Портрет Анны Ивановны Сухопрудской с дочерью Дарьей, жительницы Санкт-Петербурга, 1845 год
Девушка с коромыслом, 1860 год
Братья Щёголевы со своими женами, Красноярск 1861 год
Щеголевы со своими женами, изображённые на групповом фото — сыновья золотопромышленника и мецената Сидора (Исидора) Григорьевича Щеголева. Это Иннокентий, Иван, Александр, Дмитрий с женами: Надеждой, Ольгой, Елизаветой.
Сидор (Исидор) Григорьевич Щеголев (1807–1869) — красноярский купец I гильдии, потомственный почётный гражданин. 2 В 1841 году он переехал с семьёй в Красноярск. В молодости Сидор Григорьевич занимался мелкой торговлей и ещё при этом служил приказчиком на одном из красноярских золотых приисков. Щеголев был известен тем, что помогал бедствующим и потерпевшим, часто вкладывал немалые деньги в благотворительность.
Великая княжна Мария Александровна, дочь Царя Александра II, 1865 год
Мария Александровна (в замужестве герцогиня Эдинбургская и герцогиня Саксен-Кобург-Готская), родилась в 1853 году. В браке за принцем Альфредом, герцогом Эдинбургским, вторым сыном королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Имела пятерых детей. Мария умерла во сне от сердечного приступа в Цюрихе в 1920 году.
Еврейская девушка Дыня Давидовна Шапиро, Малороссия 1866 год
Петербург, 1873 год
Татарская семья, 1878 год
Девочка в русском городском костюме вошедшем в моду в России после русско-турецких войн XIX века, 1880 год
Семья купца Егорова Александра Михайловича, Красноярск 1880 год
Армянин из Тифлиса, 1883 год
Сергей Дягилев гимназист 1886 год
Сергей Павлович Дягилев (1872 - 1929) — русский театральный и художественный деятель, меценат. Сыграл одну из решающих ролей в популяризации русского искусства в Европе и мире на рубеже XIX—XX веков, «открыл» многих талантливых артистов балета, композиторов и художников. В 1898 году начал выпускать журнал «Мир искусства» и стал одним из основателей одноимённого объединения. С 1906 по 1910 год организовывал в Париже, Лондоне и других европейских городах гастроли российских художественных выставок, опер и балетов, получившие название «Русские сезоны». В 1913 году Дягилев сформировал собственную труппу «Русский балет Сергея Дягилева», куда вошли танцовщики Мариинского и Большого театров А. Павлова, В. Нижинский, М. Кшесинская, Т. Карсавина. «Русский балет» гастролировал по Европе, США и Южной Америке, добиваясь всё большего успеха. К концу жизни Дягилев потерял интерес к балету, увлёкся букинистикой, собрал коллекцию редких изданий.
Сергей Дягилев родился в Селищах в семье дворянина-офицера Павла Дягилева Его мать умерла от родильной горячки вскоре после его рождения. В 1873 году Павел познакомился с Еленой Панаевой и женился на ней, которая любила Сергея и растила его как собственного ребенка. Дом Дягилева в Перми был местным культурным центром, и у Дягилевых каждый второй четверг устраивались музыкальные вечера, Модест Мусоргский был одним из самых частых гостей. Сергей Дягилев сочинил свой первый романс в возрасте 15 лет. Когда он поступил в Императорский Петербургский Университет у него также были частные уроки музыки с Римским-Корсаковым. Вместо обычных четырех ему потребовалось шесть лет, чтобы получить высшее образование. По его собственному признанию, Дягилев использовал студенческие годы, ‘чтобы осмотреться’ и найти свои истинные интересы в жизни. Через семь месяцев после окончания учебы он открыл свою первую выставку.
Чеченцы,1890 год
Московская конка 1894 год
Господин с собакой, 1895 год
Князь Евгений Николаевич Трубецкой с матерью Софией Александровной, 1896 год
Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) — философ, правовед, публицист, общественный деятель.1 В философии был представителем метафизики всеединства, созданной Владимиром Соловьёвым и развитой далее его последователями. Основной темой философии Е.Н. Трубецкого были размышления о смысле жизни. Ряд своих работ он посвятил философскому анализу судьбы России, психологии русского народа, духовных причин событий 1917 года.
Среди основных философских работ Трубецкого — «Философия Ницше» (1904), «История философии права» (1907), «Социальная утопия Платона» (1908), «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Смысл жизни» (1918) и др..
Октябрьскую революцию Трубецкой не принял, в годы гражданской войны — один из идеологов белого движения.
