
Сюжет картины, по свидетельству самого автора, был взят из жизни. Владимир Маковский рассказывал, что подобный случай произошел в семье его знакомого художника.
Согласно сюжету, решается судьба двух женщин и ребенка. В семью, воспитавшую мальчика, к людям, окружившим его теплом и заботой, ворвалась чужая здесь женщина, чтобы предъявить свои родительские права. В одну минуту разрушается счастье целой семьи.
Кто знает, по какой причине ребенок оказался в чужой семье, скорее всего, от глубокой нужды пришлось оторвать от себя свою кровиночку. Но мальчика явно любят здесь, и он совсем не чувствует себя чужим. Родная мать пришла увидеть сына, а, возможно, и забрать его, но ребенок пугается незнакомой женщины и жмется к той, кто его вырастила, к своей маме.
Крестьянка, похоже, не испытывает особого смущения оттого, что она ворвалась в чужой дом, где когда-то оставила сына, а теперь, по сути, вторгается в его счастливую жизнь, грубо ломает её. Неизвестно, что побудило её прийти за ребёнком. Её лицо не выражает каких-то чувств к сыну — только напор и уверенность в том, что она вправе забрать его.
Противовесом смятению приёмной матери и самого ребёнка служит непоколебимость отца. Он курит сигару, спокойно глядя на ворвавшуюся в его дом женщину. Он не собирается уступать ей. Вероятно, он намеревается предложить ей деньги, чтобы она больше не беспокоила его семью. Она и за мальчиком пришла, возможно, в расчёте, что теперь, когда он подрос, станет работать для неё. Одета родная мать мальчика небогато.
Можно предположить, как события развернутся дальше. Ребёнок останется в семье, крестьянка, которая его оставила, возьмёт деньги, предложенные приёмным отцом, и уйдёт. Но мир и покой людей, живущих в этом доме, всё равно разрушен. Женщина, воспитавшая ребёнка, привыкла считать его своим, ей страшно при мысли, что его заберут у неё. Ребёнок, возможно, даже не подозревал, что папа и мама ему не родные. Сколько времени пройдёт, прежде чем уляжется душевная буря, вызванная появлением чужой тёти, называющей себя его матерью?




Филателисты не раз изображались художниками на картинах. Сегодня мы рассмотрим одну из них — картину под названием «Филателист», написанную Григорием Ивановичем Шилтьяном в конце 1930-х – начале 1940-х годов.
Г.И. Шилтьян — российский и итальянский художник армянского происхождения, автор многочисленных живописных работ в стиле кубофутуризма и реализма. В 1981 году его картина «Еда и вино» была использована на почтовой марке Италии к первому Всемирному дню продовольствия. В 1982 году три рождественские марки были выпущены с его картинами в Сан-Марино. Но первой из картин художника на почтовых марках появилась картина «Филателист». В 1968 году картина стала основным изображением на почтовой марке Кубы, выпущенной ко Дню почтовой марки.
Впервые картина «Филателист» была выставлена на персональной выставке художника, прошедшей в 1942 году в рамках XXIII Международной выставки Биеннале искусств в Венеции в Центральном выставочном дворце. На ней изображён мужчина, сидящий в старом кресле и рассматривающий одну из марок из своего кляссера. При этом обстановка вокруг вовсе не похожа на ту, в которой обычно филателисты занимаются изучением и систематизацией своих коллекций. Вокруг мужчины раскиданы предметы коллекционирования, книги и, вероятно, мусор.
В 1969 году картина была использована в знаменитой книге Б.М. Кисина «Страна филателия». Вот какую характеристику филателисту с картины дал автор книги: «Как много их, таких филателистов, в капиталистическом мире! Нам чужды цели их собирательства. Марки не средство ухода от мира, а помощь в его познании. Мы собираем марки не для того, чтобы укрыться от жизни, а чтобы жить более полно, более радостно, с большей пользой для себя и для других».














Игорь Попов (1927 — 1999)

