Нязепетровск - маленький уральский городок, затерявшийся на просторах большой страны, где-то в глуши между Челябинском и Екатеринбургом. И история его, на первый взгляд, скудная, местечковая, провинциальная - это и есть история той самой большой страны - побед, свершений и поражений, борьбы и отчаяния, бессилия и упрямства.
Здесь сияет улыбкой Гагарин, здесь скорбит над "Вечным огнём" каменный воин. Здесь жители потешаются над своей провинциальностью и редко возвращаются, однажды уехав. Здесь чистый воздух и рыбные места. И люди месяц живут на те деньги, на которые иные в Москве обедают.
У Нязепетровска заводская история, типичная для многих городов Свердловской области, ведь и расположен-то он у границы регионов, и до 1934 года относился к Свердловскому округу. Это самый старый город-завод в Челябинской области, но он моложе многих свердловских.
Завод основан в 1747 году нижегородским купцом Петром Осокиным на месте слияния рек Нязя и Уфа. Добро на строительство давала уже Елизавета Петровна.
1. Город Нязепетровск, будучи не слишком крупным по населению, здорово разбросан. А всё из-за железнодорожной станции, оказавшейся на приличном расстоянии от завода при строительстве Западно-Уральской железной дороги.
Дорога эта (от Бердяуша до Дружинино) была построена в 1912-1916 гг. по инициативе этого-нашего-всё Д.И.Менделеева для связи бакальских рудников с потребителем - заводами Среднего Урала.
В советское время появился Магнитогорск, и бакальская руда пошла туда. А Западно-Уральская железная дорога стала этакой второстепенной перемычкой между историческим и новым Транссибом.
Сейчас часть ЗУЖД относится к Свердловской железной дороге, а часть - к Южно-Уральской. И участок этот довольно глухой, сродни какой-нибудь архаичной узкоколейке.
Полвека назад его хотели полностью электрифицировать, а сейчас думают закрывать.
2. За станцией начинается территория депо и прочих жд служб. Вот эта хозпостройка (склад МТР) смахивает на дореволюционную. Идиллическая картина с газончиком и развалившейся в тенёчке праздной коровой смотрится даже как-то по-европейски.
3. Неподалёку от депо под сенью деревьев стоит аккуратненький памятник погибшим в ВОВ. На плитах, по-видимому, перечислены фамилии только нязепетровцев-железнодорожников.
4. В лучшие годы население Нязепетровска достигало 20 тыс. человек, сейчас же всего 13 тыс., поэтому районный центр числится муниципальным образованием, а не городом.
Железнодорожная же его часть и вовсе стопроцентная деревня.
5. Улица Кутасова, уходит дальше на юг. По дороге, начинающейся за Кутасова, можно попасть в близлежащие посёлки - Ураимские Томилки и Ункурду.
Задумчиво теперь смотрят нязепетровцы в том направлении. Нязепетровск пострадал сильнее всех остальных городов Челябинской области в 2009 году - безработица достигла рекордных 20%. В моногороде с полумёртвым предприятием это неудивительно.
Правительство области озаботилось диверсификацией производста, и стали много говорить о Суроямском горно-металлургическом комбинате, который может появиться в районе станции Ураим под Нязепетровском. Нашлись инвесторы, зашевелились москвичи - оказалось, суроямское месторождение богато титаномагнетитовыми рудами.
Пляска вокруг месторождения идёт где-то с 2007 года. Сменяют друг друга потенциальные инвесторы - то это британцы, то китайцы. Меняется и потенциальный потребитель - то Верхняя Салда (в руде есть титан), то Магнитогорск.
Главная интрига - геологоразведочные работы 2013 года, по результату которых должна решиться судьба месторождения. Затаили дыхание в Магнитогорске и в Челябинске, в Верхней Салде и в Нижнем Тагиле, в Москве и в Лондоне, и только нязепетровцы с сомнением чешут в затылке: уж сколько нам всего обещали.
За долгие годы они привыкли жаловаться на бедственную экономику района и с ироничной усмешкой, как следствие и в противовес, утешаться прекрасной экологией. Теперь им обещают поменять одно на другое, а они уже сомневаются - а может и правда экология-то лучше? А мы уж как-нибудь проживём, не привыкать...
Мы пока оставим мир больших цифр и кошельков и посмотрим на улочку - типичную для Нязепетровска, тихую и сплошь деревянную. Кто бы мог подумать, что даже здесь, за заросшими палисадниками, и в наше время разыгрываются драмы не хуже шекспировских. К памятнику в центре подойдём поближе.
