Фарфоровая ваза, украшенная в технике тотай-шиппо, Такеучи Чубэй, конец XIX века.
Тотай-шиппо – это общее японское название редкой разновидности перегородчатой эмали по фарфоровым изделиям. Для перегородчатой эмали с серебряной проволокой на фарфоре используют отдельный термин дзики-шиппо. Самым известным мастером, работавшим в этой сложной технике, был Такеучи Чубэй (1852-1922) из Нагои (префектура Аичи). Его работы выставлялись и получили награды на международных и японских национальных промышленных выставках.
Мастерская Такеучи Чубэя работала в Нагое в конце XIX века. Большая часть продукции мастерской закупалась экспортной компанией «Shippo Gaisha» для отправки в Европу и Америку.
Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, с изображением драконов, парящих над волнами, высота 25 см, Такеучи Чубэй, около 1880 г.
Фрагмент декора вазы.
На фото видны подробности техники тотай-шиппо: рисунок создавался при помощи тонкой металлической проволоки, которая крепилась на фарфоровую заготовку, образуя непрерывный узор в виде ячеек, которые затем заполнялись глазурью разного цвета. Иногда таким способом оформлялась не вся, а только часть поверхности изделия. Вся сложность в том, чтобы подобрать такое сочетание металла, керамики и глазури, чтобы их коэффициенты температурного расширения совпадали. А это очень трудная задача. Некоторые исследователи полагают, что Такеучи Чубэй был буквально единственным мастером, который смог в совершенстве освоить этот чрезвычайно сложный процесс. Возможно, сложностью подбора компонентов объясняется и ограниченная палитра цветов, используемых в тотай-шиппо.
Редкая большая фарфоровая ваза, украшенная перегородчатой эмалью, высота 58 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.
Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, Такеучи Чубэй, высота 30,5 см, конец XIX века.
Пара фарфоровых ваз с крышками, украшенных перегородчатой эмалью, Такеучи Чубэй, высота 27 см, конец XIX века.
Фарфоровая ваза с воронами среди стеблей бамбука, украшенная перегородчатой эмалью работы Такеучи Чубэя, высота 26 см, конец XIX века.
Фарфоровая ваза, украшенная перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 38,5 см, конец XIX века.
Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 37 см, конец XIX века.
Пара шестигранных фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 24,5 см, конец XIX века.
Фарфоровое блюдо с перегородчатой эмалью работы Такеучи Чубэя, конец XIX века.
Фарфоровая ваза «Тысяча журавлей» с ручками в виде львиных масок, высота 19,4 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.
Ваза украшена позолотой, имитирующей инкрустацию золотом по металлу.
Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 35,7 см, конец XIX века.
Фарфоровая чайница, украшенная перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 11,5 см, конец XIX века, из коллекции Художественной галереи Нового Южного Уэльса.
Парные фарфоровые вазы с изображением конных воинов, украшенные перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 45 см, конец XIX века.
Парные фарфоровые вазы с изображением конных воинов (сторона 2).
Пара фарфоровых ваз с крышками, украшенных перегородчатой эмалью, Такеучи Чубэй, высота 26 см, конец XIX века.
Пара фарфоровых ваз, украшенных перегородчатой эмалью, работы Такеучи Чубэя для компании «Shippo Gaisha», высота 36 см, конец XIX века.
Такеучи Чубэй известен не только своими работами тотай-шиппо, он разработал уникальную глазурь, продававшуюся под торговой маркой «Корален», которую еще называют «ишимэ-яки» или «акульей кожей». Он получил на нее патент в 1882 году. Это характерная матовая глазурь с текстурированной поверхностью, напоминающей шероховатость кожи акулы на ощупь. Шероховатая поверхность создавалась путем окрашивания керамики и последующего посыпания ее порошком специальных прозрачных флюсов, которые плавятся на медленном огне. Из-за своей стоимости такой фарфор создавался только в течение короткого времени в конце XIX – начале ХХ века.
Текстура глазури на вазе «ишимэ-яки» работы Такеучи Чубэя.
Пара фарфоровых ваз, украшенных эмалью «акулья кожа», Такеучи Чубэй, высота 30 см, конец XIX века.
Фарфоровая ваза с изображением журавлей, украшенная эмалью «акулья кожа», Такеучи Чубэй, конец XIX века.
Фарфоровая ваза с изображением вьюнка и кузнечика, украшенная эмалью «акулья кожа», высота 18 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.
Фарфоровая ваза «Белка и виноград», украшенная эмалью «акулья кожа», высота 24,5 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.
Сочетание белок и винограда является популярным визуальным ребусом как в китайском, так и в японском искусстве, и его значение можно метафорически перевести как пожелание «изобилия в удаче и потомстве».
Фарфоровая ваза с изображением пиона, украшенная эмалью «акулья кожа», высота 25,5 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.
Фарфоровая ваза, украшенная эмалью «акулья кожа», высота 31 см, Такеучи Чубэй, конец XIX века.