• Авторизация


История русского стиля в одежде 18-02-2025 19:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

До 17 века практически неизвестно, что носили русские, так как портретная живопись не особо существовала в России и русские костюмы в основном были запечатлены иностранными путешественниками.

В средневековье русская одежда была связана с тюрским влиянием и напоминала одежду тюрских народов. И на первый взгляд исконно русские понятия, как «кокошник» или «сарафан», на самом деле имеют тюркское происхождение. Сарфан - Заимств. через тюркск. särара(i) из перс. sеrāрā "почетная одежда" .

Но русские мастера довели эти виды одеяния до больших высот, создавая нередко настоящие произведения искусства.

 

[480x640]

Лефевр Робер. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817.

 

Сказалось на одежде наших предков и её атрибутах и наше противостояние с литовцами и поляками. Главным врагом России было тогда Великое княжество литовское и борьба с литовцами и поляками отразилось на большом количестве предметов , которые были именно этого происхождения.  Не смотря на то, что они были восточно-европейского происхождения, они отражали тенденции моды связанные в первую очередь с Германией. Это выражалось в пристрастии россиян к импортным тканям.

 

500 лет назад в России изготавливалось очень мало тканей и практически не было своего ткацкого производства. Ткани поступали из Италии и Османской империи. Ткани были с вплетением золотой нити, так как парча и тафта, также бархат. Привозные ткани использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне. Привозные ткани с золотыми нитями - это то, о чем всегда мечтала русская женщина и мужчина в тем времена.

 

Ткани эти стоили довольно дорого, но в России всегда жили богаче, чем в других странах. И никогда не экономили на нарядах и драгоценностях. К примеру, одеяния российских княгинь.  Посмотрите какие дорогие наряды на них одеты.  

 

[356x700]

Бал в Зимнем дворце, посвященный династии Романовых. На фото традиционное платье в русском стиле 16- 17-ого века. 1903г. Санкт- Петербург, Россия.

 

Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко  с привлечением консультантов по народному костюму. Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния. 

 

[317x591] 

Зинаида Николаевна Юсупова в костюме боярыни на балу в Зимнем Дворце.

 

[504x700]

 Некая княгиня на балу в Зимнем дворце. Не знаю имени, к сожалению

 

Обратили внимание какие дорогие украшения мы видим на княгинях?

Шанель объявила, что это она ввела в моду жемчужные бусы, но не держала бы она в руках настоящие жемчужные бусы, если бы не российский князь Дмитрий Павлович, который подарил ей первую пару настоящих жемчужных бус.

 

В России бусы носили еще задолго до того, как Шанель объявит, что она изобрела жемчужную нить. 

 

Жемчуга имели даже крестьяне. Которые кстати довольно зажиточно жили, но об этом чуть позже. Русские аристократки носили бриллианты от 5 до 35 карат , что считалось прилично, а меньшего размера уже стыдно. Бриллианты меньшего размера использовались для нарезания стекол.

 

[700x468]

Князь Дмитрий Павлович с Коко Шанель.

 

В России всегда любили мех и блеск.  Если не было этих вещей,  человек считался не богатым. Неудивительно, что и сегодня русские женщины стараются одеться более эффектно, чем женщины в других странах.

 

Это связано только с демографической ситуацией. По официальной статистике на 45 % мужчин приходится 55% женщин. И женщины делают все, чтобы привлечь их внимание   путем своей одежды и макияжа.

 

В19 веке короткие одежды в России не приживались и макияж тоже. Европейцы  же   носили короткие одежды и поражали россиян своей сексуальностью.  Например ношение трико и мужских колгот. В России  мужчина не должен показывать ничего, а женщина могла немного оголить свою грудь, плечи, но не более.

 

Если ты при дворе ты должна сиять природной красотой. Украшали себя дворянки драгоценностями, живыми цветами и ценили очень кружево. Любили французское кружево,  вологодское, елецкое и михайловское .

 

Макияжем не пользовались до октябрьского переворота. Исключением была эпоха Петра Первого. Пользовались макияжем только публичные женщины.

 

Кстати, Санкт-Петербург в 1914 году был признан самой элегантной столицей мира. В нём действовало 200 домов моды и ещё 100 в Москве. После Октябрьской революции на долгие годы их стало всего по два на каждую из столиц.

