• Авторизация


Нумикон - учим деток математике 22-04-2017 12:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения inka1 Оригинальное сообщение

Нумикон - учим деток математике

Источник:http://oursun.ucoz.ru/publ/katalog_statej/o_formir...kh_navykov/matematika/3-1-0-49

Про Нумикон

Заказать можно так: http://downsyndrome.org.ua/forum/index.php/topic/5...page__view__findpost__p__58608

[показать]

Так же про это пособие можно прочитать в последнем номере журнала "Сделай шаг" (номер 3(44)октябрь 2011), который выпускает ДСА.

 

 

В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ –  представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. 

 

 

 

[показать]

 

 

С  формами Нумикона  можно увлекательно играть.  Ребёнок может доставать  их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах. [показать]

[450x]

 

 

Их можно выстраивать в ряд,  накладывать на специальную доску (по типу «Лего»), на плоскостное изображение, использовать для конструирования по рисунку на плоскости и составлять из них свои узоры. 

[350x]Формы можно  скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел.  Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа  как соответствующей формы Нумикона. 

 

С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и  количеством.


 

    Запомнив образ числа, ребёнок в дальнейшем соотносит форму Нумикона с числом, не нуждаясь в пересчёте дырочек на ней – она становится для него паттерном.


 

   Чётные числа представлены в Нумиконе прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и 
зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга. Выстраивая на 
доске  штырьки Нумикона одновременно двумя руками, ребёнок может заметить, что, если последний штырёк остался один (вторая рука свободна) – число штырьков нечётное, если же и на последнем ходу заняты обе руки – получается чётное число.

[300x]


 

 

 

Наш опыт показывает, что числовой ряд из  Нумикона становится у ребёнка гораздо 
легче цифрового ряда.   Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок  видит, что каждое следующее число больше предыдущего  на один. 

 

[300x]

 


Мы можем сталкиваться  с ситуацией, когда дети с выраженной задержкой развития, уже зная цифры и соотнося их с количеством, и  зная числовую последовательность, тем не менее, без внешнего контроля и пошаговых инструкций не могут выстроить цифровой ряд.  
Выстроив самостоятельно ряд из форм Нумикона, они  могут использовать его как опору для построения цифрового ряда. 
 


 

   

[x300]

 Накладывая две формы Нумикона друг на друга, ребёнок получает преставление о сравнении чисел по величине, впоследствии может определить, на сколько одно число больше или меньше другого. 


 

 

 

 

 

 

 

 

[x300]Соединяя две формы между собой на плоскости и находя соответствующую получившуюся новую форму (если счёт идёт в пределах 10), ребёнок получает представление о сложении и составе целого из частей, а убирая одну из частей – о вычитании. 

[показать] [показать]

Нумикон даёт возможность получить представление о составе числа, причём целое и его части при желании можно уравновешивать на чашечных весах.  

Таким способом можно подойти к представлению о простейших уравнениях типа 5 +  …   =8 . 

[x250]  [x250]

[x250]  [x250]

С помощью Нумикона можно наглядно показать детям образование чисел второго и последующих десятков, дети могут сами строить плоскостные и объёмные модели этих чисел, оперировать с ними. Например, чтобы к 7 прибавить 5, ребёнок пристраивает на плоскости последовательно («в длину»)  форму 5 к форме 7 так, чтобы между ними не было зазоров, накладывает сверху форму10 и видит, что после неё осталось ещё 2  (можно наложить ещё форму 2) –получилось двенадцать. Таким способом дети решают примеры с переходом через десяток и могут складывать числа в пределах сотни.

      Нам кажется важным, что с помощью Нумикона ребёнок учится считать не единицами, а сразу паттернами, что значительно облегчает в дальнейшем для него счётные операции и позволяет производить их быстрее. В то же время Нумикон сам по себе является наглядным и осязаемым счётным пособием, «счётной машинкой», которая позволяет быстро и понятно производить операции сложения и вычитания ребёнку-дошкольнику.  Детям с задержкой развития или интеллектуальной недостаточностью Нумикон будет помогать и в более старшем возрасте.

[x350]  [x350]

Важно отметить, что для формирования у детей элементарных математических представлений мы использовали пособие Нумикон в сочетании с другими, используемыми нами прежде, материалами и методиками, как дополнение к ним. Образование, состав чисел и счётные навыки отрабатывались на разнообразном предметном материале. Числовая лесенка выстраивалась с помощью LEGO Education, это пособие давало также возможность детям оперировать с цифрами в период, предшествующий их  записи. Широко использовалось пособие «кораблики» - современный удобный аналог счётных палочек, карточки с точками и предметными картинками, дидактические игры, печатные материалы.  Использование вместе с Нумиконом разнообразных материалов и пособий предотвращало возникновение у детей стереотипов, например, привязки числа к цвету формы нумикона, облегчало возможность переноса полученных умений и навыков, способствовало наиболее эффективному формированию 
у детей элементарных математических представлений.

Видео с семинара по инклюзивному образованию "Обучение математике"












       Результаты использования  Нумикона  (в сочетании с другими пособиями) с детьми 6-7лет:

- дети группы развития «Особый ребёнок» (диагноз - РДА, ОНР 1, выраженная интеллектуальная недостаточность), которым прежде счёт был недоступен, выстраивают числовой ряд  из форм Нумикона,  соотносят формы Нумикона с цифрами;

- у детей  с синдромом Дауна 6-7 лет сформирован счёт в пределах 8-10: пересчёт, отсчёт заданного количества, соотнесение количества, числа и цифры.  Дети осваивают с помощью Нумикона операции сложения и вычитания в пределах 5-9, записывают примеры с помощью LEGO Education;

- дети с ДЦП (тетрапарез,  ЗПР) с помощью Нумикона освоили числовой ряд.  Сформирован счёт в пределах 10,  детивыполняют счётные операции в пределах 10 с помощью Нумикона, записывают  примеры с помощью LEGO Education;

-  дети, имевшие в начале года диагнозы ЗПР и ОНР, в настоящее время  выполняют  все задания по формированию счётных представлений, соответствующие возрастной норме.  С помощью Нумикона они могут участвовать в занятиях инклюзивной группы наравне с нормативно развивающимися детьми;  

- нормативно развивающиеся дети с помощью Нумикона  легко решают примеры с переходом через десяток.

автор:

Леонтьева Елена Ефимовна – учитель-дефектолог ГОУ д/с 288 г. Москва. 
 Педагогический стаж – 22 года. Имеет высшую квалификационную категорию, является почетным работником образования (нагрудный знак),  победитель в конкурсе «Грант Москвы» в сфере образования (2009 г.)

Как мы начали работать с нумиконом.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нумикон - учим деток математике | VLudmilka - Дневник VLudmilka | Лента друзей VLudmilka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»