• Авторизация


Не жди меня ... или "Еще раз про любовь". Переэкзаменовка 08-02-2025 19:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

Картина "Еще раз про любовь" вышла на экраны в мае 1968 года, собрала в кинозалах почти сорок миллионов зрителей, став одним из лидеров советского кинопроката. Она и сегодня не сходит с телеэкранов, отличается высокими оценками на различных киноресурсах.

Фильм часто называют культовым. Значит ли это, что язык и образы, которыми съемочная группа рассказала эту историю любви, верны, понятны и близки нам сегодня?

 

4397599_1496300_original (650x330, 37Kb)

 

Итак, бортпроводница Наташа (не зовите ее стюардессой, она обижается), в которую влюблены все, кто на нее ни посмотрит, встречает молодого ученого Электрона Евдокимова (у того свои комплексы, звать его надо исключительно по фамилии) в ресторане, куда скромная стюар... бортпроводница заглядывает, чтобы поужинать чашкой кофе перед очередным рейсом.

 

4397599_96ff4fd6a82c61d3634a05840a2ad1ce (500x333, 16Kb)

 

Наташа (Доронина) привлекает внимание Евдокимова (Александр Лазарев), и он бросается в атаку. Чем можно обезоружить девушку и заставить ее в себя влюбиться!?

Девушка   поддается на провокации, извиняется, оправдывается за мнимые грехи, а на самом деле, не хочет обидеть человека (который обижает ее каждым словом), поэтому соглашается с тем, чтобы он «вел в танце». Позже мы узнаем, что есть и другая причина...

 

4397599_kD1D4LTbbMhthWhbKldI37uBHMa6j0abM3bPwLylZlZVltZEhHGBU1yIhjq83ejuUnhzhChpnuZRSXPE2xndeX88nUwzvjdf1EM63666Eaea3AGbmtJS7ndz07mx5UfjHJaXdcUg9PtcmJZGAHVkl46Qyh3FqF5LQQ16xO8FvXkOefwNVscqGhFfeiYC80RT61H8Jy5ji4ef1rK4x (650x443, 49Kb)

 

Новая концепция флирта у молодого человека заключается в предложении говорить друг другу только правду — это означает, что он предполагает в самой дерзкой и надменной манере говорить некоторые «факты» о героине, а она обязана признать, что это правда. А ведь отличные правила игры! Даже дура их поймет.

 

Не задержались у товарища и комплименты — благо, язык подвешен: у Наташи глуповатая улыбка, да и смех тоже, и жуткий лексикон. К тому же она, по уверениям Евдокимова, горит нетерпением узнать его имя, а также потанцевать с ним, и вообще, он ей понравился еще до того, как подошел к ее столику.

Заодно можно «опустить» походя и потенциальных соперников, не мудрствуя, называя их дураками. У вас уже сложился образ очаровательного мужчины? То-то же!

 

4397599_max007wHNqKb9SckI87yA_1 (700x393, 104Kb)

 

Вообще-то Наташа не дает себя в обиду. Даже не зная ее тайных мотивов,  узнаешь это мягкое сопротивление, отражающее все глупые и наглые атаки непрошеного собеседника. Она вроде бы уступает и даже соглашается с уничижительным для нее мнением, но в этом слышна снисходительная усмешка.

Наташино чувство юмора, в отличие от Евдокимова, не направлено на то, чтобы уколоть Евдокимова, отразить его самоуверенную атаку. При этом в ее достоинстве  не видно ни одной пробоины. Он думает, что ведет партию и не замечает, что это только потому, что она его не останавливает.  

 

4397599_scale_1200__20250208T212716_960 (700x322, 23Kb)

 

Собственно, он уже наговорил достаточно, чтобы любая, даже самая терпеливая девушка просто встала и ушла, даже не утруждая себя пощечиной — ведь это бы означало, что она задета. А разве могут задеть разящие удары, летящие мимо цели? Молодой ученый... Эх!

Веришь в его гениальность исследователя тайн мироздания (попросту физики, если кто не понял), но в социальном плане он сущий младенец, причем младенец жестокий. Сидит и отрывает кузнечику ноги одну за другой. Как? Вы все еще не умиляетесь?!  

