Клевер Юлий Юльевич, «Туманное утро», 1911, холст, масло, 74,8 x 57,2 см, частная коллекция
Клевер Юлий Юльевич, «Туманное утро», 1911, холст, масло, 39,3 x 49,0 см, частная коллекция
Обе две разные, даром что донельзя похожие.
О нет, дорогой читатель, у Вас не двоится в глазах по случаю воскресного вечера😉. И нет, мы «не разучились в редактуру» и не опубликовали один и тот же пейзаж дважды.
Перед Вами не плагиат, не ученическое подражание и не поздняя стилизация, а самые настоящие картины кисти Клевера-старшего.
Обе две разные, даром что донельзя похожие.
Дом? Тот, да не тот.
Героиня? Та же и там же, но пребывает в чуточку ином настроении и состоянии...
«Состояние»? Очень верное слово!
Ключевое касательно данной пары полотен.
Всё здесь — о нём. О памяти, подёрнутой туманом времени.
О душевном равновесии, аранжированном тишиной.
Именно желание мастера превратить реальные время и место в целостную метафору состояния человеческой души обусловило его недовольство результатом работы над первой картиной и рождение второго «полотна-близнеца».
Того, что, по мнению самого художника, окончательно перешло из класса «живописи, цитирующей реальность» в класс «живописи, приглашающей к чувствам».
Пару слов об отличиях
Да, понимаю, дорогой читатель, что Вы и сами их уже разглядели. Но не сказать о них я не могу. Порядка ради и проформы для 😊.
Итак.
У «старшей сестры» (той, что выше и с подписью мастера в нижнем правом углу) более выраженный строй перспективы.
Деревья по правую руку от доминирующей над всей этой мизансценой «магистральной» тропинки внушительнее, то бишь ярче и богаче на светотени.
Отражения в луже ещё не «стесняются» быть насыщенными и привлекать к себе внимание аудитории.
Да и в целом палитра картины теплее, объекты — фактурнее.
А вот одинокая женская фигурка, напротив, прописана скромнее, обобщённее.
Здесь на её до эфемерности хрупкие плечи легла вся тяжесть задачи по генерации ауры тишины и уединения, которую надобно сообщить подсознанию зрителя...
.
Клевер Юлий Юльевич, «Туманное утро», 1911, фрагмент
Серебро, которое растворяет свет
В итоге Юлий Юльевич-старший счёл свои цели недостигнутыми. Ибо пейзаж всё ещё отчётливо являл и упорно повествовал. А должен-то был приглашать и благорастворять! Непорядок.
И потому «младшая» композиция начала с того, что самую малость приблизила домик к переднему плану и деликатно так «прорядила» аллею.
Тропинка порастеряла детализацию и из «взлётной полосы», норовившей ускорить полёт нашего с Вами взгляда вглубь живописных далей и планов, умерила амбиции до степени вежливого приглашения.
Симфонию цвета поумерило пришествие дымчатого серебра.
Распространившись по пространству картины, оно частично вобрало в себя, а частично рассеяло излишки света.
Атмосфера полотна тут же сменилась на более сентиментальную.
И в то же время серьезную.
Вы согласны, дорогой читатель?
Женщина в тумане и её немая функция
Зато таинственная героиня наконец проступила сквозь туман. Но уже не для того, чтобы выражать, акцентировать и концентрировать на себе, о нет.
На «младшей картине» её образ — интонационный знак препинания. Функция.
Свидетельство того, что в утреннем тумане всё мирно и безопасно, и ничто не помешает нашему неторопливому виртуальному путешествию по утоптанной дорожке среди утреннего леса...
Пейзаж-близнец
Злые языки скажут Вам, что появление второй картины — типичная история в карьере художника Клевера.
Штош ©, злые языки будут правы, и тут не поспорить.
Два похожих полотна стоят всяко больше одного.
И всё же продолжаю настаивать на своём: главной причиной появления второй картины Клевера на сходную утренне-лесную тему было желание мастера как можно полнее отобразить лиричное настроение природы.
Перевести свою живопись из плоскости академизма в дышащий, мерцающий, живой объём пейзажа настроения.
На том стою.
Автор: Лёля Городная