Парк в Мариенбурге – счастливый для Юлия Клевера сюжет. Он и сам так считал и писал его неоднократно.
«Вид запущенного парка в Мариенбурге» в 1878 году принес своему создателю звание академика живописи. Картину отправили на Международную выставку в Париж, где она тоже была принята благосклонно и публикой, и критиками.
Клевер часто рисовал гатчинский парк. Картины под названием «Парк в Мариенбурге» большей частью находятся в частных коллекциях, а первая, та самая, счастливая – в Киевском национальном музее русского искусства.
При отсутствии внимания к деталям картине свойственна композиционная четкость, заметно внимание художника к натуре.
Клевер крайне редко изображал разгар солнечного дня, его кисти милее закатное, изредка рассветное солнце, или солнце в сумрачную погоду.
«Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами», – признавался он.
При этом световоздушную перспективу Клевер передает великолепно и мастерски владеет светом и цветом.
«Старый парк» оставляет удивительно целостное ощущение: старая лестница, заходящее солнце, переливы закатного неба, сияющие изогнутые ветви цветущего дерева на первом плане, листья кувшинок и отражение в воде – всё работает на ощущение благодати, весеннего пробуждения природы, спокойствия и безмятежности.
Глядя на этот пейзаж, ловишь себя на желании вдохнуть поглубже, наполниться свежестью, разлитой в воздухе, ощутить мелодию этого пространства.
Пейзажи, на которых фигурирует водная гладь, у Клевера особенно мелодичные, музыкальные, они буквально звучат
Артхив
Автор: Алена Эсаулова