6. Иван Прокопьевич Кутасов - один из тех беспокойных нязепетровцев со взором горящим, коих за чересчур активную гражданскую позицию расстреляли после взятия города колчаковцы в 1919 году.
Раньше из верхушки обелиска торчал чёрный штык. Потом его кто-то отломал и прибрал.
7. Паркетный завод (вернее, паркетный цех Нязепетровского леспромхоза) был основан в 1980 году, но к перестройке на проектную мощность выйти так и не успел.
Благородная берёзка, бывшая основным сырьём для паркета, в 1990-е стала не нужна, а сосны не хватало. Паркетный цех стал производить реечки, швабры и колышки для подвязывания томатов.
Сейчас в Нязепетровске лесообработка не слишком развита, а вот лесозаготовка стала одним из основных промыслов.
Вот и паркетный цех, насколько знаю, превратился в банальную лесопилку. На переднем плане - бункер для опилок, раньше их было два.
8. Типовой декор некоторых нязепетровских дворов.
9. Мы выходим к центру жд посёлка - центр общественной жизни здесь называется "пятачком".
Прямо по центру - довоенное здание клуба. На здании памятная доска: "В этом здании в 1941 г. размещался штаб 65 бригады морской пехоты, состав которой пополнился коммунистами и комсомольцами Нязепетровского района, добровольно вступившими в её ряды".
Бригада нязепетровского формирования потеряла почти половину личного состава в не слишком удачной Медвежьегорской наступательной операции 1942 года.
Должно быть, их фамилии были и на том обелиске, что мы видели у станции.
Кроме того, в годы войны нязепетровцы производили на своём заводе морские мины, в здании школы №1 организовали эвакогоспиталь (№3878), а также скинулись на боевой самолёт.
К сожалению, не смог выяснить - что за машина и где воевала.
10. Живописная водонапорная башня
11. Дальше быстро пройдём сквозь железнодорожный посёлок и направимся прямиком к реке Уфа. Здесь нашим взорам предстаёт стратегический объект - Нязепетровское водохранилище.
К строительству приложил руку сам отец русской демократии Б.Н.Ельцин. Заполнено водохранилище в 1976 году, предназначение - резерв для Свердловска/Екатеринбурга/.
Четыре екатеринбургских водозабора с ростом города уже в 1960-е гг. не могли обеспечить надёжный резерв, поэтому и возвели дамбу на Уфе.
Наивные придурки - они не понимали, что через 40 лет два соседних региона будут как два не слишком дружественных государства - ревниво считать друг другу каждую копейку и грозить санкциями.
В результате бесконечных конфликтов свердловские власти решили, что уж лучше подтопить пару своих охраняемых природных парков за 37 млрд рублей назло челябинцам, лишь бы от "импорта" отказаться.
И как-то неудобно за Нязепетровск, оставшийся без железной дороги и с полуработающим заводом, который стыдливо предлагает всё что есть - свои природные ресурсы: лес да воду. Да и это, видите, никто не хочет брать.
12. Уфа у подножия дамбы.
13. А вот и он, екатеринбургский МУП "Водоканал". Лозунги на здании: "Мы даём воду", "Вода даёт жизнь".
"Водоканал" намекает на свою высокую миссию на Земле.
14. Мост через Уфу, за которым постепенно начинается городская часть
Нязепетровска.
15. Место слияния двух рек - Уфы и Нязи, давшей название городу. Нязя - форма башкирского "Наза" - "ель".
Хотя неизлечимые романтики традиционно связывают название реки с именем девушки, но на то они и неизлечимые.
Елей, как видим, здесь действительно много. Лес на этой горе сравнительно недавно восстановился после большого пожара, произошедшего лет 30 назад.
16. По-моему, одно из самых красивых мест в округе. Очень жаль, что я такой паршивый фотограф и никак не могу передать атмосферу.
Надеюсь, придёт когда-нибудь сюда и настоящий художник.
17. Сразу за мостом здание училища. На территории сохранился вышедий из моды старый советский мотиватор: "Отличная учёба и труд тебе, Родина"
18. Начинается одна из главных городских улиц - улица Ленина:
19. Вот и пошли панельные пятиэтажки - то, без чего и город не город.
20. Рядом сияет своей знаменитой улыбкой обещанный Юра Гагарин.
Спасибо, Юра! Космос наш.
21. Местный долгострой.
Амбициозный проект, здание спорткомплекса, которое начало строиться ещё вроде как при губернаторе Сумине, олимпийскими темпами продолжило строиться трижды проклятым нязепетровцами губернатором Юревичем, да и на детей наших детей, должно быть, хватит.
Когда сайдинг и синее стекло встретятся - интересно, кто кого победит?
