В 1899 году газета «Уральская жизнь» писала: «Жизнь на заводах потомков Расторгуева убийственно скучна, однообразна утомительна. Целые дни с утра до ночи люди томятся у заводского горна или в конторах. Развлечений, не относящихся к области кабака и карт мало»
Правильно писала газета, развлечений не было никаких, и поэтому пьянство среди мастеровых и рабочих цвело пышным цветом. Это не могло не беспокоить заводовладельцев, и было решено организовать место для досуга рабочих и служащих.
Кстати сказать, Россия была первой страной в мире, где устраивались подобные заведения, строились Народные дома.
Первый Народный дом был построен в 1882 году в Томске.
И только в 1883 году был построен в С-Петербурге.
Эта тенденция быстро распространилась по всей стране и перекинулась на Европу.
В Кыштыме вначале не стали строить новое здание, так как баронесса Меллер-Закомельская предложила использовать для этого деревянный склад, расположенный на берегу заводского пруда.
Баронесса, да еще с такой заковыристой фамилией, откуда? В Уральской глубинке? Не удивляйтесь, баронесса была «местного разлива». Клавдия Александровна Меллер-Закомельская приходилась внучкой Льву Расторгуеву и была одной из совладелец Кыштымских заводов по линии Зотовых (мать Екатерина Львовна Зотова).
А баронессой Клава стала, когда вышла замуж за барона Владимира Петровича Меллер-Закомельского. Род баронов Закомельских пошел с легкой руки Екатерины II, когда та даровала баронское достоинство потомку Владимира Петровича. Не просто так даровала, а за заслуги при сражении за Крым (крепость Очаков).
Все Закомельские известны в истории своей верной службой России на военном поприще. И Владимир Петрович тоже был военным.
Где-то в средине 19 века он встречает Клавдию Александровну Зотову. Женитьба Меллер-Закомельского на женщине купеческого звания, да еще из семьи старообрядцев...
Купеческое звание у Зотовых появилось только после женитьбы её отца на дочери Расторгуева. До этого он был крепостным.
Все это не могло обрадовать его родственников и пройти мимо внимания властей. Владимиру Петровичу пришлось выбирать или не знатная, но богатая невеста или карьера. И он уходит в отставку в чине генерал-майора.
Меллер-Закомельский Владимир Владимирович (1863-1920), сын К.А. Меллер-Закомелъской, барон, корнет, председатель Петербургской губернской земской управы, - в 1897-1900 гг. совладелец Кыштымских заводов, эмигрировал в 1920, имел чин статского советника.
Мамин-Сибиряк писал: « Каслинские заводы, видишь, за наследниками купцов Расторгуевых значились. А это уж так повелось- где богатое купецкое наследство, там непременно какой-нибудь немец пристроится. К Расторгуевскому подобрался фон-барон Меллер да еще Закомельский. Чуешь- какой коршун?»
Впрочем, и Клавдия Александровна была не промах. В 1879 году умирает мать Клавдии, Екатерина Львовна, и Клавдия вступает в свою часть наследства. Вскоре она покупает долю у своей двоюродной сестры Екатерины Головиной (родной сестры Ольги Петровны Дружининой), и таким образом значительно свою долю увеличивает.
На Урале с тех пор её считают самой богатой женщиной. Живет она с мужем в С-Петербурге. Позже, когда подрос сын Владимир он и стал управлять долей Меллер-Закомельских.
В 1907 году контроль над заводами перешел к иностранному инвестору Джону Лесли Укварту. Передача бизнеса прошла спокойно. В.В. Меллер-Закомельский остался председателем правления.
В 1911 году в Кыштыме ждали известную артистку В.Заславскую. А вот дальше сведения несколько разнятся. По одной версии пока ждали артистку, деревянный дом сгорел, а по другой она все-таки приехала. На её выступление набилась куча народу, зрители курили, и видимо где-то не дотушили окурок. И пока актрису провожали на вокзале, здание загорелось. После пожара и решили построить новое здание, Народный дом. Построено оно было тоже на берегу пруда, и вписано в ландшафт таким образом, чтобы здание согласовывалось с другими постройками.
Вера Заславская. Малороссийская драматическая и опереточная актриса. В 1923 году уезжает в Америку
В 1911 году в Кыштыме ждали известную артистку Веру Заславскую.
А вот дальше сведения несколько разнятся. По одной версии пока ждали артистку, деревянный дом сгорел, а по другой она все-таки приехала. На её выступление набилась куча народу. Зрители курили, и видимо где-то не дотушили окурок. Пока актрису провожали на вокзале, здание загорелось.
После пожара и решили построить новое здание - Народный дом. Построено оно было тоже на берегу пруда, и вписано в ландшафт таким образом, чтобы здание согласовывалось с другими постройками.
План здания был прост. Оно состояло из нескольких просторных прямоугольных помещений, выполненных из кирпича и неоштукатуренных. Крыша под основными помещениями двухскатная, а над сценой купольная.
Фасады отличались обилием архитектурных деталей. Окна на боковых фасадах различной высоты и ширины. Стены декорированы множеством деталей кладки. Для отделки зрительного зала использовали дерево, бросалась в глаза шикарная люстра из австрийского хрусталя. В фойе было много зеркал, стены украшены фресками, рельефом и барельефом и т.д.
В доме размещался театр, библиотека. Работали разнообразные кружки, хор. Был создан народный оркестр из рабочих и служащих.
Здание по договору от 9 декабря 1911 года было передано «Обществу устройства народных развлечений» и финансировалось за счет акционерного общества Кыштымских горных заводов.
В его обязанности входило организация народных гуляний, чтений, концертов, танцевальных вечеров и т.д. Во время Первой Мировой войны в здании размещался лазарет для раненых на фронтах.
В 1908 году в Кыштым прибыл на работу горным инженером Герберт Гувер. С приходом на заводы иностранного капитала, стали приезжать и иностранные специалисты.
Через какое-то время Гувер стал владельцем части акций завода. Будущее горному инженеру рисовалось радужным. Все испортила война и последующая за ней революция. Большевики, придя к власти, национализировали заводы, и компенсировать иностранцам их финансовые потери никто не собирался.
Впрочем, у Герберта Гувера в будущем все сложилось хорошо. В 1929 году он стал 31–м президентом Соединенных Штатов Америки.
Про Россию он даже говорить отказывался, так обиделся.
А Народный дом в Кыштыме использовался по назначению и после революции.
Он был преобразован в театр. Во время войны сюда был эвакуирован один из Ленинградских театров. В 1948 году театр был закрыт и переименован в «Дом Культуры им. Горького».
Сейчас ведутся работы по реставрации.
Усадьбы России: путешествие в историю