Граф Павел Андреевич Шувалов с женой Ольгой Эсперовной, 1860 год
Русский военачальник и государственный деятель из рода Шуваловых. Начальник штаба войск гвардии и Петербургского военного округа, варшавский генерал-губернатор, посол в Берлине. Родился в 1830 году в Петербурге, умер в 1908 году в Ялте. Дважды был женат, имел трёх сыновей и трёх дочерей.
Крестьянин из Тверской губернии сразу после отмены крепостного права в 1861 году
Екатерина Юнге в русском городском костюме вошедшем в моду в России после русско-турецких войн XIX века, 1863 год
Русская художница-акварелистка, которая писала в основном пейзажи Крыма, а также портреты. Дочь скульптора графа Ф. П. Толстого, автор подробных воспоминаний, неоднократно переизданных. Родилась в Петербурге в 1843 году, умерла в Москвн в 1913 году. Была замужем за врачом, профессором Эдуардом Юнге считающимся основателем Коктебеля в Крыму. В браке имела сына.
Кумычка, 1867 год
Кумыки — тюркский народ, один из коренных народов Дагестана, Чечни и Северной Осетии. Крупнейший тюркский народ на Северном Кавказе. Общая численность в мире составляет более 500 тыс. человек. Говорят на кумыкском языке. Русским языком владеют 90,8% кумыков. Кумыки делятся на группы средних, северных и южных. Традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, выращивание фруктов, винограда, пчеловодство. Большинство кумыков относятся к суннитской ветви ислама. Территория традиционного расселения: Кумыкия и Кумыкская плоскость, включающая современные города: Махачкала, Хасавюрт, Кизилюрт, Буйнакск, Каспийск, Избербаш.
Девушки кавказского народа цова-тушины, 1868 год
Бацбийцы, цова-тушины, цова, цовцы — небольшой нахский народ, проживающий в Грузии, в крае Кахетия, в исторической области Тушетия. Являются потомками ингушей, в прошлом переселившихся из Горной Ингушетии в Тушетию. В настоящее время насчитывается примерно 2500 человек этой национальности.
Еврей-столяр, Петербург 1869 год
Крестьянка Нижегородской губернии, 1870 год
Семья из Ст.-Петербурга, 1873 год
Лакец, 1880 год
Лакцы — дагестанский народ, один из коренных народов Северного Кавказа. Современное самоназвание — лак.
Духоборки, 1885 год
Духоборы (духоборцы) — этноконфессиональная группа русских. Исторически это религиозная секта, отвергающая внешнюю обрядность церкви. У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольском Екатеринославской губернии в 1755–1775 годах. Учение духоборов исходило из квакерской идеи. Они считали, что в душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Духоборы отрицали первородный грех и верили в перерождение души.
Другие особенности: исповедуются только Богу, пост считают воздержанием от злых мыслей и дел, богослужение совершают в комнате, брак не почитают таинством и так далее. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных и светских властей. В XIX веке последователи секты обосновались в Крыму, а затем были высланы в Закавказье. В начале XXI века на территории РФ компактно проживали духоборы в Чернском районе Тульской области, Клетнянском районе Брянской области, Целинском районе Ростовской области.
Молодые офицерские семьи, Гродно 1886 год
Князь Евгений Николаевич и княгиня Вера Александровна Трубецкие, 1888 год
Князь Евгений Николаевич Трубецкой — русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких. Философские взгляды Трубецкого сложились под влиянием его друга Владимира Соловьёва и старшего брата Сергея. В главном труде «Смысл жизни» (1918) Трубецкой утверждал, что человеческое познание возможно только через причастность индивидуального сознания абсолютному, всеобщему сознанию.
Центральным объектом и одновременно главным орудием исследования в философии Трубецкого является концепция Абсолютного сознания. Согласно идеям Трубецкого, всякий акт познания направлен к установлению некоторого безусловного и общеобязательного содержания — смысла или же истины. В понимании Трубецкого, Бог — вездесущий центр и смысл мировой эволюции, но не её субъект. Причина несовершенства и зла — разделённость элементов бытия, происходящая, в частности, из неправильного применения человеком своей свободы. Главная этическая задача человека — в отказе от «негативной» свободы и подчинении Богу, абсолютному сознанию. Родился в Москве в 1863 году, умер в Новороссийске в 1920 году заболев сыпным тифом. Был женат на Вере Александровне Щербатовой, имел сына Сергея.
