
Свое прозвище "Отшельник" сибирский художник Герман Завьялов (1937-2016) получил из-за тяги к путешествиям. Много лет, до зрелого возраста и болезни, этот живописец работал, причем невероятно плодотворно, находясь в одиночных плаваниях по великим и малым рекам Сибири. Особенно привлекала Обь. На большом катере Герман Николаевич оборудовал мастерскую и подолгу работал прямо в ней, не сходя на берег. А еще Завьялов известен путешествием в одиночку под парусом вдоль побережья Ледовитого океана – до того, как это сделал Федор Конюхов.
Всего художником написано около 3000 работ, большая часть из которых находится в сибирских музеях – в основном художественном и краеведческом музеях Томска, где Герман Николаевич жил и работал более полувека. По преимуществу это разноплановые пейзажи, но встречаются портреты и натюрморты.
Первые рисунки будущий живописец сделал, еще ребенком, на бересте – наносил изображение соком клюквы и голубики, грибом чагой. Детство он провел в северной деревне недалеко от Сургута, в большой семье, родители работали учителями. Мама возглавляла интернат для детей представителей народов Севера.
По окончании Пензенского художественного училища, а затем легендарной «Суриковки», Герман Завьялов вернулся в Сибирь, чтобы писать работы, посвященные природе этой суровой земли, труду человека на ней, переменам, которые приносит в жизнь края освоение месторождений нефти и газа. К добру ли эти перемены? Размышления нашли выход в картине «Сургутский край», где нефтеналивные баки вплотную придвинулись в деревне, как будто наползая на деревянный петушок избяной крыши. Интересно, что автор сначала хотел назвать работу «Последние петушки».
Художник совершал путешествия и на юг, в Крым, в основном зимой, так как его не очень привлекали летние южные краски. «…Свет, цвет все понимают по-разному. Южные художники, например, армянские, грузинские, все видят ярко, наверное, у них наследственность такая. Но в яркости, в разнообразной цветовой гамме, на мой взгляд, теряется цельность картины", - говорил он в интервью.
Более родной и близкой казалась северная палитра, в которой, на наш взгляд, даже серый цвет не воспринимается как холодный и неуютный. Что же касается белого, то у Германа Завьялова была удивительная способность передавать богатство его оттенков на холсте, не зря еще одним прозвищем Германа Николаевича, со студенческих лет, было «белый художник».
Встречаются и яркие полотна – на них часто изображена короткая сибирская осень, готовая в любой момент смениться холодами.
В любимом Томске художник провел огромное количество персональных выставок – начиная с 1977 года почти каждые 10 лет. Часть денег от продажи работ он тратил на благотворительность.
И еще несколько работ, которые я нашла в интернете
















Герман Завьялов.Родимый дом

Герман Николаевич Завьялов (08.10.1937-21.02.2016)Автопортрет
Герман Николаевич Завьялов в мастерской за работой.
Свои картины сибирский художник Герман Завьялов привозит из ежегодных одиночных плаваний по сибирским рекам вот уже много десятков лет. Мастерская оборудована прямо на 18-метровой яхте, где он пишет этюды, не сходя на берег. Еще до знаменитого путешественника Федора Конюхова Завьялов проплыл в одиночку на парусах вдоль побережья Ледовитого океана, бороздил Восточно-Сибирское море, боролся со штормами на великих сибирских реках.
Первые картины будущий художник в начале 40-х годов 20 века рисовал чагой, клюквой и голубикой по бересте. Сегодня сотни живописных полотен Завьялова хранятся в коллекциях по всему миру - на них тайга, нефть, социалистическая Сибирь, якутские охотники и суровые промысловики.
"Картина — мое отражение мира, мое восхищение миром. Но не просто какой-то куст нарисовать, а передать, что этот куст эмоциональное навевает, почему душа откликнулась. Но свет, цвет все понимают по-разному. Южные художники, например армянские, грузинские, все видят ярко, наверное, у них наследственность такая. Но в яркости, в разнообразной цветовой гамме, на мой взгляд, теряется цельность картины", - рассказывает он в газетном интервью.