Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Не даром слово «акварель» часто используют в литературе, называя так какую-то легкую лирическую зарисовку, либо новеллу, полную светлых, ясных, нежных образов. С акварелью сравнивают и музыкальные произведения с чарующими, прозрачными мелодиями. Так что же это за материал такой и что за техника?
Акварель – (от франц. aquarelle – водяной, от лат. aqua – вода) это краска для живописи. В ее состав входят мелко растертый пигмент и легко растворимые в воде клеи растительного происхождения – гуммиарабик и декстрин. А мёд, сахар и глицерин удерживают влагу. Еще одна составляющая красок это бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, наоборот, облегчая ее растекание. Для защиты от плесени в краски вводится антисептик - фенол. Вот такой, оказывается, непростой состав акварели.
Акварель – сложная, но удивительная техника. Благодаря растворенным в воде очень мелким частицам пигмента невесомые красочные слои прекрасно отражают белоснежную поверхность бумаги и солнечный свет. В итоге изображения получаются интенсивными по цвету, но «легкими» по фактуре.
Многие из нас помнят уроки рисования в школе. Помните, как мы рисовали круглое солнышко в небе или открытки к 8 Марта? Большинство потом бросило это занятие, но некоторые пошли дальше и стали учиться этому искусству. А искусство это известно с давних времен – в этой технике выполнены некоторые рисунки на древнеегипетских папирусах, ее использовали римляне и китайцы, достигая невероятного богатства оттенков и полутонов.
Эта техника знала и взлеты и падения, получив второе дыхание в XX веке – ведь акварель способна не хуже живописи маслом или другими материалами передавать красоту мира Популярность акварели к концу прошлого века достигла таких размеров, что в 1991 году мексиканский художник-акварелист Альфредо Гуати Рохо предложил ежегодно 23 ноября праздновать Международный день акварели, что и делается с тех пор. А сам художник стал инициатором создания музея акварели в Мехико.
Вот его портрет, сделанный нашей соотечественницей Ниной Дьяковой.
Первым мастером, обратившим серьезное внимание на акварель, стал великий Альбрехт Дюрер. Прекрасный график, в своих набросках он был куда более свободен в выборе техник, сюжетов, способов самовыражения, чем многие его современники. Его рисунок «Заяц», выполненный аж в 1502 году (!), вызвал огромный интерес у современников и последующих поколений. Фактически эта небольшая работа великого матера размером всего-то 22 х 25 см. и дала старт развитию акварельной техники, способствуя ее достаточно быстрому распространению: к XVI веку акварельная живопись стала такой же популярной, как и живопись маслом. Вот что значит один рисунок гения!
В 1820-х, совершая поездку по Италии, Карл Брюллов увлекся жанровой живописью, причём часто избирал для себя технику акварели. В начале десятилетия появилась его первая акварель «Прерванное свидание» (всего их будет две с таким названием).
Работа сразу обратила на себя внимание – в ней художник вышел за рамки занимательных сцен, призванных украшать листы альбома. Кроме особой подачи и новой интерпретации жанра, удивителен и стиль мастера – лирическая сцена, отображающая короткую встречу двух влюблённых, работу пронизывает яркий свет, а еще она отличается точностью рисунка и реалистичностью поз. Вот и получилось, что Брюллов первым обратил внимание русской публики на акварель, как способ воплощения камерных сцен, обладающий при этом доходчивым понятным языком.Вот эта работа.
Так акварель обрела свое второе дыхание и к началу XX века очень широко распространилась.
В наше время ею увлекаются многие художники. И даже открывают учебные заведения, где учат этому искусству, как, например, знаменитая Академия акварели и изящных искусств Сергея Николаевича Андрияки.
Но что существенно важно – сам мастер не только умеет сам творить эту красоту, но и еще очень доходчиво умеет научить других работе с акварелью. Кстати, его Академию закончила одна моя племянница, а сейчас в ней учится другая. И мой брат с сестрой тоже художники. А отец был великолепным резчиком по дереву. И по матери было много искусных мастеров разных творческих направлений, хотя не у всех было специальное образование. Так что у нас в роду немало людей с тягой создавать красивые вещи. Как и у вашего покорного слуги. Я, правда, с большими мастерами себя не сравниваю (не в мою пользу будет такое сравнение), но акварелью тоже занимаюсь. Вот, к примеру, одна из моих акварелей, так что я тоже не избежал увлечения этой техникой. Сделана эта акварель в музее-заповеднике «Кижи». На ней изображена часовня Знамения Пресвятой Богородицы – это единственная часовня «Кижского ожерелья», которая была построена сразу, в отличие от остальных, которые неоднократно перестраивались.
Но вернемся к акварели, которую часто называют самой непослушной, самой капризной краской. Да, с ней трудно работать, сделанные работы трудно хранить, она непредсказуема и требует от художника максимальной сосредоточенности и верной руки. Зато те, кому удалось ее покорить и приручить, знают секреты создания по-настоящему потрясающих работ, глядя на которые задаешься вопросом: «А кому они продали душу, чтобы так рисовать?» Вот некоторые из современных больших мастеров акварели.
Лю Йи.
Китайский художник-акварелист, который очень известен во всем мире как большой мастер акварели, не даром он является членом Ассоциации китайских художников и состоит в Обществе Акварелистов. А туда кого попало не принимают
Такая чистая, солнечная работа. Просто прелесть – глаз не оторвать.
Он родился в Хорватии, в возрасте 18 лет переехал с семьёй в Австралию, где к художнику пришла известность. Это и не удивительно – можно только восхищаться его акварелями.
Художник-самоучка Эрик Кристенсен (США).
Глядя на его работы, как никогда понимаешь, что нет предела человеческим возможностям.
Как это ни странно - критики от искусства не очень благосклонны к творчеству этого мастера, считая его всего лишь «перерисовщиком». Может дать им в руки кисти и акварельные краски – пусть покажут всем нам, что по их мнению есть настоящее искусство. А то критиковать все мастера, а вот самим что-нибудь хоть мало-мальски достойное сделать – почему-то не очень выходит. Я лично считаю, что Эрик Кристенсен делает свое дело превосходно. Вот пример его работы. По-моему, выше всяческих похвал. А ведь он нигде не учился! И это удивляет больше всего.
Наша соотечественница Елена Базанова.
Ну что за чудо, правда?
Какая красота, сколько воздуха, какой простор! Великолепная работа, на мой взгляд.
Ну и в завершение сегодняшнего рассказа - один из моих любимых и на мой величайших акварелистов нашего времени, к сожалению, покинувший наш мир в 2015 году американец Стив Хэнкс. То, что он делал – вообще на пределе человеческих возможностей. Настолько это здорово у него получалось, что я решил показать несколько его работ, одна из которых на превью (заставке) этой статьи, а остальные ниже. Наслаждайтесь. Есть чем.Адрес изображения: https://goo.su/7xoU84f
Адрес изображения: https://goo.su/vDPXtL
Адрес изображения: https://goo.su/zhtr5v9
Адрес изображения: https://1-co.ru/BdpOU https://dzen.ru/a/Y6G20_jhIGZJ8rvq