
Иногда самые невероятные открытия случаются не в пыльных пустынях и не в джунглях, а прямо под носом, в реставрационной мастерской. Около десяти лет назад специалисты, работавшие над голландской коллекцией, получили золоченую статую Будды, датируемую XI–XII веками, и, вероятно, решили, что это будет рутинная работа. Но эта статуя была явно с «секретом».

Когда коллекционер привез артефакт для обычного осмотра и реставрации, эксперты, заподозрив что-то неладное из-за необычного веса, решили провести неразрушающее исследование, попросту говоря, сделать компьютерную томографию. Если бы у статуи были глаза, она бы, наверное, весело подмигнула. Сканирование показало: под слоями лака и золота скрывалась не пустота, как ожидалось, а мумия, сидевшая в позе лотоса. Представьте себе изумление реставраторов, ведь это было всё равно что купить шоколадный батончик, а внутри обнаружить бриллиант.
Внутри статуи, выполнявшей роль своеобразного древнего саркофага, оказался монах по имени Люцюань, или Ли Цюань, живший в Китае во времена династии Сун. Это был мастер дзен, и его останки, которым около тысячи лет, стали бесценным научным и духовным сокровищем. На специальной ткани, на которой он сидел, были обнаружены китайские иероглифы с его именем, что позволило быстро идентифицировать личность.
Наиболее интригующим аспектом этой находки является процесс, благодаря которому монах Люцюань так великолепно сохранился. Учёные предполагают, что он, вероятнее всего, прошел через так называемую самомумификацию (сокёсинбуцу) – уникальную и невероятно сложную аскетическую практику, известную в основном в Японии, но имевшую своих последователей и в Китае. Это был не просто естественный процесс разложения, остановленный бальзамированием, а сознательный, многолетний духовный подвиг, своего рода метаморфоза, направленная на достижение состояния вечной медитации и преодоление тления. Монах добровольно доводил себя до состояния, когда в теле не оставалось ни жира, ни жидкости, чтобы после физического ухода плоть не подвергалась разложению. Таким образом, он не просто умер, но, по представлениям последователей, перешел в состояние «живого Будды».

В процессе сканирования эксперты обнаружили, что внутренние органы мумии были удалены и, что крайне необычно, заменены не просто на землю или смолу, а на свитки с иероглифами. Это может указывать на то, что процесс сохранения тела был максимально ритуализирован и имел целью не только физическое, но и символическое увековечивание его учения и духовного подвига. В этом смысле статуя, скрывавшая Люцюаня, была не местом захоронения, а своего рода шкатулкой для реликвий, созданной для поклонения.
Эта находка, объединившая в себе искусство, науку и духовные традиции, прекрасно иллюстрирует, как глубоко были связаны вера и бытие в древних культурах, и как много тайн ещё хранят казалось бы изученные артефакты.
🟢Geo