• Авторизация


Без заголовка 12-03-2012 03:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

ЖЗЛ (ПАВЕЛ КОВАЛЕВСКИЙ. БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ ОТ КАВКАЗА ДО БАЛКАН)

Удивительное дело, в словарях и энциклопедиях пишут, что «Ковалевский — один из наиболее значительных живописцев второй половины XIX века в России». Но, если бы у меня попросили назвать русских баталистов позапрошлого века, я бы назвал имена Франца Рубо (17 июня 1856 — 13 марта 1928), Богдана Виллевальде (1818 - 23 апреля 1903) и Василия Верещагина (14 (26) октября 1842 – 31 марта (13 апреля) 1904). Но никак не Ковалевского, с творчеством которого не был знаком до недавнего времени, хотя его батальные полотна часто мелькают в интернете. Теперь, исправив «пробел» в своем изучении истории живописи, знакомлю и вас с творчеством этого художника, не понятно почему не «разрекламированного» историками искусства.

Павел Осипович Ковалевский

1843 – 1903

[показать]

Павел Осипович Ковалевский

Русский живописец-баталист, представитель академизма, дядя художницы Зинаиды Ковалевской, посвятившей жизнь и творчество Узбекистану.
Павел родился в семье известного ученого-китаиста, специалиста по Тибету и Монголии, академика Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Казанского и Варшавского университетов Осипа Михайловича Ковалевского и был средним из трех сыновей профессора. Воспитывался он в Казани, учился в местной гимназии, правда, полный курс не закончил, поскольку решил стать художником и отправился в Петербург «завоевывать столицу».




Петербург

В 1862 году Павел Ковалевский приехал в Петербург и в том же году поступил в Императорскую Академию художеств, сначала в качестве вольноприходящего ученика, с 1868 года — постоянного студента. Ковалевский выбрал батальный класс, где его наставником был Богдан Павлович (Готфрид) Виллевальде. К тому времени в Академии уже сложились определенные традиции обучения батальной живописи, мощный толчок для развития которой дала Отечественная война 1812 года.
Богдан Виллевальде (1818, Павловск - 23 апреля 1903, Дрезден) сам с 1838 по 1842 год учился в Императорской Академии у «русского немца», баталиста Александра Ивановича Зауервейда (1782—1844), которого в 1814 году пригласил император Александр I в Санкт-Петербург для исполнения картин военного содержания и рисунков обмундирования русских войск, и который при императоре Николае I учил рисованию великих князей. Избравший своим поприщем батальный жанр - очень почетный в эпоху Николая I, Виллевальде специализировался на крупных картинах, посвящённых историческим победам России и официальным общественным событиям, например, открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде или въезду императора Александра II в Москву на коронацию.

[показать] [показать]

Богдан Павлович Виллевальде
Богдан Виллевальде Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году. 1884 г. Русский музей

Помимо этого, Виллевальде рисовал сюжеты из современной истории России, в том числе военные, часто ездил на театры военных действий, чтобы детально изучать подробности событий, например, кавказской войны (1817-1864).
За период обучения в Академии Павел Ковалевский получил все существующие академические награды: в 1863 году он был удостоен малой серебряной медали за рисунок, в 1865 — малой серебряной медали, в 1868 — большой серебряной медали и малой серебряной медали, в 1869 — малой золотой медали за картину «Преследование турецких фуражиров линейными казаками близ Карса», в 1871 — большой золотой медали за программное полотно «Первый день сражения при Лейпциге, 1813».
В 1870 году Ковалевский был командирован на Кавказ для изучения природы, национальных типов и костюмов.

[показать]

Павел Ковалевский Кавказ. 1872 г.

[показать]

Павел Ковалевский Переход через перевал. 1873 г.

Кавказ всегда был местом, особо притягательным для любого художника-баталиста. Картины, созданные по кавказским эскизам, явились подготовительным этапом для работ, созданных в конце 1870-х годов, во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.).
А в следующем, 1871 году, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку.

Европа

В 1873 году, в качестве пенсионера Академии, художник отправился за границу, где провел три года.
Ковалевский побывал в Мюнхене, где изучал музейные собрания и выполнил множество пейзажных этюдов, затем посетил Дрезден и Вену. В Вене художник участвовал во Всемирной выставке, на которой его работа была отмечена золотой медалью.

[показать]

Павел Ковалевский Табун лошадей на заре. 1873 г.

[показать]

Павел Ковалевский Привал кавалеристов. 1874 г.

