|
Продолжая свои маленькие открытия мира, я не перестаю удивляться проявлениям человеческой красоты и творческого гения. Вот и недавно, когда я попала в музей Жана Тингли в Базеле (Швейцария), меня просто пленило видение и воплощение колоды карт Таро в виде Сада двумя гениальнейшими постмодернистами теперь уже прошлого столетия. Это сам Жан Тингли, чудак и создатель разного рода механических конструкций. И Ники де Сент-Фалль, удивительной красоты женщина и архитектор, которая и рассказывает об истории создания Сада. При подготовке этого материала я использовала информацию с официального сайта www.nikidesaintphalle.com и из книги Ники де Сент-Фалль "Сад Таро" (Niki de Saint Phalle, The Tarot Garden, Benteli Publishers, Berne, 1997, reprint 2007).
Сад ТароНики де Сент-ФалльФотографии Джулио Пьетромарчи
В 1955 году я побывала в Барселоне, где посетила прекрасный парк Гуэль, созданный Гауди. Мой мастер и моя судьба ждали меня здесь, а увиденное привело в такой восторг, что все во мне затрепетало. Уже тогда я знала, что мне предначертано однажды создать свой собственный сад Радости. Маленький уголок Рая. Место встречи человека и природы. Через двадцать четыре года появился САД ТАРО, ставший самым грандиозным приключением моей жизни.
Сад был создан в 1979-1996 годах на юге Тосканы (Италия), на земле, принадлежащей моим друзьям Марелле Карло и Николе Караччоло. Они одобрили начальный проект, который впоследствии я дорабатывала и совершенствовала. Сад Таро в действительности получился большим по площади, чем я ожидала. Отсутствие жестких требований позволило мне работать в атмосфере полной свободы. На территории Сада расположены 22 монументальные скульптуры, соответствующие 22 Большим Арканам Таро. Скульптуры сделаны из цемента, покрыты мозаикой, кусочками зеркал, стекла и керамики.
Уже в самом начале работ по созданию Сада Таро стало очевидным, что мне предстоит опасное путешествие, чреватое различными трудностями и препятствиями. Моя болезнь (ревматоидный артрит) ограничила меня в действиях: я с трудом передвигалась и работала руками. Но, несмотря на это, работа продолжалась. Ничто не могло остановить меня. Это было состояние одержимости. Я чувствовала, что создание этого Сада -- моя судьба, с какими бы серьезными трудностями это ни было связано. Центром Сада и моим домом стала скульптура "Императрицы". В ней я общалась со своими сотрудниками, принимала пищу и делала модели для остальных карт.
Да, я фактически жила в этом "Сфинксе" -- такое прозвище мы дали нашей "Императрице". Только полное погружение делало возможным реализацию этого проекта.
Как и во всех сказках перед обретением сокровищ, я, выбрав свой путь, встретилась с собственными драконами, колдунами, магами и ангелом Умеренности. Мы с Жаном Тингли часто гуляли по саду и мечтали. Жан был моим самым преданным другом и единомышленником. Он не только создал больше половины всех конструкций из металла: его дикий энтузиазм поддерживал меня на плаву в трудные моменты. Сегодня все трудности видятся мне как часть процесса посвящения, который мне необходимо было пройти, чтобы получить право на создание этого Сада. [255x200]![]() |
МагКарта I
Великий Трикстер. Для меня эта карта символизирует Бога, создателя Вселенной. Это Он создал такую удивительную шутку, как наш парадоксальный мир. Это карта активного разума. Чистый свет, чистая энергия, Озорство и Творение.
|
|
Верховная ЖрицаКарта II
Верховная Жрица символизирует интуитивную фемининную силу. Женская Интуиция -- один из ключей к мудрости. Она представляет иррациональное Бессознательное со всем его потенциалом. Кто хочет объяснить природу вещей лишь путем логических построений и доводов, тот всегда остается на поверхности, так и не постигая глубины инстинктивного видения и воображения.
|
|
Колесо ФортуныКарта X
Колесо Фортуны -- очень старый символ Колеса Жизни. ЧТО ПОДНИМАЕТСЯ, ТО ДОЛЖНО ОПУСТИТЬСЯ. Однажды, гуляя по Саду, я воскликнула: ЭВРИКА! Я решила попросить Жана превратить Колесо Фортуны в фонтан. А вода должна вытекать из Верховной Жрицы!
|
|
СилаКарта XI
Хрупкая дева ведет свирепого дракона на невидимой нити. Чудовище, которое дева должна приручить, -- внутри нее самой. Ей необходимо победить своих собственных внутренних демонов. Решив эту сложную задачу, она откроет свой собственный источник СИЛЫ.
|
|
СолнцеКарта XVIIII
Солнце -- это жизненная сила. Оно способствует росту всего живого. Это божество, которое может поднять наш дух. Я представила СОЛНЦЕ как птицу, образ которой мы часто встречаем в легендах американских индейцев и мексиканцев. Птица -- самое близкое к Солнцу существо.
|
|
СмертьКарта XIII
Великое Таинство жизни. Без смерти жизнь не имела бы смысла. Смерть -- ВЕЛИКИЙ КОСИЛЬЩИК, который позволяет расти новым цветам. Карта Смерти -- это карта Обновления. Осознание смерти -- возможность не застрять в ловушке суеты жизни.
|
|
ДьяволКарта XV
Карта Магнетизма, Энергии и Секса. Дьявол также представляет собой утрату собственной свободы через зависимость (болезненное пристрастие) любого рода. Работа над этой картой внушала мне страх. Я видела сотни демонов, кишащих вокруг Сфинкса, и боялась, что в любой момент они могут напасть на меня.
