Катав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне Южного Урала. Он и возник как поселение вокруг железоделательного завода в средине XVIII века.
Вид города. Внизу река Катав
Горнозаводская зона возникла постепенно, объединив Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановские заводы и поселения вокруг них.
Заводы были основаны двумя Иванами — Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым. Внучка Ивана Мясникова Анна Григорьевна Козицкая вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского и заводы перешли во владение князей Белосельских-Белозерских, которые владели ими вплоть до 1917 года.
У князя это был второй брак и очень удачный, так как в наследство за женой он получил 2 южноуральских завода.
Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская /Козицкая/
Таким образом, этот аристократ стал основателем династии уральских заводчиков. Фамилия Белосельские-Белозерские берет свое начало еще от Рюриковичей. Среди членов этой семьи были и дипломаты, и поэты, и декабристы, и крупные меценаты, но вот заводчиков среди них не было.
Вот и Александр Михайлович, прежде чем стать промышленником, был дипломатом и литератором.
Получив громадное наследство, не очень утруждал себя заводскими делами. По воспоминаниям Е. Ф. Комаровского, «князь Белосельский жил в Москве великолепно; он любил играть комедии и, можно сказать, был мастер сего дела».
Впрочем, у великосветской знати было и не принято заниматься производственными делами.
Князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский
А вот его жена Анна Григорьевна, видимо, обладала большей деловой хваткой. Недаром же она была внучкой Ивана Мясникова.
После смерти мужа она покупает еще один завод Юрюзань-Ивановский, и вместе с сыном Эспером они начинают расширять производство (дочери тоже получают свою долю заводского наследства).
Князь Эспер Александрович
Управление заводами требовало присутствия на Урале и в 1820 году Белозерские-Белосельские строят в Катав-Ивановске усадьбу. Для Южного Урала дворянские усадьбы крайне не типичны. Само понятие «усадьба» появилось ещё при Петре I, но оно было распространено, в основном, в средней полосе России.
Представляло оно собой имение, доходы в которое шли от сельскохозяйственных работ. Уральские же усадьбы и дома строились вокруг заводов, так как освоение Урала началось именно со строительства заводов.
Освоение Южного Урала начинали люди уже хорошо известные в России, имеющие и усадьбы, и дворцы в столицах и городах в центе России.
Строительство домов на Урале имело необходимость для них, как сейчас бы сказали, в производственных целях. Потому у нас их так мало.
На Южном Урале известно всего две усадьбы. Это Белый Дом Демидовых-Расторгуевых и Катав-Ивановская усадьба Белосельских-Белозерских, чудом сохранившиеся до наших дней.
Особняк Белосельских-Белозерских. г. Катав-Ивановск. Фото предоставлено музеем Катав-Ивановска
Усадьба была первым каменным домом в Катав-Ивановске. Приглашали ли какого-нибудь архитектора из столиц или строили крепостные мастера — неизвестно. Но дом построен по всем канонам классической архитектуры.
Часто практиковалось, что типовые проекты срисовывались с иностранных чертежей местными мастерами и добавлялись детали по своему вкусу и разумению. Иногда приглашались архитекторы из столицы, осуществляющие надзор за проектами.
Рядом с усадьбой был разбит парк с двумя въездными аллеями и цветниками, украшенный Каслинским и Кусинским литьем.
Второй этаж дома был украшен ложной аркой, опирающейся на полуколонны.
До наших дней внутри дома сохранились потолочные гипсовые тяги и печи, облицованные кафелем. Есть в здании гостиная с мебелью XIX века.
Сейчас в этом особняке краеведческий музей, открытый в 1975 году.
Когда Белосельские-Белозерские получили Катавские заводы в собственность, они установили довольно жесткие порядки. Условия труда были тяжелейшие, о быте рабочих никто не заботился, особенно своей жестокостью прославился зять Анны Григорьевны, муж дочери Екатерины — Иван Ануфриевич Сухозанет.
Это был военный, прошедший Наполеоновские войны, ярый крепостник. Именно его политика привела к восстанию мастеровых в 1828-29 годах. Впрочем, восстание мало что изменило, пожалуй, гайки закрутили еще больше.
Вид Катав-Ивановского завода
Предыдущие поколения не утруждали себя модернизацией производства и поэтому к 1861 году, когда 18-летний Константин Эсперович Белосельский-Белозельский вступил в права наследства, заводы были уже изрядно изношены, отставали в техническом оснащении, были полуразрушены.
