[400x621]
Автор: Жан Поль Сартр [Jean-Paul Sartre]
Книга: Тошнота [Le Nausee]
Перевод [с французского]: Яхниной Ю.А.
Издательство: М.: АСТ: Астрель, 2010.
Источник: полка
Если иметь возможность много думать и не бояться в итоге пользоваться ею, то в итоге можно додуматься до поразительных вещей, которые способны потрясти думающего до глубины души. И герой романа "Тошнота", Антуан Рокантен, страдает именно от этого: финансовое положение позволяет ему не работать пять/шесть дней в неделю в каком-нибудь офисе или кафе, а заниматься тем, что нравиться, а именно писать исторический опус о некогда почившем маркизе Рольбоне , посещая ради этого периодически библиотеку вымышленного городка Бувиль [Bouville; boue - по-французски "грязь"].
Данное произведение написано в форме дневника, который начинает вести герой, чтобы разобраться с тем, что с ним происходит. Правда, данная форма построения произведения используется автором не слишком аккуратно, не слишком натуралистично. Возможно, выбирая такую форму Жан Поль Сартр хотел добавить в рассказ побольше достоверности, но вышло, по-моему, наоборот. Описания событий, приводимые в произведении, слишком точны для дневника, слишком прописаны - человеческая память просто не в силах до таких мелочей всё зафиксировать. В дневниках скорее пишут размышления, что здесь тоже, безусловно, в избытке присутствует, но слишком подробное событийное описание чересчур напрягает. Но это субъективное наблюдение.
В "Тошноте" Ж.П. Сартр в художественной форме весьма доходчиво доносит своё мироощущение, которое составляет основу его экзистенциальной философии. А это прежде всего абсурдность человеческого существования как такового, абсурдность вообще всего - и от этой абсурдности никуда не убежишь. Не убежишь просто потому, что даже смерть в этой ситуации не является выходом, ибо, как пишет Антуан: "Я смутно думал о том, что надо бы покончить счеты с жизнью, чтобы истребить хотя бы одно из этих никчемных существований. Но смерть моя тоже была бы лишней. Лишним был бы мой труп, моя кровь на камнях, среди этих растений, в глубине этого улыбчивого парка. И моя изъеденная плоть была бы лишней в земле, которая ее приняла бы, и наконец мои кости, обглоданные, чистые и сверкающие, точно зубы, все равно были бы лишними: я был лишним во веки веков" [стр.230]. Данная постановка вопроса несколько перекликается сточкой зрения античного киника, Диогена: "Он сказал, что между смертью и жизнью нет никакой разницы. Тогда почему же ты не умрёшь?- спросили его. Именно поэтому, - ответил он".
С Антуаном происходит следующее- он внезапно осознаёт, что существование - это непросто, существование - это вульгарно. Когда предметы начинают выказывать, что они существуют, то этим они стремятся заполнить собой всё окружающее пространство, наподобие клейкой массы. Осознав это, Антуан испытывает физическую неприязнь всего окружающего до такой степени сильную, что на него накатывают приступы Тошноты. Тошноты с большой буквы. Антуану вначале кажется, что существование бессмысленно и что с этим ничего не поделаешь, хотя в конце концов он находит выход. Ответ, ради чего можно существовать. Но, найденный выход - вовсе не выход, а, скорее, лишь временное укрытие, бегство от реальности, от Тошноты, от которой можно на время абстрагироваться, но от этого она вовсе не перестанет существовать.
Цитаты: "Прошлое - это роскошь собственника" [стр. 116]
"По-моему, мир только потому не меняется до неузнаваемости за одну ночь, что ему лень" [стр.137]
"Моё существование начало меня всерьёз смущать" [стр. 154]
"Скорее я… удивлён жизнью, которая дана мне ради - ради ничего" [стр.270]