22. Вот и пошла дореволюционная постройка.
Памятная доска на здании гласит: "18 ноября 1941 года г. Нязепетровск посетил маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов".
На фото видно, что здание готовится к упаковке в сайдинг. Фото майское. На сегодня, увы, здание уже изуродовано.
23. Мы прошли перекрёсток с единственным в городе светофором. И на этом перекрёстке свернём сразу направо - на улицу Карла Маркса.
Это двухэтажное кирпичное здание будем торжественно считать первым приличным дореволюционным, которое встретили.
В здании разместилась редакция главного печатного органа Нязепетровска - газеты "Нязепетровские вести".
24. Противоположная сторона улицы, автостанция.
Надо сказать, что, при напрочь отсутствующем железнодорожном сообщении, связь Нязепетровска с остальным миром посредством автобусов можно назвать довольно прочной.
Каждый день ходят автобусы на Екатеринбург (на южный автовокзал) и несколько раз в день на Челябинск. Также есть автобусное сообщение со Златоустом.
25. В парке при церкви (преобразован из парка при клубе) спряталось вот такое полукаменное здание.
26. Любопытный домик. Сейчас учреждение, а не был ли раньше жилым?
27. Деревянные жилые двухэтажки
28. А тут вновь пошли кирпичные, многоквартирные.
Обратите внимание на лысый холм за домом. Наверное, с него открывается неплохой вид. Жалко, туда не добрался.
29. Пора выбираться на центральную городскую улицу - улицу Советскую.
И первое, что встречаем - сталинское здание школы №1 с эффектной лестницей. Некогда лестница была украшена двумя фигурами пионеров.
Увы, фигуры не сохранились.
30. По ту сторону Советской дома идут резко в гору, уступами.
В этом месте - главная торговая зона города, но в кадр влез только этот одноэтажный хозяйственный магазин.
31. Ещё раз взглянем в обратную сторону - на юг. Рельеф тут всё-таки что-то с чем-то.
32. Столбы ворот намекают на сталинский период, хоть здание и очень аскетично.
33. Улица Советская почти под 90 градусов поворачивает на север, в сторону Уфалея (на фото - это дорога направо), и становится улицей Свердлова (там ещё будут три пятиэтажки, но в остальном - вновь частный сектор). А перпендикулярно ей за кирпичом идёт улица Щербакова, застроенная панельными и кирпичными малоэтажками.
Здесь по ощущениям самый "квартирный" район города, хоть и не видать домов выше 3 этажей.
34. Самое примечательное дореволюционное здание - быв. здание волостного управления - конечно же занимает музей.
Перед зданием музея лежит внушительное зубчатое колесо начала XX века - от машины для очистки руды с Ильинского рудника поблизости от Нязепетровска.
Если присмотреться, то между ёлочками у самого здания видно какую-то серую клумбу. "Клумба" - на самом деле остатки постамента дореволюционного памятника.
Попытался разобрать полустёртые надписи на мраморных плитах с 4 сторон: - "Въ память освобождения крестьянъ отъ крепостной зависимости 1861 года ФЂвраля 19 дня" - "Открытъ 1888 года Августа 30 дня" (27 лет? Видимо, опоздали к 25-летию) - "ОсЂни себя крестнымъ знаменемъ, православный народъ, и призови съ Нами Божiе благословленiе на твой свободный трудъ залогъ твоего домашнего благополучiя и блага общественнаго" (слова манифеста 19 февраля 1861 года)
- Четвёртая табличка сильно пострадала - то ли от рук вандалов, то ли от конъюнктуры. Первые две строки раскрошены и практически нечитаемы, далее: "... От благодарныхъ крестьянъ Нязь-Петровского завода"
На самом здании ещё одна памятная доска про "благодарныхъ крестьянъ": "12 /25/ апреля 1914 года здесь состоялся первый митинг забастовавших рабочих завода".
35. Пройдёмся по противоположной стороне ул. Советской в обратном направлении. Парадную часть улицы составляют симпатичные отремонтированные сталинки с эркерами.
На фото вместилось два домика, на самом деле их - три.
36. Аккуратный и симпатичный "деревянь".
37. На той стороне Советской - двухэтажная двухпрестольная церковь Петра и Павла середины XIX века.
38. В советское время побыла клубом и кинотеатром "Октябрь", а в 1990 году возвращена верующим.
Несколько смущает архитектура - то ли колокольню демонтировали, то ли на ней изначально сэкономили. Сейчас колокольня - прямо в стене, на втором этаже, это видно на втором кадре.
Информации об архитекторе и дореволюционных снимков не нашёл, видимо, надо всё-таки в следующий приезд в местный музей сходить.
