• Авторизация


Клевер против Клевера: серебро растворяет свет 29-05-2025 18:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

4397599_X6wguWdVher8Pr3_tMH3wylN_halAHkdsX5mDC4JRmYz4wIRC5Zllh6bkBPTEpJgIYf7ZNN4XYZiC_Dr6cAaQ5s5ny0FBus6s7aFStsDj2uEMYepDfcJwmomcYkvLHFERgB8Q2c25IUGNgap7yd8H4MpYIYpptmizmx71d_Do5JGBL6_vGP6F3rLas_9muCVuxWuv2uKPs (522x700, 339Kb)

 Клевер Юлий Юльевич, «Туманное утро», 1911, холст, масло, 74,8 x 57,2 см, частная коллекция

 

 

4397599_X6wguWdVher8Pr3_tMH3wylN_halAHkdsX5mDC4JRmYz4wIRC5Zllh6bkBPTEpJgIYf7ZNN4XYZiC_Dr6cAaQ5s5ny0FBus6s7aFSt9UD2uEMYepDfcJwm8Wgez6THFERgB8Q2c25IUGNgap7yd8H4MpYIYpptmizmx71d_Do5JGBL6_vGP6F3rLas_9muCVuxWuv2uKPs (700x556, 356Kb)

Клевер Юлий Юльевич, «Туманное утро», 1911, холст, масло, 39,3 x 49,0 см, частная коллекция

 

 

Обе две разные, даром что донельзя похожие.

 

О нет, дорогой читатель, у Вас не двоится в глазах по случаю воскресного вечера😉. И нет, мы «не разучились в редактуру» и не опубликовали один и тот же пейзаж дважды.

Перед Вами не плагиат, не ученическое подражание и не поздняя стилизация, а самые настоящие картины кисти Клевера-старшего.

 

Обе две разные, даром что донельзя похожие.

Дом? Тот, да не тот.

 

Героиня? Та же и там же, но пребывает в чуточку ином настроении и состоянии...

 

 

«Состояние»? Очень верное слово!

Ключевое касательно данной пары полотен.

Всё здесь — о нём. О памяти, подёрнутой туманом времени.

О душевном равновесии, аранжированном тишиной.

 

 

Именно желание мастера превратить реальные время и место в целостную метафору состояния человеческой души обусловило его недовольство результатом работы над первой картиной и рождение второго «полотна-близнеца».

Того, что, по мнению самого художника, окончательно перешло из класса «живописи, цитирующей реальность» в класс «живописи, приглашающей к чувствам». 

 

Пару слов об отличиях

 

Да, понимаю, дорогой читатель, что Вы и сами их уже разглядели. Но не сказать о них я не могу. Порядка ради и проформы для 😊.

 

Итак.

У «старшей сестры» (той, что выше и с подписью мастера в нижнем правом углу) более выраженный строй перспективы.

Деревья по правую руку от доминирующей над всей этой мизансценой «магистральной» тропинки внушительнее, то бишь ярче и богаче на светотени.

Отражения в луже ещё не «стесняются» быть насыщенными и привлекать к себе внимание аудитории.

Да и в целом палитра картины теплее, объекты — фактурнее.

А вот одинокая женская фигурка, напротив, прописана скромнее, обобщённее.

Здесь на её до эфемерности хрупкие плечи легла вся тяжесть задачи по генерации ауры   тишины и уединения, которую надобно сообщить подсознанию зрителя...

 

 

4397599_KYjsERfIYVdqRuHuDTABtyEtVzdNdLnPZ_6BIhT2qWlkeqyV3EK2a5hAX9SzNx2SoUa1A3x8_i6vUE8iZ2479 (700x466, 214Kb).

  Клевер Юлий Юльевич, «Туманное утро», 1911, фрагмент

 

 

Серебро, которое растворяет свет

 

В итоге Юлий Юльевич-старший счёл свои цели недостигнутыми. Ибо пейзаж всё ещё отчётливо являл и упорно повествовал. А должен-то был приглашать и благорастворять! Непорядок.

 

И потому «младшая» композиция начала с того, что самую малость приблизила домик к переднему плану и деликатно так «прорядила» аллею.

Тропинка порастеряла детализацию и из «взлётной полосы», норовившей ускорить полёт нашего с Вами взгляда вглубь живописных далей и планов, умерила амбиции до степени вежливого приглашения.

Симфонию цвета поумерило пришествие дымчатого серебра.

Распространившись по пространству картины, оно частично вобрало в себя, а частично рассеяло излишки света.

Атмосфера полотна тут же сменилась на более сентиментальную.

И в то же время серьезную.

Вы согласны, дорогой  читатель?

 

 

Женщина в тумане и её немая функция

 

Зато таинственная героиня наконец проступила сквозь туман. Но уже не для того, чтобы выражать, акцентировать и концентрировать на себе, о нет.

На «младшей картине» её образ — интонационный знак препинания. Функция.

Свидетельство того, что в утреннем тумане всё мирно и безопасно, и ничто не помешает нашему неторопливому виртуальному путешествию по утоптанной дорожке среди утреннего леса...

 

Пейзаж-близнец

 

Злые языки скажут Вам, что появление второй картины — типичная история в карьере художника Клевера.

Штош ©, злые языки будут правы, и тут не поспорить.

Два похожих полотна стоят всяко больше одного.

 

И всё же продолжаю настаивать на  своём: главной причиной появления второй картины Клевера на сходную утренне-лесную тему было желание мастера как можно полнее отобразить лиричное настроение природы.

Перевести свою живопись из плоскости академизма в дышащий, мерцающий, живой объём пейзажа настроения.

На том стою.  

 

Автор: Лёля Городная

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Клевер против Клевера: серебро растворяет свет | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»