Бабиновский тракт (Бабиновская дорога) стал результатом освоения
Уральских и Сибирских земель, которое до появления транспортного
соединения этих областей было практически невозможно.
Основная задача тракта – соединить европейскую часть страны с Тобольской
областью.
Постепенно вдоль всего отрезка транспортной линии начали образовываться
поселения, основная задача которых заключалась в обслуживании тракта и
предоставлении услуг ямщикам и другим проезжающим здесь людям.
На сегодняшний день Бабиновский тракт имеет для исследователей огромное
историческое значение: многие из них ставят его даже выше Сибирского
тракта. Хотя, казалось бы, Сибирский тракт – это более новая и удобная
замена Бабиновской дороги.
«Охочий человек» Артемий Бабинов
В середине 90-х годов XVI века царем Федором Ивановичем был издан указ,
согласно которому «охочие люди» должны разведать наиболее прямой и
удобный путь в Сибирь. Одним из «охочих» оказался Артемий Софронович
Бабинов.
О личности и прошлой жизни этого человека известно мало – родился он то
ли в 1560-х, то ли в 1570-х годах, проживал в деревне Верх-Услока, а по
«профессии» был крестьянином.
Считается, что отыскать место для строительства дороги ему помогла
случайная встреча с манси около Чаньвинской пещеры. Манси шли из
пещеры после проведения языческих обрядов, когда их заметил Бабинов:
стараясь не привлекать к себе их внимания, он проследовал за манси по
тайной тропе, приведшей его к верховью реки Туры. Чтобы обозначить
траекторию пути, по дороге он заламывал ветки деревьев.
Изучив местность, Бабинов сообщил в Москву, что сможет провести грунтовую
дорогу, которая в разы сократит путь между Солью-Камской и Тобольском.
Спустя некоторое время было получено согласие царя на строительство.
Бабиновский тракт был построен в рекордные сроки
Бабиновский тракт начали строить в 1595 году. В строительстве приняло
участие 40 человек, которые за два года успели не только проложить дорогу
длинной в 300 километров на болотистой местности, но и отстроить 9 мостов
через реки, встречающиеся на пути. В прошлом России еще не было
подобных случаев. Впоследствии дорога была удлинена до Тюмени и
Тобольска, а в 1598 году по тракту стали использовать для перевозки
большого количества тяжелых грузов.
Вождь сибирской дороги
За открытие и строительство прямой дороги в Сибирские земли царь Федор
Иванович подарил Артемию Бабинову участок земли недалеко от реки Яйвы и
освободил от уплаты податей. До конца жизни Бабинов присматривал за
благоустройством дороги: в царских грамотах его называли «вождем
сибирской дороги». Похоронен он был на кладбище у села Верх-Яйва, а земля
«вождя» перешла его потомкам на правах личной собственности.
Это звание Бабиновский тракт получил за свой вклад в освоение Сибири,
Дальнего Востока и Аляски – Русской Америки. В то время дорога была
наиболее коротким, удобным и экономичным путем. Кроме того, до его
строительства не было ни одной сухопутной дороги, связующей Европу, Азию
и Америку. Уже в 1716 году благодаря тракту русские первопроходцы смогли
освоить путь на Камчатку.
Официально дороге из Европы в Сибирь присвоили название «
Соликамско-Верхотуринский тракт».
Бабиновский тракт принимал множество известных личностей
В свое время Бабиновский тракт повидал немалое количество людей, которые
на сегодняшний день известны не только в России, но и за рубежом как
выдающиеся деятели культуры, искусства, географии, политики и т.д.
Так, в 1731 году по тракту не только прошел, но и оставил свой след Григорий
Демидов, создав в окрестностях Соликамска один из первых в России
ботанических садов.
А в 1733 году по Бабиновскрой дороге проследовала научная экспедиция во
главе с Витусом Берингом. В ее состав входили астроном Людовик Кройтер,
натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе
которых — Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки.
Также в разное время на Бабиновском тракте бывали протопоп Аввакум, князь
Меньшиков, родственник А.С. Пушкина – Ганнибал и другие.
Благодаря Бабиновскому тракту город Соликамск был описан в романе
«Робинзон Крузо»
Рост города не остался без внимания иностранных
исследователей, путешественников и писателей – отрывок, описывающий
город можно найти у известнейшего писателя Даниэля Дэфо в его романе
«Робинзон Крузо».
