На холсте художник показывает помещичье семейство в домашней обстановке. Они провожают сына, подростка, приезжавшего из кадетского корпуса на каникулы.
Слева, на переднем плане, на стуле сидит мать с восседающим у нее на коленях довольно взрослым сыном, одетым в военную форму и уже готовым к отъезду. Женщина волнуется перед предстоящей разлукой. Однако она знает, что это необходимо, но ей хочется продлить мгновения расставания, и она использует их для последнего инструктажа.
Художник замечательно изобразил это действие с помощью тревожного выражения лица и жеста руки с вытянутым указательным пальцем. Мальчик, напротив, не смотрит на мать, отведя взгляд в сторону, он мысленно уже находится вне дома. Автор показывает характеры своих персонажей посредством нюансов колорита, точности деталей.
Позади стула стоит тоже уже одетая по-дорожному и с сумкой для путешествий пожилая женщина, готовая сопровождать юношу к месту учебы.
Напротив этой группы персонажей сидит на диване, развалившись, закинув ногу на ногу, отец, держащий в руке часы на цепочке, напоминая о времени. Он также одет в расстегнутый форменный сюртук с красными петлицами, погонами и лампасами на брюках. Второй рукой он опирается на диван, а лицо выражает тревогу и беспокойство.
Художник тщательно выписал все детали обстановки: стол с белоснежной скатертью, накрытый к чаю, портреты на стене, стул с недочитанной газетой и отцовской тростью. Картина передает семейную сцену в доме, где люди осознают чувство долга, посылая служить своего единственного сына.
«Разлука» 1872 год .
Алексей Корзухин.