Если Ваш ребенок - эмпат, то он чувствует все что происходит вокруг него: сору родителей, даже если они внешне стараются вести себя спокойно; нервозность мамы или бабушки или няни, даже если они стараются держать себя в руках; плохое настроение тети-продавца или нетерпимость медицинского работника по отношению к кому бы то ни было. Ребенок, скорее всего, не осознает, что он улавливает и тут же транслирует эмоции окружающих людей.
Возможно, есть такие дети, которые и осознают – чего на свете не бывает, но я по себе знаю, что у взрослого, сознательного человека на осознание и обучение управлять своей способностью эмпата уходит немало времени, да и потом приходится с каждым годом оттачивать свое мастерство – всё новые и новые ситуации подталкивают к этому.
Поэтому настроение у малыша может меняться от возбужденно-радостного, до напротив, в считанные минуты. Если рядом с ребенком-эмпатом, находится взрослый в гневливом, раздражительном состоянии, то малыш будет беситься, дурачится, возможно, даже безудержно истерически хохотать. Это его подстегивают чужие бурлящие эмоции. Говорят - дети всё чувствуют. А дети-эмпаты не только чувствуют, но и транслируют в окружающий мир, всё что чувствуют, но и пытаются общаться на уровне чувств (зачем лишний раз использовать несовершенный язык слов, если можно передать многоцветием эмоций?), но и считают окружающих способных к эмпатии априори, ну и сталкиваются с суровой реальностью лицом к лицу.
Иногда, в попытке сохранить свою целостность ребенок-эмпат, может игнорировать окружающих – абсолютно и совершенно во всём. Причем, как незнакомых людей, так и собственных родителей. Не пугайтесь – это энергосберегающий режим.
У детей-эмпатов могут быть проблемы с описанием картинок, если они эмоционально не зацепили. Да, даже если зацепили, выразить словами всю гамму чувств достаточно непросто. Сказать по правде, ощущение от картинки они вполне способны передавать, говоря: «Красивая», «Интересная», «Смешная». Другое дело, что то, что они передают на эмоциональном уровне, не каждый способен «расслышать». Чтобы переводить в слова все оттенки своих эмоций – для этого ещё нужно «вызреть», отточить мастерство конвертации чувств и эмоций в слова, вот тогда кое-что выходит донести.
Дети-эмпаты терпеть не могут несправедливости. Как они её понимают. Ведь они всё чувствуют. Если ребенка наказывают незаслуженно, просто спуская свой пар, из состояния раздражения и злости – он не согласится с таким наказанием. Помните как у Макаренко «Ударить ребенка можно, унизить нельзя»? Я долгое время была не согласна с этим утверждением, пока мой ребенок не расставил акценты, для меня. Можно и не бить, но унижать словами (уж этим грешит почти каждый, сам того не замечая, особенно если не нашел внутреннего равновесия), а можно и беззлобно хлопнуть по попе, если ребенок заигрался и отказывается воспринимать слова - не больно а, как напоминание: «Неправильным путем идешь». Ребенок-эмпат совершенно точно различит, где было по делу и без злобы в целях воспитания и привлечения внимания, а когда со злости. Во втором случае попытается отстоять себя (хотя может и от характера зависеть, и не попытается, но на ус намотает точно), ну а с первым согласится. Можно провести параллель для особенно ранимых (кстати, а вы знаете, что те, кто категорически не приемлет физических наказаний, на самом деле ассоциируют их с нелюбовью к себе и скорее всего несёт груз обиды на своих родителей ;) подумайте об этом) во взрослых отношениях, мы ведь тоже можем беззлобно хлопнуть мужа за зловредную шуточку отпущенную по поводу нашей мамы, или под столом наступить на ногу подружке, намекая на неуместность поднятой темы и т.п. У нас ещё при этом глаза такие выразительные сразу делаются… Но факт есть факт – физически мы и со взрослыми взаимодействуем, только это не воспринимается как наказание, как «бить».
Когда ребенок-эмпат подрастет, в школе неприятие несправедливости может принять несколько другой вид: «Марья Петровна – несправедливая, а Вера Валентиновна хоть и строгая, но справедливая» Причем не важно,
по отношению к кому была проявлена несправедливость, ребенок-эмпат воспримет её как личное оскорбление, он её чувствовал, чувствовал и тяжкую обиду или бессильную злость того, с кем несправедливо обошлись, теперь она стала и частью его. Пусть маленькой, но частью.
