• Авторизация


Загадки комедии Грибоедова «Горе от ума» 09-01-2025 19:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

 

Тайна происхождения Молчалина

 

Вот какова история очень успешной карьеры «безродного» Молчалина:

 

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

 

 

4397599_scale_1200_14 (700x679, 891Kb)

Действие 1, явление 4. Фамусов: Друг, нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?

 

 

Аcессор — это хорошо или не очень? Чин коллежского асессора (VIII класс Табели о рангах) давал право на потомст­венное дворянство, то есть как мини­мум уравнивал Молчалина с Чацким, и соответствовал воинскому званию майора  .

Сам Грибоедов, когда писал «Горе от ума», был титулярным совет­ником (IX класс).

 

Секрет успеха Молчалина отчасти именно в том, что он родился в Твери, а, например, не в Туле или Калуге. Тверь нахо­дится на дороге, соединяющей Москву и Петербург; управляющий в казенном месте Фамусов, вероятно, не раз проезжал через Тверь, и, возмо­жно, какой-то расторопный местный малый (не сын ли станционного смотри­теля?) смог удач­но оказать ему какую-то услугу.

А дальше уже, пользуясь покрови­тель­ством Фамусова и Татьяны Юрьевны, Молчалин быстро и весьма успешно стал продвигаться по карьерной лестнице.

 

 

4397599_scale_1200_15 (699x700, 666Kb)

Действие 4, явление 10. Софья над лестницей во втором этаже, со свечкою: «Молчалин, вы?»

 

"Всё в деятельности этих людей запечатлено неразу­мением и твердой решимостью удержать за собой тот нищенский кусок, который им выбросила судьба», — писал о Молчалине Салтыков-Щедрин.

 

 

Тайна сна Софьи  

Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:

 

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери,

Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему — вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Он вслед кричит!..

 

4397599_3yTsouPjHOQ20_xgtFIVHYf6dkmcvoBaIOh1zjqNWZGsYw8wwPIqMQU09MVpIRo345lALxFz3c4kRVesqmJrVfXfH8y2BtAetsMMEbSGmz61sIqb7YM3TsIasGgD8fE7HNDZZimTDQDNevqQwIEQ41IV9s_ucnccQdR_Xs4ZdBsAQGEsNHZgeZHUsGum1W9am3Bje6WoYYGyubp (700x700, 770Kb)

Действие 1, явление 2. Лиза и Фамусов. Лиза (как можно громче): Да полноте-с! / Фамусов (зажимает ей рот): Помилуй, как кричишь. С ума ты сходишь?

 

 

Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опо­рой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в по­ту­сторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.

Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» — «Люд­мила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые жени­хи и уносят в загробный мир.

Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»:

«Тут всё есть, коли нет обмана: 

И черти и любовь, и стра­хи и цветы».

 

Молчалин — пародия на возвышенного и тихого героя сентимен­тальных повестей и баллад.  

 

 

Тайна тетушки Софьи и юмора Чацкого

 

Высмеивая Москву, Чацкий язвительно спрашивает Софью:

 

На съездах, на больших, по праздникам приходским?

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

 

 

4397599_scale_1200_16 (700x687, 943Kb)

 

Почему же французский язык смешивается именно с нижегородским говором? Дело в том, что во время войны 1812 года это стало реальностью: московские дворяне эвакуировались в Нижний Новгород  .

Тогда же на патриотическом подъеме дворяне попытались отказаться от французской речи и заговорить по-русски (Лев Толстой описал это в «Войне и мире»), что и привело к комиче­скому эффекту — смешению французского прононса с нижегородским оканьем.  

 

4397599_scale_1200_17 (700x676, 873Kb)

 

Кроме того, не исключено, что Чацкий просто цитирует знаменитый публици­стический текст времен Наполеоновских войн, написанный Иваном Муравье­вым-Апостолом, отцом троих будущих декабристов.

Называется он «Письма из Москвы в Нижний Новгород», и в нем есть знаменитый фрагмент о том, как в московском Дворянском собрании безжалостно обходятся с французским языком:

 

4397599_scale_1200_18 (700x545, 505Kb)

 

«Я стал посреди залы; волны людей шумели около меня, но увы!.. Шу­ме­ли все по-французски. Редко, редко где выскакивало русское слово. <…> Из ста человек у нас (и это самая умеренная пропорция) один гово­рит изрядно по-французски, а девяносто девять по-гасконски; не менее того все лепечут каким-то варварским диалектом, который почитают французским потому только, что у нас это называется говорить по-французски. Спроси их: зачем это? — оттого, скажут они, что так вве­лось. — Боже мой! — Да когда же это выведется?