Может быть, он вызывает Наташу на откровенность: она несколько пассивна и вместе с тем не слишком податлива. Глядишь, начнет возмущаться, тут он и выведет ее на чистую воду, а попутно обвинит в новых грехах. В крайнем случае, зайдя слишком далеко, он может очаровательно рассмеяться и сказать «ну что ты? Шуток не понимаешь?».

 

4397599_16183602048689_1_ (700x467, 39Kb)

 

Зритель устает от Евдокимова задолго до окончания первого периода  и страшно удивлен, увидев, что свидание перешло "на вторую базу». Наташа заходит в минималистскую, но «стильную» квартиру Евдокимова, где он целует ее без особенных на то предпосылок, мотивируя это тем, что она сама этого хотела. Вы привыкайте, таких выводов у него целая куча. Так и кажется, что это он нарочно. Ну не может же взрослый мужчина вести себя как неразумное дитя!

Мы недоумеваем, как этот человек вообще находит контакт с людьми: он же совершенно не чувствует, когда момент совершенно не пригоден для объятий и поцелуев (не снимает пальто, перешла на «вы»). Девушка отстраняется от него даже не из страха перед «переходом границ», а из-за этого несовпадения порывов.

 

 

4397599_scale_1200__20250208T210029_519 (700x393, 55Kb)

 

Наташа уступает Евдокимову на втором свидании, и мы готовы хмыкнуть: ну как же, стюардесса по имени Жанна. Но это очень вредный стереотип думать, что девушка всегда отдает себя. В данном случае мы узнаем ее секрет и понимаем: она не отдавала, она получила то, к чему давно стремилась.  

Наташа уже совершила сильный поступок: она отказалась выйти замуж за человека, с которым у нее уже было «все». Дав волю своим сомнениям, она сумела не дать себя увлечь в сомнительную авантюру брака.

 

 

4397599_65431_1 (649x383, 34Kb)

 

 

«Мы все ждем ЕГО. Необыкновенного ЕГО. И вот он, наш первый... и ты ему готова все отдать. А потом оказывается, что он просто так... Он обычный. Очень многие ошибаются в первом... Первый же! ...

 Но все произошло, и тебе кричат со всех сторон: «Безнравственно! Ты что, девкой хочешь стать?! Немедленно выходи за него замуж!», и дома, и вокруг. И вот тогда ты унижаешься и делаешь вид, что боготворишь его по-прежнему, только бы он женился... 

Но не дай бог, если он женится, потому что... ну я видела такие семьи. Потом он не женился, но ты выжила...» — вот неполная история Наташиной жизни.  

 

 

4397599_ria66022preview (700x432, 44Kb)

 

Что же ей теперь до людского осуждения? И уж вовсе не ждет она подвоха от Евдокимова, признаваясь ему в любви. А зачем ее скрывать?

Холодное «да» Евдокимова на ее вопрос о том, любит ли он ее, звучит как плата проститутке. Его глаза как два куска льда, ни разу не мелькнет в них доброты и понимания, разве что страсть. Он почти пугает своим равнодушием.

Наташа «перекрестила» его в Эла. По странному совпадению, так же звучит имя Электроника (для домашних). Но робот из детского фильма проявляет больше эмпатии, чем этот человек...  

 

4397599_nFwMLImaOdtWVqI14u0tpg (650x365, 27Kb)

 

Вот как объяснял Евдокимов свой успех героя-любовника: «В жизни в силу тех или иных причин часто что-то не получается. Встретишь незнакомого человека, он ничего о тебе не знает, и ты можешь держать себя с ним так, будто все у тебя вышло. С незнакомыми людьми легко!»

Перефразируя этот напыщенный пассаж, мы получаем признание неуверенного в себе неудачника: меня только и терпят, пока не узнают получше.  

 

 

4397599_42aeb9e6a0ae7257e59071d81af50664 (700x462, 54Kb)

 

Неудачник и прежний любовник Наташи — Феликс (Ширвиндт) — тот самый, с которым она не захотела связать жизнь. Он не состоялся и как ученый. Выгорел. Свеча без стержня. Обида изливается из него обжигающе горькими словами — шуткой они и не пахнут. Единственное, чего он добивается — ревности Евдокимова.