«Наконец, переправившись через Каму, которая в тех местах служит границей между Европой и Азией, мы вступили в Европу; первый город на европейском берегу Камы называется Соликамском. Мы думали увидеть здесь другой народ, другие обычаи, другую одежду, другую религию, другие занятия, но ошиблись; нам предстояло пройти еще одну обширную пустыню, тянувшуюся двести, а в иных местах семьсот миль. Эта мрачная местность мало чем отличалась от монголо-татарских областей; население, большей частью языческое, стояло немногим выше американских дикарей: их дома, их города полны идолов, образ жизни самый варварский; исключение составляют только города и близлежащие селения, жители которых являются христианами или мнимыми христианами греческой церкви, но религия их перемешана со столькими суевериями, что в некоторых местах едва отличается от простого шаманства». (Д. Дэфо, «Робинзон Крузо»)
Таинственная деревня у Бабиновского тракта
Бабиновский тракт проходил еще через один населенный пункт –
Свердловский поселок Растес, имеющий дурную славу у жителей Урала.
Легенда гласит, что это была простая деревенька, с обычными деревенскими
жителями, которые в один день просто исчезли. Однажды люди из соседского
поселения поняли, что давно не видели жителей Растеса и отправили
местных мужичков, проверить все ли там в порядке. Назад мужички вернулись
перепуганные и бледные. «В деревне не осталось ни одного жителя, —
говорили они. — При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы
нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга,
раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется». На следующий
день стало известно, что сельское кладбище также опустело – все могилы
били вырыты.
Река Кырья. Брод на урочище Растес
Впервые о деревне упоминается в 1621 году как о постоялом дворе, а спустя
30 лет поселение считается уже поселком со всей сопутствующей этому
инфраструктурой. Согласно переписи, к 1680 году здесь уже была возведена
церковь, насчитывалось 39 дворов, с общим количеством жителей в 88
человек.
В 1760-х годах был проложен Сибирский тракт, более новый и удобный, он
вытеснил из использования Бабиновскую дорогу, а вместе с ней и большую
часть сопутствующих населенных пунктов.
До 19 века Растес пребывал в унынии, пока не оказалось, что местная земля
скрывает в себе богатые месторождения золота и платины. Так жители
деревни переквалифицировались в золотодобытчиков, здесь вновь закипела
жизнь.
Добыча драгоценных металлов продолжалась здесь вплоть до 50-х годов
20 века
На старинных чугунных надгробиях бывшего деревенского кладбища написана целая история жизни усопших.
Растес часто сравнивают с колонией англичан Роанок или, как ее часто
называют «Потерянная колония», основанной на территории северной части
Америки.
История колонии совсем короткая – ей удалось просуществовать всего 15
лет, после чего все жители внезапно исчезли.
Обстоятельства исчезновения описывались очевидцами аналогично с тем,
что осталось в деревне Растес: нетронутые дома, недоеденная пища и
другие следы недавнего пребывания здесь человека.
Одичавшая смородина на остатках дома.
Одной из таких волшебных теорий является легенда, согласно которой
жителей деревни похитили колдуны для своих обрядов. Согласно легенде,
колдуны поселились здесь задолго до образования Бабиновского тракта и
первых поселений. Своих новых соседей чернокнижники сразу невзлюбили,
устраивая им различные подлянки. Бывает, наткнется житель Растеса на
жилище колдунов, а они ему мысли затуманят и отправят восвояси:
человек до дома дойдет, а внутрь попасть не может – ходит вокруг,
а двери как будто не видит.
Общий вид на место, где когда-то стояла деревня. Видны остатки домов в траве.
Согласно интервью с бывшей жительницей Растеса, деревня опустела «не в
одночасье» и причиной ее «гибели» были не колдуны и русалки, а
естественные причины.
Постепенно в деревне стала ухудшаться инфраструктура: сначала закрылась
школа, затем медпункт и клуб, а апогеем стало закрытие единственного
магазина. Теперь даже ради булки хлеба жителям деревни приходилось
проходить несколько километров по бездорожью до поселка Тылай.
Многим жителям это, естественно, было не по душе – растесовцы начали
постепенно разъезжаться по другим населенным пунктам. Вещи и домашний
скот, действительно, были оставлены: не тащить ведь кровать и корову Мурку
на руках по бездорожью – брали только самое необходимое.
Еще одной причиной отъезда жителей были набеги заключенных – пока
большая часть жителей находится на вахте на золотодобыче, «зеки»
вламывались в дома и воровали все, что могло им пригодится в новой жизни:
от посуды, до икон и денег.
Именно они и разграбили местное кладбище, решив, что в Растесе так много
золота, что его в гробы к усопшим складывают.
Многих жителей этот инцидент напугал, заставив искать себе новый дом в
других городах и селах.
На сегодняшний день на том месте, где раньше стояла целая деревня
находится пустое поле – не осталось даже развалин бывших жилищ.
Разбит, но не сломлен
Не смотря на то, что официально Бабиновский тракт был заброшен в 1760-х
годах, сразу после постройки Сибирского тракта, некоторые участки дороги
еще долгое время действовали – правда, только для коротких переездов.
Более того, на участке Тюмень-Тобольск в свое время, прямо поверх
старинного тракта, была проложена современная автомобильная дорога,
которая действует до сих пор.
Наш Урал. Варвара Гусева