы стали обращаться к простым геометрическим формам. Принцип простоты и лаконизма отвечал творческой установке руководителя коллектива Суетина, органично воплотившего в фарфоре воспринятые им идеи супрематизма. Он придавал особое значение чистоте и ясности формы, логической завершенности композиции, динамизму и лапидарности росписи.
Ваза "Виргинии", ваза с лилиями 1910-е ггю.Е. М. Кордес

В 1933 г. под руководством Суетина Ева Штриккер разработала первую форму сервиза для массового производства "Интурист". Чуть позднее появились суетинские формы "Стандарт" и более пластичная "Крокус". А созданная в 1936 г. молодым скульптором Серафимой Яковлевой форма сервиза "Тюльпан" стала классической формой советского фарфора и прочно вошла в ассортимент завода на долгие годы.
Ваза "Ирисы" 1906 М. Я Куллер, ваза "Глицинии" 1914, Е. М. Кордес
Со второй половины 1930-х гг. на заводе возобновилось изготовление крупных ваз, начали отливать скульптуру и бисквитные бюсты, воспроизводить образцы императорского фарфора. На больших парадных вазах возрождалась портретная и картинная живопись. И в скульптуре, и в росписи преобладали изображения руководителей коммунистической партии и государства.
"Балерина Карсавина" 1917 г. С.Н. Судьбинин форм. А. Лукин

С 1936 года на фарфоровых изделиях появляется новая марка - "ЛФЗ" (Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова), - служившая, как и прежние, гарантом качества и мастерства.В 1937 г. фарфор Ленинградского завода вновь был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже.
А. Павлова в роли Жизели 1917 г Л. Собинов в роли.Ромео 1923 г.
Из работ довоенных лет привлекает внимание большая ваза "Слово о полку Игореве", созданная художником Алексеем Воробьевским по мотивам древнерусского литературного памятника конца XII в. В основу росписи был положен принцип художественного построения древнерусской миниатюры.
"Папанин на льдине" "Папанин с собакой".1938 г.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. коллекция музейного фарфора была эвакуирована в глубокий тыл на Урал. Многие ломоносовцы ушли на фронт и в народное ополчение, а оставшиеся работники стали бойцами отряда местной противовоздушной обороны.К первой годовщине окончания войны на заводе изготовили монументальную вазу "Победа", которая была подарена коллективом Иосифу Сталину (сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва).
Ваза с полихромной глазурью 1888-1894 г. К. Ф. Клеверг.
"Одухотворить красотой предметный мир, окружающий человека" - такова была концепция искусства фарфора послевоенных лет. Легкой и стремительной, нежной и хрупкой, застывшей в одухотворенном порыве предстает в скульптуре Елены Янсон-Манизер Галина Уланова в роли Одетты из балета П.И.Чайковского "Лебединое озеро". Многократно увеличенная и отлитая в бронзе, эта скульптура была установлена в 1984 г. перед единственным в мире Музеем танца в Стокгольме.
Блюдо "Красин" 1928 г. Комп. Р. Ф. Вильде Ваза "Ледокол"1938 г.Н. М. Суетин








Фарфор 1954-1990-е гг.
В 1958 г. на Международной выставке в Брюсселе золотую медаль получил сервиз "Кобальтовая сетка" художницы Анны Яцкевич, который стал визитной карточкой Ленинградского фарфорового завода. Роспись этого знаменитого изделия была навеяна декором "Собственного" сервиза императрицы Елизаветы Петровны (конец 1750-х) и гармонично обыгрывала мягкую, дольчатую форму сервиза "Тюльпан".

Костяной фарфор ИФЗ – легенда российской фарфоровой промышленности. Столь удивительные и непревзойденные по своим эстетическим качествам изделия не имеют аналогов в мире. Среди них – чайный сервиз на форме «Наташа».
Создатель формы сервиза «Наташа», Юрий Федорович Троицкий, хотел сделать подарок своей дочери и выполнить одну-единственную чашку – сложную, изящную по форме, на ножке…