Аварцы, три поколения, Дагестан, 1897 год
1898 год
Рукавичное производство, 1898 год
Поморская девушка, 1898 год
Гимназист из Саратова, 1899 год
Каспийский тигр, он же Закавказский, он же Туранский. Последний был убит в Грузии в 1922 году, в Турции в 1970. фото 1899 год
До X–XII веков этот подвид тигра присутствовал на территории всего Кавказа и Предкавказья. Возможно, отдельные мигрирующие особи могли проникать даже на территории современной Украины и России.
Туранский тигр избегал встреч с людьми, был очень скрытен и осторожен. Самцы каспийских тигров имели длину тела 270-295 см и весили 170-240 кг. У него был довольно длинный мех.
Директор Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов на фоне памятной доски, отлитой на заводе для установки в ущелье Тамерлана в Средней Азии, 1898 — 1899 годы.
Оркестр воспитанников Рукавишниковского исправительного приюта для подростков, Москва 1900 год
160 лет назад, 21 мая 1864 г. в Москве была учреждена первая в России исправительная школа для «детей, состоящих под следствием или судом, отдаваемых на поруки, праздношатающихся и нищенствующих». К концу XIX века в Рукавишниковском приюте было уже 150 воспитанников. В приюте впервые в России применили гуманные методы воспитания и профессионального обучения малолетних преступников. Его система предусматривала отсутствие телесных наказаний, чёткий режим и систематический труд. Всё свое время Николай Рукавишников посвящал приюту. Каждый день он обходил всех подопечных. Те ценили его внимание. Главными задачами приюта были: нравственное влияние, погружение в нравственную среду, изоляция от преступных сообществ, а также ранняя специализация и обучение подростков полезным профессиям. В приюте имелись столярная, токарно-кузнечная, портновская и малярная мастерские. Воспитанники обучались также рисованию, музыке и пению (преимущественно церковному). Изделия приютских мастерских отличались столь высоким качеством, что, во-первых, приносили ощутимый доход, во-вторых, неоднократно завоевывали призовые места на различных выставках! А главное в приюте была атмосфера человечности и доброжелательности, которую удалось создать Рукавишникову и его сподвижникам.
По окончанию пребывания в приюте мальчиков опекали ещё два года. Со временем приют стал заниматься, как тогда выражались, «патронированием», то есть оказывать помощь своим воспитанникам в дальнейшей адаптации к нормальной жизни. Их трудоустраивали и даже давали работодателям гарантию, что ученик будет честно и качественно трудиться. В случае кражи или иного правонарушения, совершенного воспитанником, руководство приюта готово было нести материальную ответственность. Крайний возрастной предел, до которого несовершеннолетние преступники могли оставаться в приюте, был 18 лет. Результат был блестящим – 95% подростков никогда не возвращались к своему преступному прошлому!
Николай Васильевич Рукавишников сумел привлечь к своему делу внимание широкой общественности: частные пожертвования при нем увеличились в 6,5 раз, пособия от разных учреждений - в 13 раз, соответственно, число воспитанников возросло почти вдвое. Сам он в некоторые годы тратил на приют более 7 тысяч рублей. Успешная работа приюта получила широкое признание в стране. Исправительные учреждения начали возникать и в других районах России.
Казарма для семейных рабочих. Раменское, 1900 год
Девочка из Красноярска, 1900 год
Казахская невеста в свадебной одежде и головном уборе саукеле, 1900 год
Реальное училище Екатеринбурга 1900 год
Кемский уезд Архангельской губернии, 1901 год
Дом трудолюбия в Галерной гавани, Петербург 1902 год
Дом трудолюбия в Российской империи — форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации путём предоставления оплачиваемой работы, пропитания и иногда жилья. В отличие от существовавших на тот момент работных (рабочих) домов, дома трудолюбия изначально не являлись учреждениями исполнения наказания и предполагали относительно свободное проживание и добровольное участие в труде. Кроме домов трудолюбия для взрослых, в России распространилась форма специализированных детских учреждений подобного профиля, часто называемых (детскими) приютами трудолюбия. Последние, кроме рутинного выполнения заказов, делали акцент на обучении подростков ремёслам для последующих их самостоятельного трудоустройства и социализации, а так же дети получали начальное образование. Дома трудолюбия в России считаются одной из ранних форм социального предпринимательства.