<…> Войди в любое общество; презабавное смешение языков! Тут услышишь нормандское, гасконское, русильонское, прованское, женевское наречия; иногда и рус­­­ское пополам с вышесказанными. — Уши вянут!».

 

 

Тайна 3 августа

 

Хвастаясь своими успехами, Скалозуб упоминает сражение, за участие в кото­ром он был награжден орденом:

 

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею  .

 

4397599_scale_1200_19 (700x684, 939Kb)

 

Точная дата названа неспроста. У современников Грибоедова, которые хорошо помнили Отечественную войну 1812 года и последовавшие за ней события, эта фраза не могла не вызвать смех.

Дело в том, что никакого сражения в этот день не происходило.

 

4 июня 1813 года было объявлено Плесвицкое перемирие, которое продлилось до середины августа, а 3 августа в Праге состоялась встреча российского импе­ратора Александра I с Францем II, императором Австрии  , которая была ознаменована множеством наград.

Никакой необходимости «засесть в тран­шею» у Скалозуба не было.

 

Однако в условиях военной службы последних лет царствования Александра I именно жизненная стра­тегия Скалозуба оказывается востребованной. Дело в том, что производ­ство в следующий чин осуществлялось при наличии вакансий; если более деятель­ные товарищи Скалозуба погибали в сражениях или оказывались «выключен­ными» по политическим причинам, то он спокойно и планомерно двигался к генеральскому чину:

 

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

 

 

 

Тайна сломанного ребра

 

 

Вот Скалозуб рассказывает анекдот о графине Ласовой:

 

Позвольте, расскажу вам весть:

Княгиня Ласова какая-то здесь есть,

Наездница, вдова, но нет примеров,

Чтоб ездило с ней много кавалеров.

На днях расшиблась в пух;

Жоке не поддержал, считал он видно мух. –

И без того она, как слышно, неуклюжа,

Теперь ребра недостает,

Так для поддержки ищет мужа.

 

Смысл этого анекдота — в намеке на библейскую легенду о происхождении Евы из ребра Адама, то есть вторичности женщины по отношению к мужчине. В московском мире всё происходит с точностью до наобо­рот: первенство здесь всегда и во всем принадлежит женщинам.

 

4397599_scale_1200_20 (690x700, 688Kb)

 

В грибоедов­ской Москве царит мат­ри­ар­хат, женское начало последовательно вытесняет мужское. Софья при­учает Молчалина к музыке («То флейта слышится, то будто фортепьяно»); Наталья Дмитриевна окружает мелочной заботой вполне здорового Платона Михай­ловича; Тугоуховский, подобно марионетке, двига­ется по командам своей жены:

«Князь, князь, сюда», «Князь, князь! Назад!»

Женское начало преоб­ладает и за сценой. Высокой покровительницей Молча­лина оказывается Татьяна Юрьевна  .

Фамусов пытается воздействовать на Скалозуба через Настасью Николавну и вспоми­нает каких-то неведомых читателю, но важных для него Ирину Власьевну, Лукерью Алексе­вну и Пульхерию Андревну; оконча­тельный приговор совершившемуся в доме Фамусовых должна вынести княги­ня Марья Алексевна.

 

«Этот женский режим, которому подчинены персонажи „Горя от ума“, многое проясняет, — пишет Юрий Тынянов. — Самодержавие было долгие годы жен­ским. Даже Александр I считался еще с властью матери.

Грибоедов знал, как дипломат, какое влияние оказывает женщина при персидском дворе». «Жен­ская власть» и «мужской упадок» становятся знаками времени: Грибоедов описывает ту переломную точку русской жизни, в которой мужественный быт 1812 года уходит в прошлое, а сплетни оказываются важнее поступков.

В этой обстановке и возникает клевета на Чацкого.  