На художественном совете ИФЗ чашка была принята с восторгом, позднее был придуман целый сервиз.
Он выпускается на производстве уже более 22 лет и является одним из самых востребованных у покупателей. Художниками ИФЗ было выполнено много интересных вариаций росписи для этой формы. Ее расписывал даже сам А. Воробьевский. За сервизом «Наташа» у Троицкого последовал «Купольный», освоенный в цехе костяного фарфора.Сервиз «Наташа», созданный в лучших аристократических традициях, отличается изысканной формой и благородным обликом. Платиновая отводка деликатно дополняет легкий, светлый образ изделий. Тогда же золотыми медалями наградили Серафиму Яковлеву за формы сервизов "Тюльпан", "Весенняя" и "Восточный", Алексея Воробьевского за роспись сервизов "Народные узоры" и "Русский лубок". Высшую награду выставки "Гран при" получили вазы "Кристалл" и "Морская" скульптора Владимира Семенова.
В 1960-е гг. на заводе провели реконструкцию, в ходе которой на производстве внедрили туннельные печи непрерывного действия, полуавтоматы для литья и формовки изделий, а также стали применять механизированные способы декорирования фарфора, что привело к значительному увеличению выпуска продукции.
Предметы сервиза "Московское метро" Форма Н. М. Суетин роспись А. А. Яцкевич
В эти же годы на заводе стали изготавливать необычные чашечки из костяного фарфора, которые при легком постукивании отзывались приятным мелодичным звоном. От обычного фарфора они отличались более теплым цветом черепка и тончайшим слоем глазури. Эти качества сближали ленинградский костяной фарфор со знаменитым сортом китайского фарфора "яичная скорлупа".
1939 г. модели Т. С. Кучкиной
Свойства нового материала по достоинству оценили скульпторы завода Эдуард Криммер, Анна Лепорская и Владимир Семенов. В созданных ими формах чашек и сервизов неизменно подчеркивалась тонкость, прозрачность и белизна фарфора. В дальнейшем с костяным фарфором стали работать Татьяна Линчевская, Нина Славина, Эльвира Еропкина. Изящество произведениям из костяного фарфора придавали росписи Алексея Воробьевского, Тамары Беспаловой, Инны Олевской и Михаила Моха.
На выставках 1970-х гг. ленинградский фарфор представляли изделия старейшего художника завода Алексея Воробьевского с росписями по мотивам сказок и непревзойденного мастера анималистической живописи на фарфоре Ивана Ризнича. Творческое содружество скульптора Павла Веселова и художника Виктора Жбанова привело к созданию "фарфорового зоопарка", который насчитывает почти сто фигурок животных и птиц. Европейское признание Павел Веселов получил вместе с серебряной медалью на Всемирной выставке керамики в Праге, уступив золотую знаменитому Пабло Пикассо.
В 1980 г. завод имени М.В.Ломоносова "в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество" получил престижную международную премию "Золотой Меркурий" и вошел в категорию высокорентабельных промышленных предприятий.К 1000-летнему юбилею Крещения Руси (1988 г.) на заводе по заказу Русской православной церкви исполнили парадный сервиз, состоящий почти из тысячи предметов и предназначенный для резиденции Патриарха.
Кружка "Индокитай" 1921 кружка "Молоко" 1920-е ваза "Провинциалка" 1921
В последние десятилетия в историю русского фарфора вписываются имена художников Андрея Ларионова, Эльвиры Еропкиной, Михаила Сорокина, Татьяны Афанасьевой, Галины Шуляк, Нелли Петровой.Основной темой Андрея Ларионова стал мир литературных образов Петербурга по произведениям Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и А.Блока.
"Женщина и черт" 1921 г Комп. С. В. Чехонина роспись В. Ф. Рукавишниковой
С творчеством Эльвиры Еропкиной на заводе возродились утраченные в 1960-х гг. традиции жанровой скульптуры. Тематика ее работ: бал и цирк, бытовые сценки и библейские сюжеты.
В произведениях виртуоза росписи Татьяны Афанасьевой доминируют образы безлюдных городов-башен и скалистых побережий (сервизы "Гипербола", "Осколки зеркала"). В технике подглазурной росписи создает серию работ Галина Шуляк, художник по фарфору и скульптор одновременно. Ее новые сервизы "Серпантин", "Клетка", "Кокон", "Тодес" привлекают лаконичной выразительностью кобальтовых узоров, подчеркнутых золотом.

