У любой цивилизации есть свой тип культурного героя. У греков таковым был
собственно Герой — Геракл, Персей, Одиссей.
У русской цивилизации таким героем был Богатырь — Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
У «горнозаводской цивилизации» был Мастер.
Уральская «горнозаводская цивилизация» была все же вариантом русской
цивилизации, пусть и очень своеобразным.
Берег городского пруда у Окружного суда (Екатеринбург). Фото В. Л. Метенкова
Cвоих культурных героев «горнозаводская цивилизация» брала из русской
истории Урала. Скажем, Ермак XVI века, Салават Юлаев XVIII века, Чапаев
XX века — это один и тот же культурный герой, Мастер, отформатированный
под разные исторические персонажи. Все они одинаково сражались с врагами-
иноверцами и потому утонули — Ермак в Иртыше, Салават — в Балтике, а
Чапаев — в реке Урал.
Г.С. Мосин. Иллюстрация к сказу «Живинка в деле». 1979. Бумага, акварель. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
«Горнозаводская цивилизация» по отношению к крестьянской русской
цивилизации всегда «постмодернистская».
Потому что Россия была сельской и феодальной, а Урал — заводским и
капиталистическим. Постмодерн «горнозаводской цивилизации» и есть ключ
к новому прочтению Урала, которое могло бы выразиться в том числе и в
актуальном искусстве.
Г.С. Мосин. Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». 1979. Бумага, акварель. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
«Горнозаводская цивилизация» — обобщенное название уральского образа
жизни. Урал существовал обособленно от России: здесь была индустриальная
«империя», которой управляли горные генералы, а губернаторы не имели
власти. Здесь были своя форма крепостного права, свое войско, своя валюта,
свое административное деление и т. д.
Г.С. Мосин. Иллюстрация к сказу «Широкое плечо». 1979. Бумага, акварель. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Здесь развивались собственные формы «промышленного искусства»:
камнерезный промысел, эмаль, гравюра на металле, иконопись,
художественное литье, «деревянные боги».
Каслинское литье. Хозяйка медной горы
Была своя мифология, отраженная в «зверином стиле» и сказах Бажова.
Было свое представление о ценностях жизни — например, работа считалась
важнее свободы. Были свои святые и герои — например, Симеон
Верхотурский и Данила-мастер.
Каслинское литье. Данила - мастер
Скульптурная композиция Святой Симеон Верхотурский. Оренбургская обл. пос. Саракташ
Самое главное — здесь был свой тип поселения: город-завод.
Первым в мире городом-заводом был Екатеринбург, основанный в 1723 году.
Это аксиома мирового градостроения.
Всего горных заводов было построено около 220. Главное отличие
горнозаводских селений от других — пруд и завод в центре.
Каменск-Уральский. Плотина городского пруда
Бывают города радиально-концентрические (историческая Москва),
«шахматные доски» (Лондон), «гантели» (Афины), «полосы» (Каир).
Современные города по планировке — «звезды», «веера», «луки».
А «крест» — только уральский город-завод. Крест образован речкой с прудом
и плотиной. В его центре всегда — старинный завод. Так устроены
исторический Екатеринбург, Нижний Тагил, Ижевск, Златоуст, Белорецк,
Первоуральск и т. д. Нигде, кроме Урала, таких типов поселения не бывало.
Плотина городского пруда на реке Исеть. Екатеринбург
Олицетворение Урала: селение-завод, Чусовая с Ермаком, пермский период,
«деревянные боги» и «звериный стиль», Строгановы и Демидовы, заповедник
"Аркаим", пещеры и скалы, охота и рыбалка, целебные
источники, лыжи и снегоходы, парапланы и рафтинг, арт-объекты и культурное
наследие. Весь набор уральских феноменов.
Алексей Иванов, писатель, публицист