Русская семья, 1902 год
1903 год
Пермь, 1903 год
Городовой у церкви Иоанна Воина на Старой Божедомке (современная улица Дурова), Москва 1904 год
Охотник-бурят добыл рябчиков, Забайкалье, 1904 год
Гербургер Григорий, слесарь завода Гена, Одесса 1905 год
Группа сборщиков помощи инвалидам войны, 1905 год
У памятника Михаилу Глинке на Театральной площади, Петербург 1906 год
Народный артист СССР Борис Чирков с отцом Петром Петровичем Чирковым, 1906 год
Борис Петрович Чирков (1901 - 1982), родился в городе Нолинск Вятской губернии в богатой купеческой семье, как и его дядя Вячеслав Михайлович Молотов (настоящая фамилия — Скрябин). Чирков - советский актёр театра и кино, педагог, певец. В 1919 году окончил среднюю школу II-й ступени. В 1919—1921 году — учитель естествознания отдела народного образования в Нолинске. Увлекался театром, но его мама не поощрала лицедейство сына.Осенью 1921 года Борис Чирков поступил в политехнический институт в Петрограде, но через некоторое время понял, что его призвание в другом. В 1926 году окончил Ленинградский институт сценического искусства. В кино Борис Чирков начал сниматься в 20-е годы ХХ века. Широкую популярность ему принесла роль Максима в кинотрилогии режиссёров Георгия Козинцева и Леонида Трауберга «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, кавалер трёх орденов Ленина. Борис Петрович многие годы возглавлял московский театр им. Гоголя и до последнего дня играл на сцене, преподавал во ВГИКе, был депутатом Верховного Совета, членом ВКПб (КПСС) с 1945 года, занимал ряд должностей в театральных и киноорганизациях, так же был членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР.
Трижды был женат. Первая жена Клавдия Пугачёва актриса Ленинградского ТЮЗа, вторая - Нина Вячеславовна Горская, балерина. В 1940-е годы была осуждена на 5 лет по обвинению в шпионаже. Третьей женой стала актриса Людмила Геника (1923—2019) , в браке родилась дочь Людмила, тоже актриса и педагог.
Умер от инфаркта 28 мая 1982 года в Москве во время церемонии вручения Ленинских премий. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Большая мужская компания на катке, Петербург 1907 год
Чаепитие, 1907 год
Прохожий на Главном проспекте в Екатеринбурге, 1908 год
Андрей Алексеевич Шустиков (1859-1927 гг.) этнограф, член Российского императорского географического общества, Вологда 1910 год
Андрей Алексеевич много путешествовал по Вологодской губернии, посетив Кирилловский, Кадниковский, Вельский и другие уезды. В результате ему удалось собрать множество песен, частушек, пословиц, а также старинных бытовых предметов и одежды. Написал 42 работы, ставшие в наше время уникальным источником о жизни русского севера конца XIX века. В 1894 году побывал в Тавреньгской волости Вельского уезда Вологодской губернии, результатом его путешествия стал этнографический очерк, опубликованный в журнале «Живая старина», котрый издавался с 1890 по 1916 годы Этнографическим отделением Императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге.
Железнодорожные рабочие, 1910 год
1-я Санкт-Петербургская школа шофёров 1911 год
1912 год
Рабочие и инженеры монтажного цеха завода Гена, Одесса 1912 год
Завод земледельческих машин потомственного почётного гражданина Иоганна Иогановича Гена развился из небольшой мастерской, основанной его отцом в 1854 году, и занимавшейся ремонтом и производством плугов для немцев-колонистов. В 1886 году был построен завод на Дальницкой,13. Однако, уже в начале 1890-х годов помещение на Дальницкой стало тесным и в 1893 г. Иоганн Ген построил новые корпуса ещё и на Пересыпи, на Московской улице.
Секрет успеха Гена состоял в том, что его плуги были сконструированы с учётом климатических и почвенных условий края и потому работали безотказно.
На рубеже XIX и ХХ веков на двух заводах Иоганна Гена выпускалось в год 36 000 плугов и 3 000 других земледельческих машин (веялок, жнеек, молотилок, соломорезок и т.п.). А в 1911 году эти цифры выросли до 80 000 плугов и 43 500 других земледельческих машин.
В корпусах бывшего завода Гена на Пересыпи в советское время успешно работал завод сельскохозяйственного машиностроения им.Октябрьской революции
Белуги, пойманные в Каспийском море и рыбаки их выловившие, 1913 год
Учащиеся выпускного класса женской гимназии города Троицка, Оренбургская губерния 1915 год
Правнучки А.С.Пушкина - Наташа, Саша и Марина Мезенцовы на катке. Москва, Девичье поле, 1916 год
Зимой на фронте, 1916 год