Эти работы - настоящее погружение в сказку. Эти живописые работы невероятно красивые, яркие, сказочные. Художники, используя стариные техники росписи, создают невероятные работы, это целый мир, который хочется рассматривать и изучать, наслаждаясь невероятной красотой.
Эта невероятная красота не оставляет никого равнодушным. Палехская роспись сразу же стала получать международное признание. Сначала, конечно, работы палехских мастеров получили известность и множество наград в нашей стране. Палехская лаковая миниатюра, которая стала появляться на шкатулках, обрела популярность в Российской Империи ещё в середине XVIII века. Мастера из Палеха принимали активное участие в росписи грановитой палаты Кремля, церквей Троице-Сергиевой лавры. Религиозная живопись, иконопись, росписи храмов были для них основной работой.
Расцвет палехской росписи произошел после 1917 года, ведь мастера, создающие эти потрясающие работы, были в первую очередь иконописцами, а после революции от создания икон пришлось отказаться. Так появилась Палехская художественная декоративная артель, которая занялась росписью шкатулок из папье-маше. Тогда и появился тот узнаваемый, яркий, самобытный, сказочный стиль, который прославит Палех на весь мир. Сегодня искусству палехской миниатюры можно научиться за 4 года в Палехском художественном училище имени А. М. Горького.
Первое признание пришло после получения артелью диплома первой степени на выставке Академии художественных наук. На Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль. В 1923 году шкатулки из Палеха на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке получили диплом II степени. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы пытались организовать школу палехской росписи у себя, но художники покидать Советский Союз отказались.
Палехская роспись сказочная, яркая, невероятно детализованная, а герои росписей напоминают образы русских икон. Характерная особенность росписей - черный фон. На черном фоне краски как будто светятся. Этот черный цвет - тьма, из которой рождаются жизнь и свет.
Сами шкатулки мастера делают из папье-маше. Сегодня это - прессованный картон, который после придания формы сушится несколько дней. Потом шкатулку пропитывают льняным маслом и сушат в горячей печи 2 дня. Заготовка шлифуется наждачной бумагой и покрывается черным лаком в семь слоев. При этом каждый слой просушивается в печи.
Затем только начинается роспись. Для этого используются темперные краски, связующим веществом в которых служит эмульсия. Раньше она делалась на основе куриного желтка, а сегодня из масла в водном растворе клея. Чтобы на черном фоне краски были яркими и как будто светились, мастера сначала выделяют композицию белилами, акцентируя самые светлые места, и лишь потом наносят основные цвета.
Работают мастера с помощью беличьих кистей, которые они делают сами - в кисточке волоки должны быть одинаковой длины и плотно прилегать друг к другу. Роспись настолько тонкая и детализированная, что рисунки часто наносятся под лупой. Затем наносят нескольких лаковых слоев, каждый из которых высушивается, а затем шкатулки полируются бархатом.
Вот такая тяжелая, многоэтапная работа необходима, чтобы получить в итоге такую красивую, уникальную шкатулку, в которую мастер вкладывает свою душу и весь свой многолетний опыт. Сегодня такие потрясающие шкатулки известны во всем мире, они стали неотъемлемой частью нашей самобытной русской культуры. https://dzen.ru/a/Y7MoBrPX2DsnwNjX