|
|
МирКарта XXI
Мир -- карта великолепия внутренней жизни. Это последняя карта Больших Арканов и в то же время духовное упражнение всей игры. В этой карте сокрыта тайна всего Мира. Это ответ Сфинксу.
|
|
Дурак
Номер Дурака -- 0, то есть номер отсутствует, но для меня 0 все-таки тоже число. Дурак в колоде карт Таро имеет такую силу, как все другие карты вместе взятые. Почему? Потому что он представляет человека в духовном поиске. Не зная, куда он идет, Дурак готов к открытиям. Он -- герой сказок, который кажется слабоумным, но способен найти сокровище там, где другие потерпели поражение. У него совсем мало имущества. Он путешествует налегке.
|
|
ИерофантКарта V
С помощью этой карты человек обретает знание своей сакральной природы. Для некоторых Иерофант -- учитель, гуру, пророк или Папа. Он разгадывает тайны. Он может быть также книгой, шаманом, раввином, святым или святой.
|
|
ПовешенныйКарта XII
Образ Повешенного на протяжении веков вдохновлял и очаровывал поэтов и художников. Т. С. Элиот обращается к нему в поэме "Бесплодная Земля".
Таинственный и неоднозначный, Повешенный висит в воздухе кверху ногами. Что это значит? Да ведь именно так возможно увидеть мир снизу вверх, то есть ПО-НОВОМУ. Эта карта также представляет Сострадание.
|
|
СправедливостьКарта VIII
Справедливость предполагает знание себя. Человеку нужно обрести способность судить самого себя, примириться со своей темной стороной. Получив такое прозрение, можно сострадательно судить других людей и ситуации. Настоящая справедливость не слепа, она дарует видение взаимосвязанности всего сущего.
Внутри Справедливости Жан Тингли создал скульптуру, представляющую Несправедливость, и запер ее на большой висячий замок.
|
|
Выбор (Влюбленные)Карта VI
В некоторых колодах Таро эта карта называется "Влюбленные". Адам и Ева были первой парой и сделали первый выбор. Именно поэтому я выбрала их как символ этой карты. Карта предполагает двойственность: выбор может быть верным и неверным. Ошибка может подвести нас ближе к истине о том, кто мы есть.
|
|
ОтшельникКарта VIIII
Отшельник -- это умудренный опытом путник, ищущий духовных сокровищ. Карта подразумевает, что самые важные уроки мы постигаем через сердце.
|
|
|
Оракул -- женская ипостась Отшельника. Войди и слушай ее весть.
|
|
Падающая башняКарта XVI
Некоторые называют эту карту "Вавилонской башней". Она представляет физические строения или конструкции ума, выстроенные непрочно. Символ Падающей башни имеет не только негативный аспект, но и преподает нам урок. Сложные умственные конструкции должны развалиться. Необходимо разрушить эти ментальные стены и увидеть, что за ними.
Жан Тингли создал для этой карты символическую скульптуру "молнии", разбивающей башню на части.
|
|
ИмператорКарта IV
Император -- карта маскулинной силы в позитивном и негативном ее проявлении. Император символизирует организацию и агрессию. Этот образ приносит в мир НАУКУ и медицину, но в то же время оружие и ВОЙНУ. Это также карта патриарха, или мужчины-покровителя, который стремится контролировать и завоевывать.
|
|
ИмператрицаКарта III
Императрица -- это ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ. Она Царица небес. Мать. Блудница. Эмоция. Сакральная магия и Цивилизация. Я воплотила этот образ в виде Сфинкса. Несколько лет я жила внутри этой Матери-защитницы. Она стала штаб-квартирой для всей команды Сада Таро. Здесь же мы собирались на кофейные перерывы. Для всех нас это место было фатально-притягательным.
|
|
КолесницаКарта VII
Колесница символизирует победу. Это карта триумфа над противниками, над проблемами. Но в значении этой карты присутствует опасность: в момент триумфа необходимо быть бдительным, ибо триумфатор очень уязвим.
|
|
ЗвездаКарта XVII
Звезда держит два кувшина, из которых изливается вода в ручей Обновления. В этом образе я больше всего люблю завершенность. Звезда -- целостное существо, не разделенное, как многие из нас в современном мире. Звезда выражает Природу во всем ее изобилии. Она знает истинные законы Неба и Земли.
|
|
СудКарта XX
В этой карте три фигуры восстают из гробницы: ребенок, взрослый и старик. Они символизирую три части нас самих, которые должны слиться Воедино. Ангел призывает нас не судить других, но объединить себя, восстать и стать Одним.
|
|
УмеренностьКарта XIIII
Мне было нелегко понять эту карту. Умеренность слишком далека от моей страстной натуры. Умеренность представлялась мне неким компромиссом. Срединным путем. Но однажды для меня забрезжил свет. Умеренность -- это Правильный Путь. Я сделала из этой карты ангела, венчающего храм Умеренности. Внутри куполообразного сооружения -- небольшая часовня со множеством зеркал, отражающих космос, цветы и керамические сердца, и образ Черной Мадонны. Это магическое пространство.
|
|
ЛунаКарта XVIII
Луна -- карта творческого воображения и негативной иллюзии. Это "внутренняя" карта -- таинственная, загадочная. Луна оказывает влияние на морские приливы и отливы, менструацию и деторождение у женщин и другие аспекты жизни, связанные с убыванием и прибыванием воды. Карта Луны может быть как опасной, так и дарующей великую силу воображения.
|
|
Стена
Я попросила моего друга Марио Ботту сделать вход в Сад абсолютно непохожим на то, что находится внутри. Марио соорудил из местных камней очень маскулинную крепостную стену, которая четко разграничивает внешний мир и мир внутренний. Для меня эта стена символизирует защиту -- по аналогии с драконом, который в сказках охраняет сокровища.
|