 

 

 

Тайна желтого дома

 

Ближе к концу пьесы практически все гости на балу у Фамусовых уверены, что Чацкий сошел с ума:

Его в безумные упрятал дядя-плут;

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Почему это так страшно? Дело в том, что сплетня о сумасшествии героя, обра­стая всё новыми и новыми деталями  , по сути превращается в политический донос.

 

4397599_scale_1200_21 (700x676, 762Kb)

 

О Чацком сообщается, что он «фармазон» (то есть франкмасон  ), «окаянный вольтерьянец», «в пусурманах», сведен в тюрьму, отдан в солдаты, «переменил закон».

Обвинение в безумии как способ расправиться с соперником, неугодным чело­веком или политическим противником было вполне известным приемом.

 

4397599_scale_1200_22 (700x700, 862Kb)

 

 

Так, в январе 1817 года распространились слухи о сумасшествии Байрона, причем пустила их его жена и ее родные. Клевета и шум вокруг личной жизни поэта рас­пространились едва ли не по всей Европе.

Слухи о безумии ходили и вокруг самого Грибоедова. По свидетельству его биографа Михаила Семевского, на од­ном из писем Грибоедова Булгарину есть приписка последнего: «Грибоедов в минуту сумасшествия».

 

Через двенадцать лет после созда­ния «Горя от ума» в сумасшествии будет обви­­нен один из прототипов Чац­кого — Петр Яковлевич Чаадаев.

После пуб­ли­­кации его первого «Письма» в журнале «Телескоп» тот был закрыт, а мос­ков­ский полицмейстер объявил Чаадаеву, что теперь по распоряжению прави­тельства он является сумасшедшим.

К нему ежедневно являлся для освидетель­ствования доктор, Чаадаев считался под домашним арестом и лишь раз в день мог выходить на прогулку. Через год надзор лекаря за «больным» был снят — но лишь при условии, что тот больше не будет ничего писать.

 

 

Тайна Ипполита Маркелыча

 

Репетилов рассказывает Чацкому о тайном обществе, напоминающем декабри­стское:

Но если гения прикажете назвать:

Удушьев Ипполит Маркелыч!!!

Ты сочинения его

Читал ли что-нибудь?

Хоть мелочь?

Прочти, братец, да он не пишет ничего;

Вот эдаких людей бы сечь-то

И приговаривать: писать, писать, писать;

В журналах можешь ты, однако, отыскать

Его отрывок, взгляд и нечто.

О чем бишь нечто? — обо всем;

Всё знает, мы его на черный день пасем.

 

 

4397599_id26ChackiyiRepetilovIllyustraciyakkomediiASGriboedovaGoreotuma1862768x927 (580x700, 322Kb)

 

А как к участникам тайных обществ относится сам Чацкий? Представление о том, что главный герой пьесы — декабрист (если не по формальной при­надлежности к тайному обществу, то по своему духу), было впервые выс­ка­зано Герценом, а затем стало общим местом в школьном изучении «Горя от ума».

 

4397599_Griboedov_Gore_ot_uma_Repetilov_1 (400x511, 83Kb)

 

На самом деле отношение Грибоедова к декабристам было весьма скептиче­ским, и он осмеивает саму таинственность обществ. Репетилов немедленно рассказывает первому же встречному о месте и времени встреч

«У нас есть общество, и тайные собранья 

По четвергам. Секретнейший союз…»,

а затем перечисляет всех его членов: князя Григория, Евдокима Воркулова, Левона и Бориньку

«Чудесные ребята!

Об них не знаешь что сказать»

— и, наконец, их главу — «гения» Ипполита Маркелыча.

Фамилия Удушьев, данная лидеру тайного собранья, отчетливо показывает, что Гри­боедов вряд ли питал иллю­зии относительно декабристских программ.

Среди прототипов Удушьева называли главу Южного общества Павла Пестеля, декабриста Александра Якубовича и даже поэта Петра Вяземского  .

Словом, единственным членом тайного общества среди героев «Горя от ума» оказы­вается Репетилов — и никак не Чацкий.

 

Иллюстрации ; Д.Н.Кардовский

 

Arzamas. Мария Гельфонд

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Svetlana-k 11-01-2025-21:55 удалить
Всегда тебе рада!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Загадки комедии Грибоедова «Горе от ума» | Svetlana-k - Дневник skarlet | Лента друзей Svetlana-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»