Константин Эсперович был очень неоднозначным человеком и бизнесменом. В одних источниках говорится, что он был никудышным заводчиком, но ведь это при нем Катав-Ивановск и Усть-Катав стали центром уральской промышленности.
Одно несомненно, он был человеком с авантюрным складом характера. И этот авантюризм не раз выручал и хозяина, да и заводы на какое-то время.
Князь Константин Эсперович
Константин Эсперович берет ссуду 2,5 млн рублей, влезает в долги, но заводы отстраивает. Решает наладить производство бессемеровской стали и основать рельсопрокатное производство. И у него все получается.
Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов становится востребованной в Центральной России и за рубежом, её охотно покупают английские купцы.
Константин Эсперович закупает в Бельгии рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатные станы. Производство рельсов началось в 1879 году, и было очень успешным.
С.М.Прокудин-Горский. Катав-Ивановский завод. Заводской пруд и плотина. Лето 1910 года
Он строит дороги и первую в России телефонную станцию, связывающую 2 завода, а впоследствии и станцию, где отгружали продукцию.
Когда в Питере и в Москве только приступали к строительству телефонных линий, в Катав-Ивановске она была уже 3 года.
А когда началось строительство Транссибирской магистрали, владельцы местных заводов (в купе с остальными факторами) убедили центральные власти пустить железную дорогу через промышленные районы Урала.
Так появилась станция Вязовая, через которую шла львиная доля продукции заводов.
В 1889-1890 гг. рядом с Усть-Катавским посёлком прошла Самаро-Златоустовская железная дорога. На железнодорожной станции Усть-Катав, фото начала XX в.
Интересно, что сами Катав-Ивановцы увидели железную дорогу значительно позже. Они пользовались исключительно гужевым транспортом.
Железная дорога у станции Усть-Катав. Почтовая открытка начала XX в.
Это благополучие продолжалось недолго, примерно лет 20. В начале XX века начался экономически кризис, цены на железо упали. Рельсовое производство стало убыточным. На складах стала скапливаться нереализованная продукция.
Каким-то чудом Белосельскому-Белозерскому удается убедить правительство продать эти рельсы самому себе, и в разгар кризиса проложить железную дорогу к самим заводам. Таким образом, он отвоевал у кризиса еще 3 года. Государству же эта авантюра стоила 2 млн 500 тысяч рублей, а Катав-Ивановцы увидели аттракцион «прибытие поезда».
С окончательным пуском этой ветки в августе 1905 года Катав-Ивановский завод получил стабильный прямой выход на Транссибирскую магистраль.
Все эти проекты требовали много денег.
Кроме уральских заводов у Белосельских-Белозерских было несколько имений, дворец в Санкт-Петербурге и Крестовский остров.
Всей своей собственностью Константин Эсперович владел крайне неэффективно, и поэтому в 1903 году он обратился с просьбой к Николаю II «установить над ними особое, вне общих правил, опекунское управление».
Оно было удовлетворено, и это позволило князю избежать продажи имущества по долгам, затем, пользуясь своим связями при дворе, добился выведения значительной части своей собственности из под опеки и продал ее, получив значительную сумму.
В 1914 году в районе Катав-Ивановска были отрыты богатые месторождения мергеля, и сразу же был налажен выпуск высококачественного цемента. Это уже было государственное предприятие. То ли еще под опекой, то ли проданное Константином Эсперовичом государству.
В это нелегкое время усадьбой пользовались часто, но постоянно там жили управляющие заводами. Сведений, что дом реставрировался или перестраивался, нет.
Особняк князей Белосельских-Белозерских, памятник архитектуры XIX века.
Свои капиталы Константин Эсперович сумел еще до февральской революции переправить за границу. Туда он и уехал в 1917 году, а конкретно во Францию.
Умер он 1920 году в Нейи-сюр-Сеи. Там и сейчас живут потомки Белосельских-Белозерских.
А на роль символа Челябинской области претендует Усть-Катавский трамвай, который впервые вышел из цеха в 1901 году и отправился к заказчикам в Тифлис.
В начале века здесь выпускали трамваи нескольких модификаций, в основном по швейцарским «лекалам».
В1925 году в Усть-Катаве освоили выпуск трамваев серий «Х» и «М», разработанных советскими конструкторами.
С 1963 года было построено почти 15000 вагонов КТМ-5 (71-605) различной модификации — это абсолютный мировой рекорд.
Они и сегодня ходят во многих городах России.
Наш Урал. Ольга Старкова