Несмотря на промышленный подъем конца девятнадцатого века и, связанный с ним, "чисто американский рост",, в целом Челябинск продолжал оставаться маленьким уездным степным городком. И центральная улица у него была соответствующая.
Ориентировачно 1929-1929 гг. Открытка
В 1934 году Челябинск становится центром одной из крупнейших областей Советского Союза. Положение обязывает. На главной улице областного центра появляются несколько новых общественных зданий, в том числе комплекс Главпочтамта.
Но при этом главная улица продолжает сохранять свой уездной, патриархальный вид, тем более, что почти все здания, постройки периода "до", были взяты под охрану государства.
Получалась странная картина. Находясь посреди архитектурного карнавала, где ведущую роль играл "Сталинский ампир", человек внезапно оказывался в другом измерении. Если последний квартал улицы Кирова хоть как - то поддерживал масштабы челябинского центра, то дальше начинался совсем другой город - исторический центр существовал как - бы сам по себе.
Так продолжалось до последнего времени. Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, но ни один из них не подошел. В конце концов, городские власти приняли весьма неординарное решение.
Для того, чтобы превратить улицу маленького провинциального городка, в равноправного партнера, полноправную часть центра гигантского мегаполиса, решено было... обратить все в шутку. На участке улицы Кирова от площади Революции до реки Миасс создается что - то вроде московского Арбата.
Кировка - так теперь называется пешеходная зона в центре Челябинска. Она абсолютно не похоже на московский Арбат.
"Лицо" Кировки - прежде всего это скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Именно они создают тот дружелюбно - шутливый тон, который лежит в основе концепции реконструированной улицы.
Перед "Альфа - банком" - еще одна скульптура - попрошайки. А, если серьезно - здание банка - образец приоритетов "новых русских", в данном случае банкиров. Этот дом, несмотря на его "антикварный" вид, построен несколько лет назад в стиле того же "ампира". который предпочитает примерно половина "заказчиков".
Другие пятьдесят процентов требуют так называемый "бизнес - модерн".
Его яркий пример находится на противоположной стороне улицы. Каких только имен не получило здание "Челябинск - Сити". Не будем о них говорить, но и мне кажется. что этот многоэтажный, бирюзового цвета "бизнес - модерн", находится явно не на своем месте и что он сам это чувствует.
Пешеходная Кировка - небольшая по длине. Ее три квартала можно быстро пройти пешком. Если глядеть только прямо, а не по сторонам. А посмотреть есть на что. Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь.
Фонтан Танцующая грация
С началом периода "после", исторический центр старого города постепенно превращается в культурный. Северная сторона площади - концертный зал имени Прокофьева и картинная галерея, разместившаяся в помещении бывшего пассажа братьев Яушевых.
По соседству с галереей находится здание Концертного зала имени Прокофьева. В начале тридцатых годов прошлого века здесь работал небольшой кинотеатр "Пролетарий",построенный путем реконструкции, стоявших на этом месте жилых домов.
Сегодня на месте кинотеатра "Пролетарий", а затем, слепленного из кусочков, здания филармонии расположено уютное, камерное сооружение - концертный зал имени Прокофьева с памятником композитору перед входом
Зданию Оперного театра по праву принадлежит главенствующее положение. на площади
Строительство этого грандиозного сооружения имеет свою, необычную историю. Решение об открытии театра было принято в 1938 году и почти сразу начались работы по возведению здания.
К началу Второй Мировой войны, точнее ее переходу на территорию СССР. здание театра было полностью готово и в этом же 1941 году планировалось открытие первого сезона. Но не получилось.
Оборудование эвакуированных заводов устанавливали везде, где была хоть какая - то крыша, а чаще - под открытым небом. До наступления осени на наиболее важных объектах успевали достраивать коробку, а были и такие места, где цеха всю первую военную зиму проработали в палатках. Понятно, что в таких условиях, вновь возведенные здания театра оперы и балета, публичной библиотеки и еще несколько других автоматически превращались из объектов культуры в военные. Так место театра занял московский завод "Калибр", большая часть оборудования, которого осталась в Челябинске после окончания войны. В 1951 году предприятие перебирается в новые, специально построенные для него корпуса,
За пять лет реконструкции на месте мрачного промышленного здания с пропитанными маслом стенами появился шедевр архитектуры. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Открытие в Челябинске театра оперы и балета поставило город на совершенно иной культурный уровень.
Период восстановления здания театра счастливым образом совпал с "пиком" популярности "сталинского ампира" в самой роскошной его форме. В то время возводилось множество зданий дворцов культуры с шикарными театральными залами. Но челябинская опера отличается от них. Прежде всего - это чисто театральное здание, спроектированное и построенное на базе опыта возведения подобного рода сооружений.
Театр открылся всего на несколько лет раньше начала "хрущевского обрезания излишеств". Поэтому он все получил сполна - классический восьми колонный портик с тремя скульптурами. отделанное мрамором. двусветное фойе с двумя огромными хрустальными люстрами, отделанный золотом зрительный зал на 1200 мест, с полным набором опций для зрителей - партер. амфитеатр, бенуар, бельэтаж, ярусы, балкон. И, конечно, огромная сцена, позволяющая ставить спектакли во всех известных форматах.
В здании свыше двухсот помещений. включающих репетиционные классы балета. Роспись плафонов фойе и зрительного зала выполнена по эскизам и под руководством академика Дейнеки.
Челябинский Арбат — замечательное место в центре города. Множество магазинчиков и кафешек, необычных скульптур и просто улочка, по которой приятно гулять. Вечерняя и праздничная подсветка делает улицу Кирова ещё привлекательнее и красивее.