Автопортрет с палитрой (в возрасте около 24 лет), 1640, Галерея Уилсона, Челтнем, стиль: Барокко, Золотой век Голландии

Герард Дау (нидерл. Gerard Dou, также Геррит Доу нидерл. Gerrit Douw, 7 апреля 1613, Лейден — 9 февраля 1675, там же) — нидерландский художник, принадлежит к кругу «малых голландцев». В 1628—1631 годах учился у Рембрандта.
Писал портреты без ушей, которые стоили дороже картин Рембрандта.
Автор многочисленных скрупулезно выписанных жанровых сцен с детальной проработкой изображаемых объектов.
Одна из таких картин — «Шарлатан». Каждый фрагмент картины мог бы стать отдельным законченным произведением.

Лекарь-шарлатан (Знахарь), 1652, 112×83 см, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Герард Доу, Шарлатан, фрагмент «Помощник»

Шарлатан, фрагмент


Шарлатан, фрагмент. Воришка

Учёный, затачивающий перо, 1635, Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Медик. (Врач), 1653, Музей истории искусств, Вена
Г. Доу. Кошка, присевшая на подоконник в мастерской художника, 1657, Лейденская коллекция, Нью-Йорк

Спящая собака и глиняный горшок, 1650, Частная коллекция

Лавка бакалейщицы, 1672, Королевское художественное собрание, Лондон
Ростовщик (Взвешиватель золота), 1664, Лувр, Париж
Старуха за книгой (на картине «Женщина, читающая Библию» можно увидеть на какой странице открыта Библия, мать Рембрандта - хотя не все искусствоведы придерживаются этого мнения.). Ок. 1630—1635. Рейксмюсеум, Амстердам
Молодая дама за туалетом, 1667, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам

Молодая мать (на этой картине ни у одного из персонажей не увидеть ушей; само произведение же было выкуплено за 4000 гульденов в подарок английскому королю Карлу II), 1658, Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Молящийся отшельник (часто повторяющийся сюжет в творчестве художника)

Служанка у окна, 1660, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
Девушка режущая лук 1646, Королевская коллекция.

Женщина,играющая на клавесине
Кружевница. 1667
Интересные факты:
Большинство картин Доу – маленькие, самым большим стало полотно под названием «Знахарь» (Лекарь-шарлатан), 83 на 112 сантиметров. Небольшой размер и большое количество деталей как будто подчеркивали особенную ценность картины. Доу использовал для работы увеличительное стекло, а также собственноручно изготовленные кисти – «тоньше человеческого ногтя», как отзывался о них один из его коллег-художников.
У Г. Доу не было отбоя от почитателей и покупателей. Он предоставил агенту шведской королевы Питеру Спирингу «право первого отказа», то есть возможность купить любое созданное произведение художника; за это право Спиринг платил Доу ежегодно пятьсот гульденов. Мастер писал и портреты, за работу он брал по шесть гульденов в час. С учетом того, насколько тщательно подходил художник к процессу, насколько продолжительной была работа над каждой картиной, можно сделать вывод, что заказчики ему попадались обеспеченные. За один день простой рабочий – как, впрочем, и простой художник – в то время получал около одного гульдена.
В сороковых годах XVII века Герард Доу вступил в Лейденскую гильдию Святого Луки – объединение нидерландских художников, и создал собственную школу под названием Fijnschilders, или «Изысканные художники». У Доу было много учеников и много подражателей.
При жизни Доу его почитателями и покупателями картин стали шведская королева Кристина, английский король Карл II, великий герцог Тосканский Козимо III Медичи, эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Впоследствии картины Доу приобретали и других монархи и члены их семей, включая Екатерину II и Жозефину Богарне.
Художник прожил в родном Лейдене всю жизнь, так и не женился, прослыл занудой и оставил состояние в двадцать тысяч гульденов. К настоящему времени ему приписывается около двух сотен картин.
Занимая довольно узкую нишу, Доу писал то, что хотели получить от него заказчики – за очень большие деньги. Это были, как правило, изображения одной-двух фигур в интерьере, часто украшенном скульптурами или барельефами, в помещении непременно показано окно; персонажи на картине заняты повседневными делами или же выполняют свою работу, или читают Библию. Передний план хорошо освещен, в глубине же картины – мрак, похожий на небрежность при создании фона. Герарда Доу называли последователем техники «кьяроскуро», контрастной светотени в стиле Караваджо, критики его стиля, однако, усматривают в таком приеме своеобразный способ сэкономить силы и время.
Герард Доу. «Девушка с гроздью винограда у окна», около 1650 г. Размер: Высота: 37,9 см (14,9 дюйма) Ширина: 29 см (11,4 дюйма), Техника: дерево, масло. Королевская коллекция от британской королевской семьи

Герард Доу. «Молодая женщина с лампой», ок. 1660-1670 гг. Размер: Высота: 19 см (7,4 дюйма) Ширина: 14 см (5,5 дюйма). Техника: дерево, масло. Маурицхейс, художественный музей, Гаага

Герард Доу, «Натюрморт с книгами и музыкальными инструментами», ок. 1660 г. Размер: 81,5 x 63,5см. Техника: дерево, масло. Маурицхейс, художественный музей, Гаага