Порой на взрослых действуют гормоны, эмоциональный фон при этом бьется в припадке. Можно делать вид, что гормоны на нас не влияют, но ребенок-эмпат совершенно четко отразит внутреннее состояние человека с эмоциональным дисбалансом. Например, даже если были соблюдены все ритуальные действия перед сном – ребенок долго не сможет заснуть. Он словно бы сам себя растормаживает, сам будит и не дает уснуть. Чем больше он «балует-озорует», тем больше раздражения при нестабильном-то эмоциональном состоянии, тем больше углубляешься в себя, на своё раздражение и это состояние ходит по кругу от ребенка к взрослому с каждой минутой все больше и больше усиливается, пока взрослый не взорвется, т.к. именно у взрослого стоит задача «успокоить ребенка». Цель все дальше, раздражения все больше. Взрыв - сама собой разумеющаяся концовка.
Есть маленькая хитрость: нужно полностью переключить себя на положительные эмоции. Можно вслух или про себя повторять фразу «Я тебя люблю». Ну, в смысле ребенка. Тогда эмоции поутихнут, ребенок почувствует нежное и любящее отношение к себе, озоровать перестанет, успокоится и запросто сможет заснуть.
А представьте себе школу с её женским коллективом, с эмоциональным фоном, с гормонами, интригами, судами пересудами учеников и их родителей, отношение к самим ученикам. В общем, для ребенка-эмпата школа – адский ад. А уж если ещё и родители встают на сторону преподавателей, и по-глупому так встают, не растолковывая своей позиции, не объясняя всесторонне почему именно так, а не иначе, думая о своем статусе, или о том, что другие подумают о них, но только не о своём ребенке, не о его внутреннем равновесии (т..е. я тут пытаюсь продвинуть идею принятия), то ребёнку, любому ребенку, не только эмпату кажется, что целый мир противостоит ему, и он бессилен что-либо изменить, ведь он один и маленький, а взрослых много и они все против него… Но эмпату тяжелее в том плане, что он чувствует ещё и бессмысленность всего этого спектакля. Большой обман оценок, сравнений и конкуренции. Про гордыню он может быть и не задумывается, а бессмысленность чувствует.
А вот с детьми-дошкольниками у ребенка-эмпата – проблем нет никаких. Они друг с другом запросто договариваются, соглашаются на нововведения, вместе играют в свои нехитрые игры. У детей ещё нет коварства, они ещё не умеют обманывать ради обмана, в дошкольном возрасте все ещё достаточно просто – нет вранья и чрезмерных переживаний, а стало быть и потрясений особенных нет. Это со взрослыми тяжело – они сами не знают чего хотят, и реакции день ото дня могут разниться, а с детьми просто, по крайней мере до тех пор, пока они не научатся преднамеренно претворяться расстроенными.
Дети-эмпаты – готовы к сотрудничеству, даже с самым маленьким можно говорить, договариваться как со взрослым человеком. Он может слов не понять, а эмоции прочтёт и пойдет на контакт. Но насилия не приемлет, ни над собой, ни над другими. В любом виде.
Берегите своего ребёнка-эмпата, он с рождения знает гораздо больше многих, он чувствует то, что от него пытаются скрыть, он чувствует когда его заведомо обманывают, и вообще когда обманывают кого-либо в его присутствии. Он тяжело переносит обман, невыполненные обещания, даже самые незначительные. На него обрушивается громадное количество информации-эмоций, такое напряжение не всякий выдержит, а ему приходится с этим жить с самого рождения. И не страшно, что он может быть рассеянным, летающим в облаках или даже игнорирующим, поверьте, у него такой объём информации-знаний внутри, полученный в повседневной жизни - ему есть чем заняться, что обдумать и попробовать применить по отношению к себе. Ведь если есть эмоциональный слепок с чего бы то ни было, то привнести это в свою жизнь проще простого.
Люблю вас! И желаю вам счастья!
Автор: Наташа Бук
Источник: http://natashabuk.ru/empatiya/esli-vash-rebenok-empat.html