Энка (яп. 演歌) — жанр японской песни, появившийся в послевоенный период Сева (1926 - 1989) схожий по смыслу с русским романсом, американским кантри, и португальским фадо. В настоящее время под энка подразумеваются традиционные песни романтического содержания.
Это был первый жанр, сочетающий японский пентатонический звукозаряд и западную гармонику. Классическая эстрадная песня энка складывается только в минорном регистре. Обычно это медленная песня под влиянием японских элементов, заканчивающаяся в бурном темпе в конце предложений. Тональность является пентатонной, и певцы используют преувеличенное вибрато при исполнении. Enka - песня расставания в форме баллады. Исполнители одеты обычно в кимоно. Пик Enka состоялся в 1950-60-е годы, когда Enka был главной тенденцией развития японской популярной музыки.
По мнению преобладающего большинства специалистов, энка ведет свою родословную от более старых, традиционных мелодий японской популярной музыки, совокупность которых известна под названием рюкока. Уникальное звучание энка обеспечивается благодаря кобуси - медленному вибрато, в котором поются мелодии этого жанра. Часть музыковедов сравнивает энка с блюзами или спиричуалсами, хотя они, видимо, ближе к музыке кантри - вестерн. Подобно песням этой последней, в энка часто эксплуатируется сентиментальная тематика : воспоминания о родных городах и добрых старых временах, страдания по утраченной любви и забвение печалей в рюмке спиртного.
В 50-х годах были восстановлены и перепеты довоенные песни. Они были слиты с блюзом, чтобы сформировать игру 'настроения'. Отчетливо японские мелодии слились с западными струнными оркестрами и некоторыми японскими инструментами
Например: Isao Hayashi, Toshiro Okamoto, Hachiro Kasuga, Michiya Mihashi, Hiroshi Mifune, Yujiro Ishihara, Chiyoko Shimakura, Hibari Misora, Haruo Minami, Hideo Murata, Peggy Hayama, Hiroshi Mizuhara, Keiko Matsuyama и Yukio Hashi.
60-е, как полагают, являются лучшими из золотых возрастов enka. Некоторые песни все еще использовали японский пентатонный масштаб, объединяя японские элементы с грустной манерой исполнения. Например: Hideo Murata, Frank Nagai, Kazuo Funaki, Yoko Kishi, Akira Kobayashi, Kiyoko Suizenji, Harumi Miyako, Saburo Kitajima, Masao Sen, Hibari Misora, Yujiro Ishihara, Mina Aoe, Hiroshi Uchiyamada & Cool Five и Shinichi Mori.
В 70-х, тенор-саксофон заменялся сопрано-саксофоном, и звук стал легче. Термин enka стал широко используемым благодаря Keiko Fuji (мать популярной мега-звезды Utada Hikaru) и других звезд, типа Rumiko Koyanagi, Shiro Miya & Pinkara Trio, Yujiro Ishihara, Yuriko Futaba, Aki Yashiro, Tetsuya Watari, Tonosama Kings, Kiyoshi Nakajo, Shinichi Mori, Harumi Miyako, Sayuri Ishikawa, Toshi Ito & Happy Blue, Jiro Atsumi, Mieko Makimura, и Sachiko Kobayashi.
В 80-х, типичным для enka сопровождением стал саксофон, труба, электрическая гитара, электрический бас, фортепьяно и струнные, а также японская традиционная флейта - shakuhachi или shamisen. Популярности способствовали и эмоциональные исполнители: Harumi Miyako, Eisaku Okawa, Takashi Hosokawa, Joji Yamamoto, Gannosuke Ashiya, Los Indios & Sylvia, Hiroshi Itsuki, Yujiro Ishihara, Aki Yashiro, Fei-Fei, Tomio Umezawa, Teresa Teng, Hibari Misora, Ikuzo Yoshi, Chiyoko Shimakura и Ichiro Toba.
К 90-м, лирика стала легче и мелодии формальны. Enka стал больше нравиться более молодым людям. Вот некоторые имена новых звезд: Mitsuko Nakamura, Oyone's, Kaori Kozai, Miyako Otsuki, Takao Horiuchi, Ayako Fuji, Natsuko Godai, Yoko Nagayama, Yoshimi Tendo, Fuyumi Sakamoto, Yutaka Yamakawa, и Miyuki Kawanaka
Enka - все еще чрезвычайно популярная форма музыки сегодня. Япония принадлежит к культурам, ставящим песенную составляющую коммерческой музыки выше танцевальной. Важно заметить, что японская поп-музыка профессиональна и организована. Просто так абы кого на сцену ни один продюсер в здравом уме не выпустит. Процент людей, попавших на сцену по родственным связям, близок к нулю. В Японии существует развитая система концертов непрофессиональных исполнителей, победители в которых могут рассчитывать на получение профессиональных контрактов. Также развита система Фан-клубов и производство разнообразной продукции, связанной с любимыми исполнителями.
Наиболее известной и почитаемой исполнительницей в данном жанре является Хибари Мисора, которая также известна как «Королева энка» и «Королева Сёва» с 1926 года по 1989 год, период её наибольшей прижизненной популярности.
В энка общепризнанна традиционная японская музыка, исполняемая на синобуэ и сямисене. Помимо телевидения энка можно услышать во многих ресторанах, питейных заведениях, караоке-барах и кафе.
Использованы материалы: http://ref.com.ua/music/00004397.html
http://www.russia-japan.nm.ru/otoko.htm
http://japonia.ru/info/new_window.php?id=355
http://enka.com.ua