Родившись в семье потомственных священников и получив незаконченное образование в духовной семинарии, В. М. Васнецов не оставил без внимания и религиозную тему. «Мое искусство - это свеча, зажженная перед ликом Божьим…» - так говорил художник о своих иконописных произведениях. Сам же Виктор Михайлович всю жизнь был глубоко верующим человеком, вел тихий и праведный образ жизни, вечера любил проводить с семьей. Образ жизни художника не поменялся даже с приходом славы и богатства, часть которого он жертвовал на благотворительность.
В 1885 году Васнецова вместе с другими известными художниками того времени приглашают в Киев для росписи только что построенного Владимирского собора. Этот период является переломным в творчестве художника, поскольку он перестает писать бытовые полотна, но продолжает развивать сказочную тему. «Куда было после Владимирского собора выше? Куда?Купчих писать? После Бога- то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка…» - так Васнецов ответил на замечание художника Нестерова, не схоронился ли он за сказки от жизни.
За десять лет работы над росписью Владимирского собора художник с помощниками проделал поистине грандиозную работу - расписал 2880 квадратных метров, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур.
Во время работы под куполом храма Виктор Михайлович чуть не погиб, он сорвался с лесов. Надетая куртка в тот момент зацепилась за крючок, «Меня сохранил Господь», — так говорил художник о своем чудесном спасении. После окончания работы над Владимирским собором Васнецов продолжает оформлять росписями и мозаиками храм Вознесения в Петербурге, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, храмы в Гусь Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.
Мозаики и фрески В. М. Васнецова сочетали в себе потрясающую духовную глубину и художественную красоту, византийский стиль и мощь былин. Однако исторические события того времени оставили печальный след в творчестве художника. В 1920–1930-е годы многие живописные произведения Васнецова на религиозные темы удаляли из храмов, хоронили в запасники музеев, после чего им потребовалась сложнейшая реставрация, что-то безвозвратно исчезло. В 1924 году в Варшаве был взорван Александро-Невский собор, где художник создал огромные мозаичные композиции небывалой красоты. Чудом уцелевшие фрагменты сейчас хранятся в городе Барановичи в храме Покрова Пресвятой Богородицы, и в православном соборе Марии Магдалины в Варшаве. Насколько неразумные поступки может совершать самое разумное из всех существо - человек!
Что чувствовал художник, когда ломали и взрывали его творения, его частичку души, наверно одному Богу известно. Но как я уже говорила в первой части, все эти события внутренне потрясли Виктора Михайловича, и последующие работы уже не имели тех ярких, выразительных образов, что раньше.
Но несмотря на постигшие его трудности, революцию и Гражданскую войну, В. М. Васнецов не покидает свою страну, как многие другие в то время, и остается жить в СССР, довольствуясь скромной пенсией, выделенной ему как заслуженному художнику. «Я только Русью и жил…» - так когда-то говорил художник о себе. В.М. Васнецов прекрасный пример творческой интеллигенции, всю жизнь посвятивший искусству и оставивший богатое наследие в культуре нашего народа! https://dzen.ru/a/Y_ySETtq2H-1jvE8