А обозреватели английской «Таймс» в 1858 году написали:
… картина очень выразительна и среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог изобразить трагедию смерти.
Полотно было настолько популярно, что автор сделал две копии: одну для великого князя Александра Николаевича, а другую для «Музея Уолтерса». Известно, что только за вторую копию музей заплатил художнику 20 000 франков.
С 1858 по 1859 годы Жером занимается оформлением резиденции принца Наполеона Жозефа Бонапарда, и одновременно оформляет личный вагон-салон Римского Папы Пия IX.
На выставку 1859 года Жером представил сразу несколько картин о жизни в современном Египте и полотна на античные темы. А кроме того, публике была показана эротическая композиция «Царь Кандавл».
Царь Кандавл
Эротическая сценка должна была смягчить трагизм происходящего: царь демонстрирует свою обнажённую красавицу-жену телохранителю по имени Гигес, после чего обнажённая царица требует от телохранителя либо убить царя и жениться на ней, либо убить себя.
Полотна, особенно «Царь Кандавл» имели большой и шумный успех, и этот успех Жером попытался использовать, чтобы получить должность профессора в Школе изящных искусств – написал соответствующее прошение, на которое так и не получил ответа.
В 1861 году среди представленных художником в Салон картин особый интерес вызвало полотно «Фрина перед Ареопагом».
Фрина перед Ареопагом
Согласно греческой легенде, скульптор ваял богиню со своей любовницы Фрины, что древние греки посчитали кощунством и насмешкой над богами.
По другой версии Фрина была гетерой и исполнила роль Афродиты. Знаменитый оратор, отвергнутый Фриной любовник, обвинил женщину в безбожии и привёл несчастную в суд. Адвокат красавицы по имени Гиперид понял, что его речь не производит на судий впечатления, и сдёрнул с обвиняемой одежды.
Судьи были поражены красотой и Фрину оправдали. Древние греки считали, что в совершенном теле не может скрываться порочная душа.
Парижская публика была, по большей части, возмущена и в 1891 году Эдгар Дега написал:
Что мы можем говорить в отношении живописца, который представил Фрину перед ареопагом жалкой, стесняющейся девкой, закрывающей себя? Фрина не закрывала себя, потому что нагота была источником её славы. Жером не понимал этого и сделал свою живопись, из-за недостатка понимания, порнографической картиной.
А вот русский критик Стасов с Дега не согласился. В своей статье «Художественные выставки 1879 года» он написал:
Нет, посмотрите ещё раз на Фрину Жерома, старую знакомку: там и красота телесная, там и стыд в дрожащих коленках, ищущих одна другую; там даже пальцы на ногах, и те говорят: нам стыдно, и стараются как-нибудь согнуться и спрятаться; так и руки поднялись к лицу и закрыли его. Вот это я называю: художественное произведение, вот это я называю: чувство и выражение, вот это я называю: художник.
В 1861 году Jean-Leon Gerome завершил большое полотно «Перевозка пленника по Нилу» и был удостоен критиками прозвища «реалиста от академизма».
Перевозка пленника по Нилу
Дело в том, что после того, как Курбе устроил «Павильон реализма», парижский свет начал считать реализм в живописи направлением вульгарным и грубым, которое концентрируется исключительно на пороках и недостатках общества. Жером же напротив, был очень далёк не только от проблем общества, но и от жизни простого народа:
Образованный человек с бо́льшим удовольствием будет общаться с людьми высших классов, чем проводить жизнь в поле маиса с пахарем, в мастерской с сапожником или в трубе с трубочистом.
Однако, у самого художника вообще нет картин о жизни современного художнику высшего общества. Реализм Жерома – это буквально документальная точность в деталях, костюмах, интерьере, природе и человеческих эмоциях.
Критики писали, что художник показал настоящее лицо Востока –
незыблемого, сладострастного и утончённого в своей жестокости.
В следующее десятилетие своей жизни художник дерётся на дуэли, получает ранение, уезжает в длительное путешествие на Восток, возвращается и женится на дочери торговца картинами Мари Гупиль – это будет счастливый брак, в котором родятся четверо детей.