 

 

[700x485]

Последний костюмированный бал империи

 

[426x640]

Великая княгиня Татьяна Романова. Очень нежное платье.

 

[501x700]

Великие княгини Романовы.

 

[405x600]

 

 

[564x474]

 

[514x700]

 

Конечно на русский стиль огромное влияние оказала Европа, а вернее Петр Первый. Вернувшись из Европы, он издает указ запретивший  носить дворянам и горожанам старый русский костюм. В январе 1700 г. повелел всем носить платье на манер венгерского,  немецкого и штаны, кроме духовенства и пахотных крестьян.   В последующих указах было велено носить немецкое платье по будням и французское — по праздникам.

 

[380x600]

Портрет дяди Петра I - Льва Кирилловича Нарышкина в традиционном русском костюме.

 

[486x600]

Петр I в иноземном наряде поражает домашних. Картина Н. Неврева.

 

С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам. Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества.

 

Образцы моделей европейского покроя были выставлены на улицах, бедные люди получили отсрочку, чтобы износить старую одежду, но с 1705 г. уже все городское население должно было носить новое платье под угрозой штрафа.

 

Секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера. Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам,  девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний.

 

Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды – тем более, другого выхода при строгом указе . Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.

 

[500x700]

 

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном, суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла, чем для красоты.

 

Примерно тогда же и по той же причине в обиход вошли чулки – в повседневной жизни девушки носили хлопковые или шерстяные, во время торжественных выходов надевали шелковые.

 

После смерти Петра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде — до конца XIX в. в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционного костюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на «русском» платье.

 

 

 Что касается крестьян, то при Петре изменения в одежде их практически не коснулись: они по-прежнему носили традиционную одежду . Рубаха, сарафан, телогрея, шуба – гардероб женщин из народа оставался таким же, как и несколько веков назад. Европейские моды пришли в деревню только в конце XVIII века.

 

Вопреки расхожему мнению, крестьяне жили достаточно зажиточно, хотя в то время были крепостными.  Передавали из поколения в поколения свою нарядную одежду. Например жемчужный кокошник. Любили очень красный цвет: "Сшей мне матушка красный сарафан". Любили сочетание красного и золотого - традиционное сочетание империй.

 

В отличие от дворян крестьянки любили макияж. Использовали толченый кирпич для помад и свеклу для румянца. Выглядели очень ухоженно и опрятно.   

 

[534x700]

Молодая женщина в кокошнике-сборнике и девушки в повязках на празднике в селе Ненокса. Начало XX века. Фотография В.В. Суслова.

 

[480x700]

Молодая женщина в каргопольском кокошнике. Вторая половина XIX века. Коллекция фотографий праздничных нарядов крестьян северных губерний России из собрания В.П. Шабельской.

 

[487x700]

Наряд невесты в головном уборе «короне». Вторая половина XIX века. Коллекция фотографий праздничных нарядов крестьян Северных губерний России из собрания В.П. Шабельской.

 

[700x540]

Рязанская губерния. Крестьянская семья.

 

[564x516]

Богородские крестьяне Тульской губ. Фото А.Карелина, 1870-е.

 

[700x483]

Крестьянская семья

 

[554x700]

Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784.

 

[700x512]

Константин Маковский. Крестьянский обед в поле.

 

[700x442]

Иванов Сергей Васильевич. Семья.

 

Октябрьская Социалистическая революция, отменившая классы дворянства и буржуазии и утвердившая новый социальный состав общества, неизбежно повлияла и на формирование моды советской страны.   Одежда стала дешевой и очень простой. Но эта уже совсем другая тема и не хочу относить ее к русскому стилю.

 

Это страшное время. Тяжелейшие экономические условия, разруха, гражданская война, последовавшая за революцией и жесточайшей политикой военного коммунизма. Люди попросту умирали от голода, не имели возможности достать элементарные средства гигиены и бытовые принадлежности, о какой моде могла идти речь. Была одежда, олицетворяющая суровое и безжалостное время.

 

alta nowa. Ульяна Сергеенко 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История русского стиля в одежде | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»