• Авторизация


Горнозаводской Урал. Усадьба князей Белосельских-Белозерских: история Катав-Ивановска 18-04-2025 21:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

Катав-Ивановск расположен в горнозаводской зоне Южного Урала. Он и возник как поселение вокруг железоделательного завода в средине XVIII века.

 

4397599_8120723_1000_1_ (700x525, 133Kb)

Вид города. Внизу река Катав

 

Горнозаводская зона возникла постепенно, объединив Катав-Ивановский, Усть-Катавский и Юрюзань-Ивановские заводы и поселения вокруг них.

 

4397599_h36_1_1_ (500x333, 20Kb)

 

Заводы были основаны двумя Иванами — Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым. Внучка Ивана Мясникова Анна Григорьевна Козицкая вышла замуж за князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского  и заводы перешли во владение князей Белосельских-Белозерских, которые владели ими вплоть до 1917 года.

 

У князя это был второй брак и очень удачный, так как в наследство за женой он получил 2 южноуральских завода.

 

4397599_98b8261b94974b32bcf59aa187a61c96_1_ (280x400, 101Kb)

Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская /Козицкая/

 

Таким образом, этот аристократ стал основателем династии уральских заводчиков. Фамилия Белосельские-Белозерские берет свое начало еще от Рюриковичей. Среди членов этой семьи были и дипломаты, и поэты, и декабристы, и крупные меценаты, но вот заводчиков среди них не было.

Вот и Александр Михайлович, прежде чем стать промышленником, был дипломатом и литератором. 

Получив громадное наследство, не очень утруждал себя заводскими делами. По воспоминаниям Е. Ф. Комаровского, «князь Белосельский жил в Москве великолепно; он любил играть комедии и, можно сказать, был мастер сего дела».

Впрочем, у великосветской знати было и не принято заниматься производственными делами.

 

4397599_2252523_800_1_ (560x680, 112Kb)

Князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский

 

А вот его жена Анна Григорьевна, видимо, обладала большей деловой хваткой. Недаром же она была внучкой Ивана Мясникова.

После смерти мужа она покупает еще один завод Юрюзань-Ивановский, и вместе с сыном Эспером они начинают расширять производство (дочери тоже получают свою долю заводского наследства).

 

4397599_7a18c24ab4944f469df071f9d73a298b_1_ (201x250, 83Kb)

Князь Эспер Александрович

 

Управление заводами требовало присутствия на Урале и в 1820 году Белозерские-Белосельские строят в Катав-Ивановске усадьбу. Для Южного Урала дворянские усадьбы крайне не типичны. Само понятие «усадьба» появилось ещё при Петре I, но оно было распространено, в основном, в средней полосе России.

Представляло оно собой имение, доходы в которое шли от сельскохозяйственных работ. Уральские же усадьбы и дома строились вокруг заводов, так как освоение Урала началось именно со строительства заводов.

 

4397599_2626562_800_4_ (700x455, 115Kb)

 

Освоение Южного Урала начинали люди уже хорошо известные в России, имеющие и усадьбы, и дворцы в столицах и городах в центе России.

Строительство домов на Урале имело необходимость для них, как сейчас бы сказали, в производственных целях. Потому у нас их так мало.

На Южном Урале известно всего две усадьбы. Это Белый Дом Демидовых-Расторгуевых и Катав-Ивановская усадьба Белосельских-Белозерских, чудом сохранившиеся до наших дней.

 

4397599_2247910_800_1 (700x525, 99Kb)

Особняк Белосельских-Белозерских. г. Катав-Ивановск. Фото предоставлено музеем Катав-Ивановска

 

Усадьба была первым каменным домом в Катав-Ивановске. Приглашали ли какого-нибудь архитектора из столиц или строили крепостные мастера — неизвестно. Но дом построен по всем канонам классической архитектуры.

Часто практиковалось, что типовые проекты срисовывались с иностранных чертежей местными мастерами и добавлялись детали по своему вкусу и разумению. Иногда приглашались архитекторы из столицы, осуществляющие надзор за проектами.

 

4397599_076c3e34a751dbfa6d60a41cd1ccee90_1_ (700x449, 213Kb)

 

Рядом с усадьбой был разбит парк с двумя въездными аллеями и цветниками, украшенный Каслинским и Кусинским литьем.

Второй этаж дома был украшен ложной аркой, опирающейся на полуколонны.

До наших дней внутри дома сохранились потолочные гипсовые тяги и печи, облицованные кафелем. Есть в здании гостиная с мебелью XIX века.

Сейчас в этом особняке краеведческий музей, открытый в 1975 году.

 

4397599_3469826f3afbd02ef733f0939fe0afda_1_ (525x700, 226Kb)

 

Когда Белосельские-Белозерские получили Катавские заводы в собственность, они установили довольно жесткие порядки. Условия труда были тяжелейшие, о быте рабочих никто не заботился, особенно своей жестокостью прославился зять Анны Григорьевны, муж дочери Екатерины — Иван Ануфриевич Сухозанет.

Это был военный, прошедший Наполеоновские войны, ярый крепостник. Именно его политика привела к восстанию мастеровых в 1828-29 годах. Впрочем, восстание мало что изменило, пожалуй, гайки закрутили еще больше.

 

4397599_h36_5_1 (500x320, 37Kb)

Вид Катав-Ивановского завода

 

Предыдущие поколения не утруждали себя модернизацией производства и поэтому к 1861 году, когда 18-летний Константин Эсперович Белосельский-Белозельский вступил в права наследства, заводы были уже изрядно изношены, отставали в техническом оснащении, были полуразрушены.