39. Центр культурной жизни Нязепетровска - дом культуры, он же спорткомплекс, он же кинотеатр.
Если приглядитесь к постеру - увидите, что и здесь крутят суровый артхаус. Когда выбор не велик - пойдут как миленькие.
40. Маленькому городу - маленькая трибуна. Вряд ли здесь принимают парады, но ведь когда-нибудь заживём!
41. Пересечение Советской и Ленина - кольцевая, в центре которой камушек с гербом. Замысловатая геральдика содержит в себе кусок герба Челябинской области - челябинского верблюда, символизирующего терпение и наплевательское отношение к проблемам.
Главная часть - крест из двух рек. Та, которая "ёлочкой" - видимо, Нязя.
42. За трибуной с Лениным раскинулся центральный городской парк им. Юрия Гагарина. Небольшой, но для города хватает.
Космической символики в Нязепетровске, похоже, не меньше, чем в Самаре (здесь даже революционный митинг 12 апреля был!).
Ну кто в СССР не испытывал радость от прорыва в космос и не чувствовал собственную, хоть ничтожно малую, причастность?
43. В парке на берегу Нязи расположен мемориал павшим в ВОВ.
44. Нязинское водохранилище, заполненное в незапамятные времена для завода на реке Нязя.
Вид со смотровой площадки у мемориала. По центру кадра - лыжные трамплины.
45. За парком прячется городская больница. Главный корпус довоенной постройки слегка запущен.
46. Пройдёмся на другой берег Нязи. Это шлюзы нязинской плотины. Значительно менее впечатляющие, чем шлюзы нязепетровского водохранилища на Уфе. Но наверное всех сильно впечатлило, когда плотину прорвало в 1922.
На противоположном берегу - белое здание больницы, которую видели на предыдущем фото.
47. Кажется, школа.
48. Одной из целей прогулки по Нязепетровску была фотоохота - на объекты культурного наследия РФ.
Увлекательное, должен сказать, занятие, особенно когда нет толком карты района поисков. Объекты очень разные, само понятие такой формы государственной охраны памятников архитектуры, скульптуры, истории и археологии появилось в 1960 г., с тех пор и формируется список.
В 80-90-е гг. регионы поднажали и начали включать в список всё подряд. Но азарта в поисках это не убавляет.
Вот этот памятник - дом, где жила революционерка Бархатова на маленькой улочке, носящей её имя. К нему я, как видите, увы, опоздал. Дом наполовину сгорел и ныне брошен в руинах.
49. А вот и он, тот самый Нязепетровский крановый завод (или как он сейчас официально называется - литейно-механический).
К сожалению, место на карте памяти у меня уже заканчивалось, поэтому завод дам только вот таким неполным кадром.
На фото справа виден собранный кран - постоянный демонстрационный экземпляр. Это безголовочный башенный кран (судя по высоте, КБ-586) - одна из нескольких моделей кранов, запущенных в серийное производство с 2010 года при помощи немецких партнёров (т.е. с волшебными словами "сим-салябим, по немецким технологиям").
И вот здесь, с задумчивым взглядом на завод, имеет смысл взять небольшую историческую паузу и объяснить, а почему же Нязепетровск - это птица-феникс.
Мы уже были на одном историческом месте - где формировалась бригада морской пехоты.
Должен заметить: отличительная особенность нязепетровцев в том, что им никогда не было всё равно. И активность их гражданской позиции была и их проблемой, и их преимуществом.
Первый серьёзный катаклизм здесь был - восстание Пугачёва 1773-1775 года (напомню, Нязепетровску было ещё только 30 лет). Рабочие выступили на стороне восставших, 50 человек пополнили ряды армии Пугачёва, также Емельяна поддержали рублём и фуражом на общую сумму 5,5 тыс. руб.
На заводе отлили 5 пушек для восставших, а затем, зимой 1774 г., сожгли его до основания. Война кончилась, а восстанавливать мятежный завод не спешили - он заработал только спустя 2 с лишним года.
Зато к концу XVIII века завод уже был довольно приличным (на 2 домны), был включён в Кыштымский горный округ. В 1812 году Урал тоже был кузницей победы, нязепетровский завод гнал боеприпасы - ядра, бомбы, картечь и снаряды.
Весь XIX век город стабильно развивался и был самым крупным в уезде. Эластичное нязепетровское железо помечалось заводским клеймом - рыбкой. Кроме того, с завода шёл штыковой чугун.
Но чего-то рабочим не хватало. В 1875-1878 действовала нелегальная ячейка «Земли и воли», организованная ссыльным казанским студентом, но ячейка была раскрыта и разогнана полицией, студент продолжил турне - в Нерчинск, остальные - сели.
