• Авторизация


ЭТИ СТРАННЫЕ СЮЖЕТЫ. О́дин, Лoки и другие обитатели Севера 29-01-2023 05:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Оскар Арнольд Вергеланн. «Норвежцы высаживаются в Исландии в 872 г.»
Оскар Арнольд Вергеланн. «Норвежцы высаживаются в Исландии в 872 г.»

Открывая эту главу картиной норвежского исторического художника Оскара Арнольда Вергеланна (Oscar Arnold Wergeland; 1844—1910), я хотел бы в двух словах сказать, почему именно исландские саги стали основным источником наших знаний о мифологии скандинавов-викингов.

Питер Николай Арбо. "После битвы"
Питер Николай Арбо. "После битвы"

Первые скальды были норвежцами. К Х в. искусство скальдов получило широкое распространение в Исландии. К этому времени остров стал главным форпостом викингов в Северной Атлантике. У исландцев не было ни королей, ни титулованной знати. Альтинг (народное вече, пред-парламент) управлял всей социально-политической жизнью острова. Именно альтинг, а не правящий монарх или знатные семьи, большинством голосов решил ок. 1000 г. заменить язычество христианством. Поэтому переход от обрядов Одина и Фрейи к католической мессе прошел гораздо более гладко, чем в Норвегии, Дании и Швеции. Исландцы смогли сохранить тихую гордость своим древним языческим прошлым и древнескандинавский язык в качестве своего национального. Уже в кон. 1100-х гг. исландские монахи, поэты и ученые начали записывать саги, висы и другие сказания еще вполне реальных скальдов. Эта литературная индустрия существовала в течение следующих двух столетий – а что еще было делать на острове, где зима длится более семи месяцев?

Петер Николай Арбо. «Торе Хунд (справа) пронзает Олафа копьем в битве при Стиклестаде». Олаф II Харальдсон – король, викинг, креститель Норвегии. Один из самых почитаемых в Скандинавии общехристианских святых (почитается также в Православной церкви).
Петер Николай Арбо. «Торе Хунд (справа) пронзает Олафа копьем в битве при Стиклестаде». Олаф II Харальдсон – король, викинг, креститель Норвегии. Один из самых почитаемых в Скандинавии общехристианских святых (почитается также в Православной церкви).

Католическая церковь, в силу названных причин, таким занятиям не препятствовала. Интерес к сагам как к описанию великого прошлого пережил взлет в период скандинавского Ренессанса XVI–XVII в., когда в условиях создания национальных государств, Реформации и борьбы за национальную церковь разработки национальных идей вышли на первый план в гуманитарном сознании скандинавов.

В кон. XIX в. модерн породил интерес к эстетике Севера и потребовал переосмысления древней европейской истории. Концепция провальных «темных веков» уже не устраивала интеллектуалов, и исландские саги, сохранившие идеи и факты эпохи переселения народов, пришлись как нельзя кстати для их переосмысления в истории и искусстве.

Однако продолжим знакомство с основными персонажами скандинавских мифов, изложенных в исландских сагах.

Джон Чарльз Доллман. "Фригга, прядущая облака". Илл. из книги Элен Гербер «Мифы скандинавов из Эдд и саг» (Лондон, 1909).
Джон Чарльз Доллман. "Фригга, прядущая облака". Илл. из книги Элен Гербер «Мифы скандинавов из Эдд и саг» (Лондон, 1909).

Фригг – жена Одина, верховная богиня, родоначальница рода асов. Покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Она провидица, ей известна судьба любого человека, но она не делится этими знаниями ни с кем. Символами Фригг являются прялка (она, в том числе, прядет облака) и пояс с ключами.

Эмиль Дёплер. «Фригг, Гна и Фулла»
Эмиль Дёплер. «Фригг, Гна и Фулла»

Фригг, покровительницу материнства и жену могущественного бога Одина, сопровождали ее служанки и вестницы Гна и Фулла. Гна известна также как богиня трансформации, которая поднимает сознание на недосягаемую высоту. Фулла носит ларец Фригг и хранит её обувь, и ей ведомы сокровенные помыслы богини-матери.

Сэм Флегал. «Фригга – Госпожа Тайн»
Сэм Флегал. «Фригга – Госпожа Тайн»

У Фригг есть волшебный ларец, внутри которого она видит все тайны мира. Хотя она знает все (даже, возможно, больше, чем Один), она никому не рассказывает.

Сэм Флегал. «Фригга – всеобщая Мать»
Сэм Флегал. «Фригга – всеобщая Мать»

День недели пятница в германских языках (нем. Freitag, англ. Friday, и т.п.) назван по имени Фригг, но предполагается также контаминация с Фрейей.

Сэм Флегал (Sam Flegal) – молодой британский художник, соведущий One Fantastic Week, еженедельного интернет-шоу о художниках фэнтези. Ему поручено художественное оформление первого в Великобритании храма скандинавских богов. Его возведет в Ньюарке официально зарегистрированное в Соединённом королевстве Братство Одинистов.