После поездки по Германии и Австрии Ковалевский поселился в Риме. В Италии он написал в 1876 году картину «Раскопки в Риме (Нивелировка окрестностей Рима для постройки новых кварталов)», за которую был удостоен звания академика. В 1878 году за это произведение Ковалевский был удостоен Золотой медали 2 класса на Всемирной выставке в Париже, а спустя восемь лет, в 1886 году, получил Золотую медаль на берлинской юбилейной художественной выставке. Эта работа находилась долгое время в музее Александра III (сейчас – Русский музей в Санкт-Петербурге).

[показать]

Павел Ковалевский Раскопки в Риме (Нивелировка окрестностей Рима для постройки новых кварталов). 1876 г.

Конец 1876 — начало 1877 года Ковалевский провел во Франции, но весной 1877 года в связи с началом русско-турецкой войны художник был вызван из Франции и направлен в штаб 12-го корпуса действующей армии в Болгарии в качестве военного корреспондента.

[показать]

Павел Ковалевский. Героическая защита Шипки в 1877 году.

Русско-турецкая война

Военные корреспонденты, прикомандированные к действующей армии, должны были иметь при себе блокноты, карандаши и прочие художественные принадлежности, позволявшие им эскизно запечатлеть сражения или события, связанное с войной.

[показать]

Павел Ковалевский Привал 140-го пехотного Зарайского полка 35-й пехотной дивизии.

[показать]

Павел Ковалевский Переправа. 1889 г.

В 1876 - 1878 годах Ковалевский находился на театре военных действий русской армии против турок и собрал там богатый запас материалов для последующих своих произведений. Среди известных работ Балканской кампании – картины «Штаб 12-го корпуса в Болгарии (Пленные турки)» (1878), «12 октября 1877 года (Перевязочный пункт)» (1878).

[показать]

Павел Ковалевский Переправа через Дунай. 1880 г.

[показать]

Павел Ковалевский Бой у Иваново-Чифлик 2 октября 1877 года. 1887 г.

В 1878 году, после возвращения с фронта, художник поселился в Варшаве.
По эскизам, привезенным с Балкан, Ковалевский в 1880-е годах работал над серией картин для Военной галереи Зимнего дворца, среди которых – «Сражение при реке Ломе 12 октября 1877 года», «Кавалерийское дело у Трестеника и Мечки 14 ноября 1877 года», «Ночной бой под Карагачем 4 января 1878 года».

[показать]

Павел Ковалевский Атака русской кавалерии на турецкий обоз. 1877 год. 1880-е гг.

[показать]

Павел Ковалевский Генерал Иосиф Гурко на Балканах 1891 г.

Последние годы

В 1881 году «за труды на художественном поприще» Ковалевский был удостоен звания профессора Академии, в 1889 году переехал из Варшавы в Киев, а с конца 1890-х годов жил в Петербурге.
С 1897 года Ковалевский занимал должность профессора-руководителя и возглавил батальную мастерскую Академии художеств, которой руководил до последних дней жизни.
В 1898 году он был избран действительным членом Академии.
Ковалевский работал преимущественно как баталист, но иногда обращался к пейзажной живописи, портрету, жанровым картинам и анималистике.

[показать]

Павел Ковалевский Покупка лошади 1878 г.

[показать]

Павел Ковалевский Понесли. 1884 г.

Лучшие произведения художника, как правило, представляют собой сложные многофигурные композиции, в основе которых лежит строгий тщательно выполненный рисунок. Некоторым жанровым работам присуща социально-критическая тенденция, что роднит эту часть его творчества с деятельностью передвижников. К известным картинам «небатального жанра» можно отнести известные работы – «Объезд епархии» (1885), «На станции» (1885), «Охота» (1886), «Нападение разбойников на проселочной дороге» (1888), «Тревога», «Тройка в грязи» (1889) и другие.

[показать]

Павел Ковалевский Порка. 1880 г.

[показать]

Павел Ковалевский Объезд епархии. 1885 г.

Работал Ковалевский и в жанре книжной графики, создав в 1890-х годах цикл иллюстраций к роману Л. Н. Толстого «Война и мир», которые, к сожалению, не были опубликованы.
Умер художник в 1903 году.
В 1916 году в Петербурге прошла большая ретроспективная выставка работ художника.

[показать]

Павел Ковалевский Перед грозой. 1887 г.

[показать]

Павел Ковалевский Белая ночь. 1891 г.

Произведения Ковалевского находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Музее коневодства, музеях Барнаула, Костромы, Рыбинска, Севастополя, Ставрополя, Минска, Тбилиси и других. Например, в коллекции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева находится три работы Ковалевского – «Нормандская белая лошадь» (1876), «Лошадь» (1886) и «Солдатский привал» (1883).

[показать]

Павел Ковалевский Приехали!

Источники - Википедия, электронные справочники и энциклопедии.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Головко_Елена - Дневник Головко_Елена | Лента друзей Головко_Елена / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»