В январе 1863 года меняются правила приёма картин на выставки в Салон – теперь каждый художник может представить не более трёх полотен, которые будут рассматриваться конкурсной комиссией. Большая группа художников, в том числе и Жан-Леон Жером, обращается с возмущённым письмом к самому императору, но власть не желает идти навстречу художникам. И вскоре несогласные с новыми правилами открывают «Салон отверженных».
Однако, в этом же году происходит реформа в Школе изящных искусств и Жером получает давно желанное место профессора в этой школе.
Всемирная выставка 1867 года проводилась для подъёма промышленности и торговли, и от французских художников каких-то достижений никто не ждал. Жером снова удивил соотечественников представив для французского павильона 12 картин, в том числе и «Смерть Цезаря».
Смерть Цезаря
Т. Готье писал:
Если бы фотография существовала во времена Цезаря, можно было бы полагать, что картина написана по фотографии того места и момента, где произошла трагедия.
Когда началась Франко-прусская война, семейство Жеромов покинуло Францию и поселилось в Англии. Однако, в Англии художник работать не смог и как только закончилась война, вернулся в Париж, потом уехал в путешествие по Ближнему Востоку, посетил Алжир, который ему понравился значительно меньше, чем Египет.
Критики пишут, что картины этого периода значительно уступают по своим художественным качествам полотнам, которые Жером писал ранее. При этом даже критики особо выделяли полотно «Араб и его скакун».
Араб и его скакун
Посреди знойной пустыни скакун не выдержал жары и пал… Художнику удалось показать огромное горе всадника, который потерял не просто коня, а верного друга. И горе араба безмерно. Настолько это горе велико, что всадник не хочет принять неизбежное, и не оставляет уже мёртвого скакуна.
При этом художник преднамеренно сместил геометрический цент картины и сделал главным персонажем полотна пустыню. А человек и его мертвый скакун – это только ничтожные песчинки этой пустыни.
Почти через тридцать лет, в 1872 году, Жером возвращается к задуманному ещё в 1843 году сюжету – к битве гладиаторов. Он пишет «Pollice Verso».
В 1859 году художник написал «Аве Цезарь».
Аве Цезарь
Это полотно самому Жерому не нравилось и он решил картину творчески переработать, исправить некоторые технические ошибки, несколько изменить сюжет, сменить эмоциональные акценты. И получилась совсем другая картина, которую художник считал лучшей в своём творчестве.
Pollice Verso (Большие пальцы вниз или Добить гладиатора)
В.В. Стасов, который видел «гладиаторов» Жерома на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, впоследствии писал:
Гладиаторы Жерома — это одна из значительнейших страниц древней истории, переданных когда-либо художеством… Это картина поразительная, страстная, захватывающая; таких не найдёшь в музеях прежнего искусства трёх последних столетий, вот того, что мы с пелёнок привыкли считать великим и «классическим».
В последние годы жизни художник много путешествовал, работал с учениками, в 80-х годах увлёкся анималистикой.
Два Величества
Впоследствии начал разрабатывать собственные сюжеты, на подобии «Пигмалион и Галатея».
Пигмалион и Галатея
Конец творчества и жизни художника Жана-Леона Жерома
Начало двадцатого века оказалось для Жерома трагическим – он решительно выступил против импрессионизма, который начал приникать не столько в выставочные павильоны, сколько в учебные заведения, а профессор Жером против этого решительно протестовал:
Люксембургский музей — это школа. Какие уроки наши молодые художники собираются получить там? Они все начнут с импрессионизма, потому что государство хочет импрессионизм. О! Эти люди полагают, что они изображают природу, такую замечательную во всех отношениях. Какая претензия! Но природа не для них! Этот Моне, помните его соборы? И этот человек знает, как заниматься живописью?! Да, я видел его хорошие вещи, но не сейчас.
Он пошёл против моды и высшего общества, был объявлен врагом прогрессивных течений в искусстве и оказался в изоляции. Силы его таяли, а 10 января 1904 года Жан-Леон Жером был найден мертвым в своей мастерской у незавершённого портрета Рембрандта.
Похоронили художника на кладбище Монмартр, а вместо надгробия установили статую «Горе» – эту статую Жером создал в память о рано умершем сыне Жане.
Скульптура «Горе» https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kar...n-zherom-jean-leon-gerome.html