В 1903 уже был марксистский кружок, позднее трансформировавшийся в местное отделение РСДРП. "Эсдеков" накрыли только в 1907 году, но уже в 1914 году волнения рабочих приняли стихийный характер.
Первая забастовка, собравшая 1500 человек, была вызвана в январе какими-то больно подозрительными отчислениями в больничную кассу, а вторая, апрельская, которой и посвящена доска на волостном правлении, уже носила чисто политический характер.
Подавить её не удалось, и завод тупо закрыли к чёртовой матери - на три года. После февральской революции бывшие рабочие заволновались, пытаясь как-то решить судьбу завода. Почти одновременно с октябрьской революцией им удалось фактически национализировать завод и самовольно запустить.
В такой ситуации неудивительно, что поддержка новой власти в Нязепетровске была существенной. За это всех шибко умных пустили в расход, как только в город вошли чехи. Братская могила "активистов" расположена на городском кладбище.
Такие братские могилы жертв белого террора есть почти в каждом уральском городе и селе, а захоронения жертв красного террора, само собой, никто никак не оформлял.
Но в любом случае - потомкам, увы и ах, уже глубоко наплевать и на тех, и на других.
В июле 1919 года город без боя заняли стрелки 39-го Нижегородского полка Пятой дивизии красных - что-то нижегородцев тянет в эти места... Завод вновь заработал, но аккурат до 1922 года, когда, как я уже упоминал, размыло плотину.
Рабочие боролись за сохранение своего предприятия, работали в небольших артелях, в отдельных цехах. Однако вскоре узнали, что завод собираются окончательно упразднять как бесперспективный.
В Москву поехали ходоки, добившиеся у самого Калинина обещания восстановить завод. На полную мощность он заработал в 1929 году - уже не как металлургический, а как механический. Так что в советское время завод носил имя Калинина совсем не случайно.
В годы ВОВ здесь снова делали боеприпасы. А с 1949 года завод получил свой нынешний профиль - производство башенных кранов. Проблемы, конечно, не закончились, а только начинались.
1990-е годы были сущим кошмаром, но каким-то чудом завод вновь выжил и с началом путинской эпохи даже как-то пыхтел над заказами, включая зарубежные (хотя ладно, Казахстан и Монголия не считаются).
Однако уже в 2001 году ни с того ни с сего производство снова загнулось, и завод прошёл неприятную процедуру банкротства. В 2003 - снова подъём. В 2010 - опять банкротство. Сейчас завод опять работает.
Но как-то нязепетровцы сдали, потеряли они свою историческую волю к борьбе. Устали от кризисов, взгляд какой-то тусклый. И на свой выстраданный завод работать идут с неохотой - сейчас каждое утро автобус привозит 50 рабочих с соседнего города - Верхнего Уфалея.
На территории завода у меня тоже была задачка по объектам культурного наследия, только посложнее - территория-то закрытая. Нужно было найти механический цех №3 - здание XIX века - и памятник Калинину.
Увы, с этой горы напротив завода не удалось их разглядеть. И я побрёл обратно - через город.
50. Мы снова на перекрёстке со светофором. Здание слева мы уже видели. Вдали справа (за знаменной группой) - проходная завода.
Решил понаглеть и попытаться найти свою цель через решётку ворот. Здесь меня ждала удача.
51. Памятник Калинину оказался небольшим аккуратненьким бюстом.
52. Взгляд направо - и я вознаграждён за наглость. Замечательный образец дореволюционной промышленной архитектуры, и в хорошем состоянии - механический цех №3.
Так как фотографировал через решётку, второпях и думая, что меня вот-вот прервут, не сумел прицелиться должным образом, да в принципе здание целиком с такого ракурса и не охватить - это только половина.
Вот мы и прошлись по Нязепетровску - городу наполовину челябинскому, наполовину свердловскому.
Конечно, чтобы ехать сюда специально - надо быть либо сильно упёртым туристом, либо просто больше любить природу, чем города.
Город я худо-бедно показал, а чтобы показать природу - нужен фотограф с руками из нужного места.
Кстати, у городка есть свой неофициальный гимн, как-то напечатанный в "Нязепетровских Вестях". Конечно, здесь не место бравурным маршам и пафосным осаннам, которые себе сочиняют города покрупнее (почему-то не боясь показаться смешными).
"Гимн" Нязепетровска - искренне-лиричная песня с грустинкой (я её как-то слушал под гармонь). Даже гимн здесь - от лица человека, давно покинувшего городок.
russiantowns [toshishiro]. ЖЖ