• Авторизация


Художник Алексей Саврасов: лужа с душой лучше ста альпийских озёр 28-05-2025 21:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

   Весна, чемодан, Европа мечты

В Москве стояла ранняя весна, когда Алексей Саврасов, сложивши в чемоданы кисти, краски и сдержанную радость, отправился в путь. Тогдашняя Европа звалась мечтой. Меккой живописцев. Её светлые дали грезились как откровение, способное вознести душу, разжечь вдохновение, отточить стиль, показать, «как надо».

 

 

4397599_XUQMEQERN35IVjJYF4mYEhpZCAq4zxWQAdkdnZPlxQ9JIPj5mtxObMgjoA3ldjRpKZlWmpTUlGb3YJXMjfZ79UEJCXwwOGZCXVrLSTv8zR9TPGFyucZQsRDYMZmfoPgyAE1J1erddxWBm4QNxQqIwaXghwdlWVGrApWE_d2S_01FClsBAkLPgQDDlgOTXV6xjXE7gBLOLCd3MmVl2 (556x700, 327Kb)

  Саврасов Алексей Кондратьевич, «Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)», 1862, холст, масло, 76 × 63 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

Он ехал в Швейцарию с сердцем открытым, почти детским. С готовностью впитать альпийские красоты, как впитывает краску загрунтованный холст. Он ждал величия. Жаждал истин.

 

4397599_XUQMEQERN35IVjJYF4mYEhpZCAq4zxWQAdkdnZPlxQ9JIPj5mtxObMgjoA3ldjRpKZlWmpTUlGb3YJXMjfZ79UEJCXwwOGZCXVrLSTv8zR4LNHFn_cpF9FzNbMTG6aQCDRVV1erddxWBm4QNxQqIwaXghwdlWVGrApWE_d2S_01FClsBAkLPgQDDlgOTXV6xjXE7gBLOLCd3MmVl2 (700x417, 178Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Водопад», 1868, холст, масло, 48 × 77,5 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Швейцарская открытка: всё слишком

По прибытии его встречали точно по прейскуранту: стеклянно-спокойные озёра, оледеневшие пики, шёлковые туманы, аккуратные пастбища с коровами, будто бы расставленными по всем правилам композиции. Всё было... слишком правильно. Слишком!

 

 

4397599_mountainlakeswitzerland1864 (700x463, 53Kb)

 Саврасов Алексей Кондратьевич, «Горное озеро. Швейцария», 1864, бумага, акварель, 17 x 25 см, частная коллекция

 

 

Он начал писать этюды. Старательно. Профессионально. Работал молча, на пределе сосредоточенности. Пытаясь услыхать дыханье камня, шёпот трав и песню ветра.

Но горы были немы. Пейзаж не отвечал.

 

 

4397599_301763916 (700x464, 84Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Швейцарский вид», 1862, холст, масло, 36,5 × 52,5 см, частная коллекция

 

 

Саврасов продолжал работать, но чувствовал душой: нет той вибрации, ради которой стал художником. Нет того сдвига воздуха, который происходит, когда природа вдруг говорит с тобой одним языком.

Тут — красота, но не родство. Великолепие, но мало жизни.  

 

 

4397599_switzeland_1 (700x525, 54Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич,«Озеро в горах Швейцарии», 1866, холст, масло, 51 × 68 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

Письмо с тоской по родине

Он бродил по швейцарским тропам, писал ледники, облака, берега Цюриха. И однажды вечером, вернувшись в мастерскую, долго смотрел в окно — а после исповедался в письме:

«Здесь всё достойно кисти, но ничто — сердца. Я скучаю по нашим скромным лугам, где вода пахнет и говорит». — © Саврасов А.К.  

 

 

4397599_353207397 (700x457, 65Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Швейцарский пейзаж с лошадьми», не позднее 1867, холст, масло, 69,5 × 106,5 см, частная коллекция

 

Возвращение к себе

Позже он уехал. Вернулся в Россию с этюдами, которые не покажет никому.

Именно там, среди альпийской немоты, он осознал: его пейзаж — не пышен, не горд. Он прост. Он родной. И в этом — правда.

 

«Я понял, что лучше — наша лужа под Волоколамском, чем сто швейцарских озёр, если в той луже отражается душа». — © Саврасов А.К.  

 

 

4397599_losiniiostrovsavrasov (700x476, 107Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Лосиный остров в Сокольниках», 1869, холст, масло, 62 × 88 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

4397599_1d0ebde959fa55bfb7660400f412df251536x1086 (700x494, 259Kb)

 Саврасов Алексей Кондратьевич, «Печёрский монастырь близ Нижнего Новгорода», 1869, холст, масло, 62 × 88 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

4397599_vesenniidensavrasov (700x442, 64Kb)

  Саврасов Алексей Кондратьевич, «Весенний день», 1873, холст, масло, 46 × 36,8 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург  

 

 

4397599_kartinaalekseyasavrasovakkonczuletanavolge800x1024 (546x700, 264Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «К концу лета на Волге», 1873, холст, масло, 55 × 44 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

4397599_image388 (542x700, 286Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Проселок», 1873, холст, масло, 71,5 × 58 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

4397599_8_2_1_ (542x700, 292Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Летний пейзаж. Сосны», 1880-е, холст, масло, 89,8 × 71,5 см, Ярославский художественный музей  

 

 

4397599_28305406308_fb392bc5f5_b (570x700, 287Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Пасторальная сцена», холст, масло, 65 × 54 см, частная коллекция

 

 

4397599_x8Ed5fe8Mb9ioOHllb4YcPocrRe3I2IuzQmZzybES7CFCuRUhfcsOTfGbLmh_raZbik3u0VtsS0jnmtD3ILnFK (700x506, 121Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Сельский вид в окрестности Москвы при закате солнца», 1858, холст, масло, 56,5 × 80 см, частная коллекция

 

 

4397599_opisaniekartinyalekseyasavrasovavecher_1 (530x663, 77Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Тёплый вечер», 1882, холст, масло, частная коллекция  

 

 

4397599_446151733 (535x700, 125Kb)

Саврасов Алексей Кондратьевич, «Грачи прилетели», 1880-е, холст, масло, частная коллекция  

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник Алексей Саврасов: лужа с душой лучше ста альпийских озёр | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»