Философским осмыслением понятия "родина" проникнуты глубоко лиричные, овеянные любовью и светлой печалью произведения главного художника ЛФЗ Нелли Петровой. В цикле ее работ "Истоки", "Спящая Россия" впечатления детства соединились с размышлениями о судьбах современной деревни.Выставка работ современных мастеров фарфора экспонировалась в Государственном Эрмитаже в 2001 г.
Блюдо "Пляшущая" 1921 г.
Особым разделом собрания отдела Государственного Эрмитажа "Музей фарфора" является не столь обширная (немногим более 400 предметов), но интересная и разнообразная по составу коллекция художественного стекла XVIII-XX вв. Среди ее экспонатов - гравированные штофы и кубки; сервизы граненого хрусталя; вазы многослойного стекла, декорированные с применением резьбы и травления; предметы, расписанные золотом и цветными эмалями.
Самую многочисленную и значительную в художественном отношении часть коллекции составляют изделия Императорского стеклянного завода (1777-1917), иллюстрирующие все основные этапы развития этого вида прикладного искусства в России на протяжении более полутора столетий.



Имея в штате высококвалифицированных мастеров и являясь "заведением" придворного ведомства, завод обладал исключительными финансовыми и техническими возможностями для создания уникальных произведений, что придало ему статус образцового предприятия и определило его ведущую роль в истории русского стеклоделия.
Тарелка "Кто работает, тот и ест"
1920 г.
Ваза "Индустриализация" 1939 г.

Наиболее полно в собрании стекла "Музея фарфора" представлены изделия конца XIX - начала XX в., отличающиеся оригинальностью форм, разнообразием декоративных приемов, высоким техническим качеством исполнения. Большинство предметов этой коллекции носят единичный характер и являются работами ведущих художников и мастеров Императорского завода. Здесь находятся произведения, исполненные по проектам Рудольфа Вильде, Петра Красновского, Григория Зимина, Сергея Романова и Августа Тимуса. Исполнителями, а зачастую и авторами многих изделий были талантливые резчики и граверы, такие как Николай Семенов и Анатолий Лукин.
Чашка "Беломорско-Балтийский канал" 1937 г.
Коллекция изделий эпохи модерна сложилась уже после объединения Императорского фарфорового и Императорского стеклянного заводов в 1890 г. и была призвана служить эталоном вкуса и мастерства. Ее специфику определяет также и то обстоятельство, что наряду с произведениями русских мастеров здесь можно познакомиться с отдельными интересными образцами европейских школ стеклоделия.
Предметы сервиза "Комсод" 1935 г.
"Под солнцем Сталинской конституции" 1951-1952
Это объясняется тем, что одной из главных задач музея, находившегося при действующем предприятии, было регулярное пополнение его собраний не только высокохудожественными изделиями Императорского и частных русских заводов, но и лучшими, передовыми по технике исполнения заграничными образцами. Среди них большой интерес представляют декоративные вазы прославленных французских фирм Эмиля Галле, Братьев Дом и Эрнеста Левейе.
"Белочка идущая" 1956 г.
"Бегемот" 1955 г.
"Олимпийский мишка" 1980 г.
Мелодии любимого города 1986 г.
В настоящее время "Императорский фарфоровый завод" выпускает около 4000 наименований изделий в широком диапазоне:
от чайных, кофейных и столовых сервизов, жанровой и анималистической скульптуры, декоративных блюд — до банкетных сервизов президентского уровня и правительственных подарков главам зарубежных государств, призов для крупнейших соревнований и фестивалей. Они изготовлены из твердого и костяного фарфора.
Изделия декорированы надглазурной и подглазурной росписью, с использованием в декоре красок из редких и драгоценных металлов. По заказу завод изготавливает реплики из музейной коллекции ХVIII–ХХ вв., фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.
На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода с рисунком «Кобальтовая сетка» (С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич), удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
Продукция с маркой «ЛФЗ» (введена в 1936 году) экспортируется в высокоразвитые страны мира, такие как США, Германия, Франция, Англия, Канада, Швеция, Норвегия, Япония и др.
Предметная композиция "Голубая гостиная" 2012-2013 гг.
Композиция "Тусовка-90" 1998 г.
Комплект флаконов "Подмостки" 1994 г.
Здесь был вход в музей
Выставка изделий завода
http://www.citywalls.ru/house27750.html
Серия сообщений "Эрмитаж":
Часть 1 - СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Часть 2 - Все картины Эрмитажа
...
Часть 35 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(2)
Часть 36 - Эрмитаж.Зимний дворец.Документальный фильм.
Часть 37 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(3)