 

 

4397599_C0YmE0RsxjGT7f6ROkSx3DCtUYSuurYiA9VJvpPqP4 (560x386, 43Kb)

 

Третий мужчина рядом с Наташей — штурман Карцев (Ефремов), кажется, человек порядочный. Единственное, с чем он не может совладать — это любовь к Наташе. Он, как и Евдокимов, уверен, что все женские сомнения и дурь излечит вырванный силой поцелуй. Он даже ставит Наташе в вину то, что она «завлекала» его, посылая поздравительные открытки. Как это мужественно!

 

По сравнению со всеми окружающими ее мужчинами Наташа выглядит уверенной и спокойной. Неужели же вся мудрость и вся сила в этом сюжете отпущены слабой женщине?

 

4397599_65430 (700x382, 45Kb)

 

Наташа остается с Евдокимовым не потому, что он ей нужен. Она Эла просто любит, без условий и системы взаимозачетов, этого его ум вместить не в состоянии. Но она точно знает, что нужна ему. А уже это за пределами его самых смелых фантазий.

Ему несвойственно оставаться с человеком только потому что этот человек может в нем нуждаться. В его системе ценностей — это потеря времени и сил.

Евдокимов, «подогретый» Феликсом, устраивает Наташе сцену ревности, не замечая, что и его испытывают, а он испытание не выдержал, слишком легко поверив своим подозрениям насчет ее верности. А после того, как выясняется, что «не было ж ничего» и «как ты мог поверить», следует бурное признание в любви. Наташа счастлива.

Вот так всегда с абьюзерами. Нарочно ли, случайно ли, они дают женщине это ощущение одержанной победы в битве за любовь. Ведь нашла же правильные слова, растопила лед в его сердце! Теперь никакие беды любви не грозят! А назавтра все начнется сначала...

 

4397599_RbAM70yM66FjUVnFBNTxVzycm78ADS9u48VivYaZmVU_1 (560x273, 25Kb)

 

Евдокимов ставит Наташу на пьедестал, чтобы спустя непродолжительное время сбить ее оттуда точно рассчитанным ударом, будет ли это презрение, ревность или еще какой-нибудь экзотический заменитель любви для душевных инвалидов.

Сколько еще раз Наташа позволит этим качелям унести ее вверх, а затем опустить на самую нижнюю точку экстремума? Доколе она позволит виться этой синусоиде? Как долго еще ее сердце сможет выдержать испытание жаром и холодом, пока не накопятся усталость и равнодушие, которые не меньше самых сильных страданий наносят любви непоправимый ущерб?  

 

4397599_ZM2c35fqnmdQBHuffVG4FwFqJWCObpJ7XSftYsy7Iw (560x273, 26Kb)

 

Исход фильма дает Евдокимову совершенно незаслуженное им право на страдание по утраченной любви. Это наигранное чувство облагородит его без всяких на то оснований, превратит в «трагическую фигуру». Он всегда сможет бравировать этим, указывать на это как на причину своей социальной несостоятельности, требовать «скидок и снисхождения», а также использовать для завязывания отношений с какой-нибудь неосторожной дурочкой.

Ведь мы уже слышим в его голосе небрежное: никогда не покупал цветы женщине (как будто бы он уже «трезвеет» и спрашивает себя: что это со мной? С какой стати я так «расклеился»?).

 

4397599_d9279260eac4acca7ded709475f33d1e (531x372, 46Kb)

 

А появись Наташа у входа на станцию метро/стадион «Динамо», Евдокимов обдал бы ее очередной волной холодной критики или горячей ревности и снова бы подпитывался ее чувствами, не разделенными и не приумноженными его ответными усилиями.

Останься Наташа в живых, боюсь, у драматурга не хватило бы духа показать честно исход отношений героев, а именно - полный разрыв. 

Хочется верить, что Наташа смогла бы, как Феникс из пепла, возродиться для новой любви. Ведь она способна любить чисто, открыто, самозабвенно. И ее жизнь «после» интересовала бы зрителя куда больше, чем любое событие из жизни Евдокимова.  

 

ЖЖ. inryko

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Не жди меня ... или "Еще раз про любовь". Переэкзаменовка | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»