Молодая мать, 1889 год
Якуты, 1890 год
Тифлис, 1890 год
Работы ссыльно-каторжных в мастерских, Нерчинская каторга 1891 год
Супружеская пара из Пскова, 1892 год
Земский начальник Михаил Михайлович Осоргин с волостными старшинами, Калужская губерния 1894 год
Действительный статский советник, камергер, калужский уездный предводитель дворянства, гродненский и тульский губернатор. В 1931 году эмигрировал во Францию, где принял сан священника и стал настоятелем храма в Кламаре. Родился в Москве в 1861 году, умер в Париже в 1939 году. Был женат, имел двух сыновей и дочь.
Нижние чины Лейб-гвардии Уланского Ея Величества полка, 1894 год
Москва 1895 год
Казачка с Южного Урала из города Гурьева, 1898 год
Станция Бердяуш Челябинская губерния, 1898 год
Ямщик из деревни Коротни на реке Ветлуге, 1900 год
Электромнибус И. В. Романова. Гатчина, 1900 год
Семья богатого казаха, 1900 год
Железнодорожник из Одессы, 1901 год
Православный священник в одежде из оленьих шкур на фоне заготавливаемой юколы. Село Кушка в районе Магадана, 1901 год
Семья городового, 1903 год
Кожевенное производство, 1903 год
Гимназист младших классов, Крым, Джанкой 1903 год
1904 год
Звезда советского кинематографа Любовь Орлова в детстве с бабушкой, 1904 год
Швейный цех Окуловской мешочной фабрики для изготовления механическим способом мешочного полотна и мешков. Новгородская губерния, село Кулотино, 1905 год
Ярославские гимназистки, 1906 год
Столыпин и сопровождающие его лица - 22 ноября 1906 года было положено начало аграрной реформы П.А. Столыпина
На ипподроме, Томск 1906 год
Петербург, 1906 год
Семья лопаря Голых, Архангельская губерния 1908 год
Раньше народы, занимавшие территории современной Лапландии и Ладожского озера, называли «лопарями», или «лапландцами», в древнерусской Новгородской летописи 1216 года встречается имя «лопь». Похожи по звучанию и финские экзонимы lappi, или lappalainen: так называли не только саамов, но и всех представителей диких племен. Есть версия, что к ним относится наименование finn, встречающееся во многих Средневековых источниках.
У манежа лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, 1908 год
Екатеринбург. Фотомастерская «Фотограф Н. Тереховъ и Сынъ», 1909 год
Крючник, 1910 год
Крючниками называли наемных рабочих, переносящих тяжести на спине при помощи специального крюка.
Петербург 1910 год
Памятник российскому императору Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого был воздвигнут в 1909 году на Знаменской площади Санкт-Петербурга. Ныне памятник располагается во дворе Мраморного дворца.
Обеденный зал в Ливадийском дворце, Крым 1910 год
Охотники-чукчи, 1910 год
Княжна Татьяна Константиновна Романова со своим будущим мужем, князем Константином Константиновичем Багратион-Мухранским, предположительно в день их помолвки, 1911 год
Путешественники недалеко от Самарканда, 1911 год. Цветное фото Прокудина-Горского
Жители села Великогубский Погост (Великая Губа), 1912 год
Крестьянин Орловской губернии Горянского уезда, 1913 год
Первый электрический трамвай в Самаре, 1914 год
Елец, Орловская губерния, 1914 год
Подпрапорщики Русской армии, 1914 год
Подпрапорщик — воинское звание (чин) в России до 1917, промежуточное между младшими офицерами (обер-офицерами) и сержантами (унтер-офицерами). В России подпрапорщик появлялся в начале XVIII века и согласно Воинскому уставу 1716 являлся ближайшим помощником и заместителем прапорщика. Он безотлучно находился при нём в бою и принимал полковое знамя в случае ранения или выбытия прапорщика из строя. С 1800 года и до середины XIX века подпрапорщиком именовали всех унтер-офицеров пехоты из дворян. С 1880 года это звание присваивалось исключительно портупей-юнкерам, окончившим пехотные юнкерские училища и ожидавшим производства в офицеры. С 1906 года — звание унтер-офицеров, служащих сверхсрочно и успешно окончивших войсковую школу.
Звание подпрапорщика было отменено декретом Совета народных комиссаров в декабре 1917 года.
Женщины коми в национальной одежде, 1915 год
Татарская девушка Файзиля, 1915 год