Весна, чемодан, Европа мечты
В Москве стояла ранняя весна, когда Алексей Саврасов, сложивши в чемоданы кисти, краски и сдержанную радость, отправился в путь. Тогдашняя Европа звалась мечтой. Меккой живописцев. Её светлые дали грезились как откровение, способное вознести душу, разжечь вдохновение, отточить стиль, показать, «как надо».

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)», 1862, холст, масло, 76 × 63 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Он ехал в Швейцарию с сердцем открытым, почти детским. С готовностью впитать альпийские красоты, как впитывает краску загрунтованный холст. Он ждал величия. Жаждал истин.

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Водопад», 1868, холст, масло, 48 × 77,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Швейцарская открытка: всё слишком
По прибытии его встречали точно по прейскуранту: стеклянно-спокойные озёра, оледеневшие пики, шёлковые туманы, аккуратные пастбища с коровами, будто бы расставленными по всем правилам композиции. Всё было... слишком правильно. Слишком!

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Горное озеро. Швейцария», 1864, бумага, акварель, 17 x 25 см, частная коллекция
Он начал писать этюды. Старательно. Профессионально. Работал молча, на пределе сосредоточенности. Пытаясь услыхать дыханье камня, шёпот трав и песню ветра.
Но горы были немы. Пейзаж не отвечал.

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Швейцарский вид», 1862, холст, масло, 36,5 × 52,5 см, частная коллекция
Саврасов продолжал работать, но чувствовал душой: нет той вибрации, ради которой стал художником. Нет того сдвига воздуха, который происходит, когда природа вдруг говорит с тобой одним языком.
Тут — красота, но не родство. Великолепие, но мало жизни.

Саврасов Алексей Кондратьевич,«Озеро в горах Швейцарии», 1866, холст, масло, 51 × 68 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Письмо с тоской по родине
Он бродил по швейцарским тропам, писал ледники, облака, берега Цюриха. И однажды вечером, вернувшись в мастерскую, долго смотрел в окно — а после исповедался в письме:
«Здесь всё достойно кисти, но ничто — сердца. Я скучаю по нашим скромным лугам, где вода пахнет и говорит». — © Саврасов А.К.

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Швейцарский пейзаж с лошадьми», не позднее 1867, холст, масло, 69,5 × 106,5 см, частная коллекция
Возвращение к себе
Позже он уехал. Вернулся в Россию с этюдами, которые не покажет никому.
Именно там, среди альпийской немоты, он осознал: его пейзаж — не пышен, не горд. Он прост. Он родной. И в этом — правда.
«Я понял, что лучше — наша лужа под Волоколамском, чем сто швейцарских озёр, если в той луже отражается душа». — © Саврасов А.К.

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Лосиный остров в Сокольниках», 1869, холст, масло, 62 × 88 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода», 1869, холст, масло, 62 × 88 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Весенний день», 1873, холст, масло, 46 × 36,8 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Саврасов Алексей Кондратьевич, «К концу лета на Волге», 1873, холст, масло, 55 × 44 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Проселок», 1873, холст, масло, 71,5 × 58 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Летний пейзаж. Сосны», 1880-е, холст, масло, 89,8 × 71,5 см, Ярославский художественный музей

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Пасторальная сцена», холст, масло, 65 × 54 см, частная коллекция

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца», 1858, холст, масло, 56,5 × 80 см, частная коллекция

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Тёплый вечер», 1882, холст, масло, частная коллекция

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Грачи прилетели», 1880-е, холст, масло, частная коллекция