Константин Эсперович был очень неоднозначным человеком и бизнесменом. В одних источниках говорится, что он был никудышным заводчиком, но ведь это при нем Катав-Ивановск и Усть-Катав стали центром уральской промышленности.

Одно несомненно, он был человеком с авантюрным складом характера. И этот авантюризм не раз выручал и хозяина, да и заводы на какое-то время.

 

4397599_2247613_800_2_ (280x400, 32Kb)

Князь Константин Эсперович

 

Константин Эсперович берет ссуду 2,5 млн рублей, влезает в долги, но заводы отстраивает. Решает наладить производство бессемеровской стали и основать рельсопрокатное производство. И у него все получается.

Продукция Усть-Катавского и Катав-Ивановского заводов становится востребованной в Центральной России и за рубежом, её охотно покупают английские купцы.

Константин Эсперович закупает в Бельгии рельсопрокатный, рельсоотделочный, обрезной и сварочно-прокатные станы. Производство рельсов началось в 1879 году, и было очень успешным.

 

4397599_h36_3 (500x420, 54Kb)

С.М.Прокудин-Горский. Катав-Ивановский завод. Заводской пруд и плотина. Лето 1910 года

 

Он строит дороги и первую в России телефонную станцию, связывающую 2 завода, а впоследствии и станцию, где отгружали продукцию.

Когда в Питере и в Москве только приступали к строительству телефонных линий, в Катав-Ивановске она была уже 3 года.

А когда началось строительство Транссибирской магистрали, владельцы местных заводов (в купе с остальными факторами) убедили центральные власти пустить железную дорогу через промышленные районы Урала.

Так появилась станция Вязовая, через которую шла львиная доля продукции заводов.

 

4397599_zheleznodorozhnyjvokzalstanciiustkatavvnachale20veka_1 (640x472, 14Kb)

В 1889-1890 гг. рядом с Усть-Катавским посёлком прошла Самаро-Златоустовская железная дорога. На железнодорожной станции Усть-Катав, фото начала XX в.

 

Интересно, что сами Катав-Ивановцы увидели железную дорогу значительно позже. Они пользовались исключительно гужевым транспортом.

 

4397599_zheleznajadorogauustkatava__1 (640x429, 16Kb)

  Железная дорога у станции Усть-Катав. Почтовая открытка начала XX в.

 

Это благополучие продолжалось недолго, примерно лет 20. В начале XX века начался экономически кризис, цены на железо упали. Рельсовое производство стало убыточным. На складах стала скапливаться нереализованная продукция.

Каким-то чудом Белосельскому-Белозерскому удается убедить правительство продать эти рельсы самому себе, и в разгар кризиса проложить железную дорогу к самим заводам. Таким образом, он отвоевал у кризиса еще 3 года. Государству же эта авантюра стоила 2 млн 500 тысяч рублей, а Катав-Ивановцы увидели аттракцион «прибытие поезда».

 

4397599_FotoizarhivaKatavIvanovskogomuzeya (575x521, 77Kb)

С окончательным пуском этой ветки в августе 1905 года Катав-Ивановский завод получил стабильный прямой выход на Транссибирскую магистраль.

 

Все эти проекты требовали много денег.

Кроме уральских заводов у Белосельских-Белозерских было несколько имений, дворец в Санкт-Петербурге и Крестовский остров.  

 

4397599_uki12 (587x336, 48Kb)

 

4397599_uki13 (587x391, 42Kb)

 

 

Всей своей собственностью Константин Эсперович владел крайне неэффективно, и поэтому в 1903 году он обратился с просьбой к Николаю II «установить над ними особое, вне общих правил, опекунское управление».

Оно было удовлетворено, и это позволило князю избежать продажи имущества по долгам, затем, пользуясь своим связями при дворе, добился выведения значительной части своей собственности из под опеки и продал ее, получив значительную сумму.

В 1914 году в районе Катав-Ивановска были отрыты богатые месторождения мергеля, и сразу же был налажен выпуск высококачественного цемента.  Это уже было государственное предприятие. То ли еще под опекой, то ли проданное Константином Эсперовичом государству.  

В это нелегкое время усадьбой пользовались часто, но постоянно там жили управляющие заводами. Сведений, что дом реставрировался или перестраивался, нет.

 

4397599_01s (360x239, 29Kb)

Особняк князей Белосельских-Белозерских, памятник архитектуры XIX века.

 

Свои капиталы Константин Эсперович сумел еще до февральской революции переправить за границу. Туда он и уехал в 1917 году, а конкретно во Францию.

Умер он 1920 году в Нейи-сюр-Сеи. Там и сейчас живут потомки Белосельских-Белозерских.  

 

А на роль символа Челябинской области претендует Усть-Катавский трамвай, который впервые вышел из цеха в 1901 году и отправился к заказчикам в Тифлис.

В начале века здесь выпускали трамваи нескольких модификаций, в основном по швейцарским «лекалам».

В1925 году в Усть-Катаве освоили выпуск трамваев серий «Х» и «М», разработанных советскими конструкторами.

С 1963 года было построено почти 15000 вагонов КТМ-5 (71-605) различной модификации — это абсолютный мировой рекорд.

Они и сегодня ходят во многих городах России.

 

[700x393]

 

Наш Урал. Ольга Старкова

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Горнозаводской Урал. Усадьба князей Белосельских-Белозерских: история Катав-Ивановска | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»