Эмиль Дёплер. «Фрейр»
Эмиль Дёплер. «Фрейр»

Фрейр – брат-близнец Фрейи, бог плодородия, мира, процветания и мужской силы, податель солнечного света, ясной погоды и доброго урожая. Происходит из рода ванов, некогда враждебного асам. Ньёрд, отец Фрейра, после заключения мира между асами и ванами был оставлен ванами в Асгарде заложником. Его дети также живут в королевстве асов и вернутся к ванам в конце времен. Фрейр не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельными людьми, так и между целыми народами.

Говард Дэвид Джонсон. «Фрейр и Гуллинбурсти»
Говард Дэвид Джонсон. «Фрейр и Гуллинбурсти»

Священное животное Фрейра — вепрь Гуллинбурсти ("золотая щетинка"), а боевой атрибут – чудесный корабль Скидбладнир ("сделанный из дощечек"). Корабль был изготовлен из множества маленьких частей, и столь искусно, что его можно было сложить, как ткань, и засунуть в мешок. В развернутом состоянии он вмещал любое количество воинов.

Нильс Асплунд. «Хеймдалль».
Нильс Асплунд. «Хеймдалль».

Шведский художник Нильс Асплунд (Nils Asplund; 1874­­­—1958) изобразил в главном зале Гетеборгского университета (Швеция) бога Хеймдалля – стража богов и мирового древа. Он охраняет радужный мост Биврёст, соединяющий Асгард (небесный город, обитель богов-асов) с другими мирами. В начале Рагнарёка (времени гибели богов и всего мира) Хеймдалль и Локи убьют друг друга в схватке.

Говард Дэвид Джонсон. «Бальдр»
Говард Дэвид Джонсон. «Бальдр»

Бог весны и света, Бальдр подобен присутствующим в мифологии многих народов божествам умирающей и возрождающейся природы, покровительствующим земледелию или растительности в целом.

Эмиль Дёплер. «Водан исцеляет раненого коня Бальдра»
Эмиль Дёплер. «Водан исцеляет раненого коня Бальдра»

В 1842 г. в Мерзебурге (Германия) на обороте средневековой рукописи были найдены два метрических стиха на старонемецком. Один из них рассказывал историю излечения Вотаном (Одином) любимого жеребца Бальдра. Так было подтверждено родство исландских саг и древнегерманских мифов.

Говард Дэвид Джонсон. «Фригг принимает клятвы от всех живых существ»
Говард Дэвид Джонсон. «Фригг принимает клятвы от всех живых существ»

Опасаясь за жизнь Бальдра после пророческого сна Одина, Фригг обязала все существа и все растения в девяти мирах не причинять зла богу весны.

Кристоффер Вильхельм Эккерсберг. «Асы, собравшиеся вокруг тела Бальдра».
Кристоффер Вильхельм Эккерсберг. «Асы, собравшиеся вокруг тела Бальдра».

Все асы любили Бальдра, прекрасного брата Тора. Все, кроме Локи, бога озорства. Однажды боги забавлялись метанием копий и камней в Бальдра, ставшего неуязвимым. Злокозненный Локи подсунул слепому Хёду прут из омелы, единственного растения, смертоносного для бога весны. Побег пробил грудь Бальдра, и бог упал замертво.

Кристоффер Вильхельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg; 1783 –1853) – датский художник и педагог, признанный основоположником Золотого века датского искусства в области живописи.

Говард Дэвид Джонсон. «Хермодр перед Хель»
Говард Дэвид Джонсон. «Хермодр перед Хель»

Измученные горем, боги послали благородного Хермодра в царство мертвых, чтобы умолять его владычицу Хель о его возвращении Бальдра. Хель, иначе Хелла, дочь Локи, описывается как «черная, словно ночь, и белая, как снег». Она была не слишком довольна обращением с Локи со стороны Одина, однако согласилась уступить, если каждое живое существо прольет хотя бы одну слезинку по Бальдру. Асам удалось заставить горевать каждое существо в девяти мирах, кроме великанши Токк, в которую воплотился коварный Локи. Из-за этого Бальдр остался в Нифльхейме (ледяном аду) до Рагнарёка.

Петер Николай Арбо. «День».
Петер Николай Арбо. «День».

День/Dagr персонифицирован в Старшей (Песенной) Эдде, составленной в XIII в. из более ранних традиционных источников, и в «Эдде в прозе» (Младшей Эдде), написанной в XIII в. В обоих источниках Дагр связан с быстрым конём Скинфакси, который "рисует день человечеству".

Петер Николай Арбо. «Ночь».
Петер Николай Арбо. «Ночь».

Ночь/Natt – мать Дагра и бабушка Тора, и мчится на коне Хримфакси. Имена Скинфакси и Хримфакси означают «сияющая грива» и «покрытая инеем грива» соответственно.                                                        https://dzen.ru/a/Y80jc7WggzEuzBsn

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
мурзик49 30-01-2023-18:12 удалить
Ответ на комментарий дракоша52 # дракоша52, To0.ru
мурзик49 30-01-2023-18:15 удалить
Ответ на комментарий Валентина-л-1 # Валентина-л-1, To0.ru


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЭТИ СТРАННЫЕ СЮЖЕТЫ. О́дин, Лoки и другие обитатели Севера | мурзик49 - Дневник мурзик49 | Лента друзей мурзик49 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»